Цивилизация избавила нас от голода и увеличила продолжительность жизни. Как избавиться от болезней цивилизации?
Новий номер Forbes Ukraine: 202 найбільші приватні компанії та 303 ефективних СЕО. Замовляйте та отримуйте два журнали за ціною одного!
Стремление к счастью – неотъемлемое право человека, провозгласили отцы-основатели Американской республики. Но как не просто стремиться, а стать счастливым? Я патофизиолог. Эта дисциплина – философия медицины. Она изучает причины, по которым люди заболевают. Все болезни делятся на два типа: стохастические, то есть случайные, и детерминированные (неслучайные). Перелом или травму предугадать невозможно. А есть болезни, риск которых сознательно или несознательно увеличиваем своими действиями мы сами.
Художник, работая с растворителями, повышает риск возникновения опухолей в будущем. Мужчины, которые часами просиживают за рабочим столом, приближают геморрой и мужское бесплодие. Люди, живущие в стрессе, ломают природный механизм борьбы с опасностью. Если реальной угрозы нет, а вы просто переживаете – ждите сердечных болезней и инсультов.
Большинство хронических заболеваний закономерны и предсказуемы. Почти все они – «заболевания цивилизации». У животных и в дикой природе не бывает ишемической болезни сердца, инфаркта миокарда, нарушения мозгового кровообращения. А ведь именно из-за них умирает большинство современных людей.
Почему этими заболеваниями страдает только Homo sapiens? За что они нам?
За неуемную жажду удовольствий. «Невыносимая легкость бытия» нас же в конечном счете и убивает. Мы слишком ленивы и не хотим напрягаться. К большинству хронических заболеваний и раннему старению приводит комбинация четырех факторов.
- Отсутствие голода. У охотников-собирателей, какими люди были сотни тысяч лет, не было доступа ни к фастфуду, ни к супермаркетам. Голод был естественным состоянием нашего организма. Победив его, мы отключили выработавшийся у нашего вида механизм аутофагии, очищающий тело от накопившихся токсинов.
- Мы не испытываем гипоксии из-за нехватки физических нагрузок. А это важный природный механизм адаптации, отвечающий за рост сосудов. Нарушается доступ крови к внутренним органам.
- Мы живем в почти стерильных условиях, едим много рафинированной пищи, потребляем алкоголь. Отсюда ожирение, диабеты, нарушения обменных процессов. В нашем организме есть «сенсоры чужого» – ксенобиотики. Они реагируют на чужеродную среду, активируя специальные очищающие белки. Рафинированная еда их разрушает, вызывая самоотравление.
- Постоянный тепловой комфорт снижает работу центра терморегуляции, находящегося в гипоталамусе (с греческого переводится как «под брачным ложем» – там решается много важных вопросов). Гипоталамус также отвечает за работу эндокринной системы, влияющей на весь организм.
Homo sapiens стремился к комфорту и его получил. Сытость, покой, вкусная еда, тепло – наркотики, без которых начинается жестокая ломка. Поэтому так трудно вести здоровый образ жизни. Лишения пугают.
Постоянно держать себя в узде – не вариант. Чтобы добиться результата, нужно заменить утраченные источники радости другими, безвредными.
Размышляя над этой проблемой, я сформулировал семь основных источников удовольствия. Разложил по мере «повышения градуса». Позже я много раз спрашивал на лекциях, могут ли слушатели что-то добавить к определенным мной пунктам. Никто не сумел.
Первые два уровня этой пирамиды – еда и любовь/секс. Они связаны с базовыми инстинктами – утолением голода и радостью от реализации репродуктивной функции. Следующие пять – социальные надстройки: деятельность/достижения (любимое дело), родительская любовь, творчество, интеллект, религия. Может показаться, что некоторые источники (например, деятельность и творчество) – одно и то же, но это не так. Не любая деятельность – творчество: если я хочу отремонтировать сапог или построить завод, я не создаю ничего нового. Но радость все равно получаю. А вера – это не обязательно религия. Это ощущение себя частью чего-то большего. Его может давать человеку теория эволюции, чувство связи с природой или принадлежность к любому сообществу: бегунов, любителей вина или айтишников.
Счастье, разумеется, изучали и до меня. Но с научной точки зрения проанализированы в основном первые два биологических уровня, или центры мозга, отвечающие за физические удовольствия. Остальные пять еще предстоит подробно исследовать.
Чем отличается пирамида счастья от пирамиды Маслоу? Американский психолог Абрахам Маслоу различал пять типов человеческих потребностей: физиологические (голод, жажда), потребности в безопасности, социальные (общение, забота о другом, совместная деятельность), престижные (самоуважение, авторитет), духовные (познание, самоактуализация). Я четко разделяю биологическую и социальную составляющие. Самоактуализация, влекущая за собой чувство радости, в моей системе происходит на каждом из уровней, а у Маслоу – только на высшем, пятом. В случае с пирамидой счастья речь идет скорее о перевернутой пирамиде: с каждым новым уровнем возможности расширяются, а у Маслоу – наоборот.
Большинство людей ограничивают себя лишь двумя базовыми удовольствиями – едой и сексом. Можно назвать их аскетами счастья, ведь они отказываются искать удовольствие где-либо, кроме зоны основных инстинктов.
В этом и состоит ошибка людей, которые не видят дальше собственного тела. Речь даже не о том, что социальные источники счастья куда важнее, так как польза, приносимая человеком обществу, сообщает его жизни более глубокий смысл. Просто социальные источники разнообразнее: пять больше, чем два. Ключ к успеху – правильная их комбинация.
Разделение человека на духовное и телесное искусственно. Физическое и эмоциональное здоровье взаимосвязано на клеточном уровне. Психосоматические заболевания – не выдумка, а суровая реальность. Это, конечно, рассеивает таинственный флер счастья, но мы существа, которые обретают ощущение наполненной жизни не только на биологическом, но и на социальном уровне.
Такой подход уменьшает количество хронических заболеваний. Счастливый человек – априори более здоровый. Клинически доказано, что у счастливых даже определенные отделы мозга больше, чем у других.
Запрограммированы ли мы на конкретный уровень счастья? Мера удовольствия от базовых, биологических источников счастья прочно вшита в нас на генетическом уровне. Это наши инстинкты. А за социальные источники отвечает эпигенетика – надстройка генетики, превращающая набор нот в музыкальную партитуру. Она управляет тем, как мы используем данное нам природой. Человек – джазовая импровизация: ноты наших мелодий определены, но как и что мы будем исполнять, зависит только от нас.
Опубликовано в первом номере журнала Forbes (июнь 2020)
Вы нашли ошибку или неточность?
Оставьте отзыв для редакции. Мы учтем ваши замечания как можно скорее.