Экономическая изоляция России набирает обороты после санкций ЕС, США, Великобритании, Японии и других союзников из-за вторжения в Украину. Российские активы теряют в цене, рубль стремительно обесценивается
За 107 років існування Forbes логотип змінювався 18 разів, але таким авангардним і вільним світ його бачить вперше. В новому числі журналу Forbes Ukraine: сучасне мистецтво, топ-50 благодійних фондів, альтернативна енергетика, 30 до 30. Замовляйте вже зараз!
Потери России
Старт торгов на Лондонской бирже стал обвальным для акций российских компаний. Масштабы падения: «Новатэк» – 54%, «Роснефть» – 45,51%, X5 Group – 36,25%, «Сургутнефтегаз» – 19%, Evraz – 18%, «Полюс» – 17%, сообщают в РБК. У Сбербанка и TKS Group котировки за день упали более чем на 70%. А если сравнивать с довоенным состоянием, то Сбербанк на иностранных биржевых площадках обрушился в семь раз, «Газпром» – почти втрое.
Российский ЦБ решил не открывать торги на Московской бирже.
По состоянию на 28 февраля, российский рубль официально упал почти на 30% к доллару из-за санкций. Утром в понедельник он торговался в коридоре 100–119 руб/$. Однако в кассах банков цена покупки пробила 150–190 руб/$.
«Россияне массово бросились скупать импортные товары и снимать деньги в банкоматах», – комментирует Эрик Найман, управляющий партнер инвесткомпании HUGʼS. 24–25 февраля российские банки издали огромное количество кэша. В четверг – 111 млрд руб, а в пятницу – 1,39 трлн руб, отмечает в своем телеграмм-канале управляющий директор Газпромбанк Private Banking Егор Сусин. Банк России только в конце прошлой недели продал валюты всего на ~$1 млрд (8,8 млрд руб) для стабилизации курса, вероятно, основные продажи были со стороны экспортеров, пишет Сусин.
Как Россия пытается спасать экономику от пике
Чтобы остановить дальнейшую панику на валютном и биржевом рынке в связи с введением санкций против резервов, правительство России пошло на экстренное повышение ключевой ставки с 9,5% до рекордных 20%, временно запретило брокерам проводить операции с российскими ценными бумагами, которые держат нерезиденты, и обязал экспортеров продавать 80% валютной выручки.
Российский регулятор также заявил, что высвободит 733 млрд руб ($8,78 млрд) из резервов местных банков для повышения ликвидности. Российские банки могут не увеличивать свои резервы в течение года.
Кроме того, глава ЦБ РФ Эльвира Набиуллина объявила о прекращении валютных интервенций с 28 февраля. С помощью денежных интервенций ЦБ поддерживал курс рубля. Из-за санкций около 50% резервов ЦБ заблокированы. Блокировка резервов ЦБ РФ означает, что он потеряет доступ к более $250 млрд из около $640 млрд общих резервов, оценил Сусин.
Большая часть резервов РФ номинирована в физическом золоте, которое сохраняется в России, и китайском юане. «В ответ заблокированы ценные бумаги нерезидентов на соответствующие величины», — отмечает Сусин и подчеркивает, что главная проблема теперь состоит в том, что ЦБ не сможет напрямую продавать валюту.
«Приостановка выполнения всех поручений клиентов – иностранных юридических и физических лиц продавать российские ценные бумаги – это очень жесткий акт экономической агрессии, – говорит Найман. — Причем он бьет по обычным мирным инвесторам».
Основным источником поддержки для рубля сейчас будут средства экспортеров, которые вынуждены продавать 80% своей выручки в валюте. По оценкам аналитиков российской инвесткомпании ВТБ Капитал, по сегодняшним ценам нефти, металлов и другого сырья в 2022 году экспортная выручка по товарам составит около $600 млрд, по услугам — $50 млрд.
Хватит ли этих средств, чтобы стабилизировать российский валютный рынок? Скорее всего, нет.
Бипан Рай, старший макростратег CIBC Capital Markets, заявил CNBC в понедельник перед началом оффшорных торгов, что ожидает «значительное и резкое падение» российской валюты в будущем. Именно поэтому Найман ожидает, что следующими шагами российских властей могут быть:
- запрет снятия иностранной валюты с банковских счетов;
- принудительный выкуп иностранной валюты по курсу 80–85 руб/долл;
- переход в безналичных расчетах на государственный фиксированный курс, который будет в разы ниже рыночного;
- запрет на выезд за границу;
- исчезновение импортных товаров с полок магазинов и т.д.
Не исключено, что ЦБ РФ введет дополнительные ограничения на движение капитала – например, запрет/ограничение на выплату дивидендов или досрочное погашение внешних займов иностранным дочерям/материнским компаниям и инвесторам по финансовым инструментам.
Инфляционный шок все равно неизбежен, считает Станислав Мурашов макроаналитик российского Райффайзенбанка. «Инфляция к концу 2022-го будет двусмысленной, а ВВП России по итогам 2022-го потеряет 3–5% в реальном выражении», — прогнозирует Мурашов.
В свою очередь экономист, советник главы государства по вопросам экономики Олег Устенко, прогнозирует, что колоссальная девальвация, неконтролируемое рефинансирование со стороны ЦБ РФ может привести к галопирующей инфляции, вроде гиперинфляции 90-х.
«В скором времени центробанк России перестанет давать информацию о состоянии своих резервов, а затем должен будет закрыть валютный рынок навсегда, ну, или на очень долго, — написал Устенко. — Он перейдет в состояние даже не 90-х, а 80-х».
Вы нашли ошибку или неточность?
Оставьте отзыв для редакции. Мы учтем ваши замечания как можно скорее.