«Газовые погромы» в Казахстане не были битвой между демократией и автократией, борьбой за ценности или идеологическую правду. То, что произошло, имеет внутриполитический контекст. Несмотря на ожидания многих в Украине, внешняя политика здесь сыграла минимальную роль.
Протесты, вспыхнувшие в западной, нефтегазовой Мангистауской области Казахстана, из-за резкого повышения цен на сжиженный газ на 50% (с 60 тенге до 120 тенге) стали лишь формальным поводом к разворачивавшейся политической драме. Подавляющая часть жителей региона (известного частыми выступлениями нефтяников в прошлом), ежедневно заправляющая автомобили сжиженным газом, действительно была возмущена неожиданным повышением цены. Однако не газ стал реальной причиной такого масштабного потрясения.
Как и во многих постковидных экономиках, социально-экономическая ситуация в Казахстане оставалась тяжелой. Проблемы социального расслоения общества, дисбалансов в развитии регионов, неравномерного распределения доходов от нефтегазового сектора создавали в Казахстане почву для роста протестных настроений. Пандемия COVID-19 обострила эти кризисные явления, ещё больше актуализировав именно социальные вопросы. Повышение цены на сжиженный газ фактически доломало постсоветский общественный договор между властью и населением, сформированный ещё при Назарбаеве: лояльность и легитимность в обмен на дешевую цену и обеспечение базовых потребностей.
Кризисный фон наложился на внутриэлитный конфликт в Казахстане, который становился всё заметнее после начала транзита власти в 2019 году. Фактическое двоевластие должно было неминуемо привести к столкновению. Сохранение окружения Назарбаева в системе власти сковывало действия Касым-Жомарта Токаева, ограничивало его экономические реформы и возможность реализовать личные политические амбиции. Поэтому протестный фон стал удобным подспорьем для кульминации этого внутриполитического противостояния. Под предлогом спасения родины от анархии и хаоса, Токаев и его команда оперативно «зачистили» госаппарат от ключевых ставленников Назарбаева, и наконец вечером 5 января отправили в отставку и самого экс-президента.
Не в силах полностью удержать ситуацию в крупных городах и опасаясь вспышки вооруженного противостояния (а также в связи с деморализацией части силовиков и отсутствием у Токаева полного контроля над силовыми структурами), казахские центральные власти решили перегруппироваться, и уже 6 января начать силой возвращать контроль над ситуацией, попутно позвав в Казахстан миротворческие силы ОДКБ во главе с РФ.
То, что произошло в Казахстане — это классический пример перераспределения политической власти и финансовых ресурсов через конфликт старых элитных групп с новыми на фоне квази-революционной ситуации в стране. Проблемы, легшие в основу антиправительственных выступлений, помогли президенту Токаеву консолидировать власть и начать брать под контроль государственные корпорации, силовые органы и правительство. Следующий шаг — досрочные парламентские выборы с переформатированной под нового президента правящей партией и дальнейшим цементированием новой квази-авторитарной модели.
Токаеву всё ещё придется сформировать компромисс с основными региональными элитами, если он хочет удержаться при власти. Так как Казахстан разделен по родо-племенному признаку на три жуза, любой политический лидер должен учитывать интересы их старейшин. Это потребует от президента и его команды переговоров, политический гибкости и новой модели распределения экономических ресурсов, чтобы она устраивала всех. А значит, политический кризис в Казахстане полностью не завершён.
Кроме того, если ситуацию удастся стабилизировать в ближайшее время, социально-экономические причины протестов никуда не исчезнут. Чтобы избежать нового «взрыва» в будущем, правительству придется проводить глубокие экономические трансформации по примеру посткаримовского Узбекистана после 2016 года. В противном случае, через какое-то время власти столкнутся с новым вызовом.
С заходом в Казахстан российских войск в рамках миссии ОДКБ Россия получает возможность тактически усилить свои позиции в Центральной Азии в качестве гаранта в области безопасности. Это стало особенно актуальным запросом здешних республик после ухода американских войск из Афганистана.
В средне- и долгосрочной перспективе позиции РФ в Казахстане будут зависеть от того, как она использует их и будет ли откровенно вмешиваться во внутренние дела страны, не связанные с безопасностью. Учитывая казахоцентричность властей и рост местного национализма, это может сыграть против них.
Отсутствие активной реакции на происходящее со стороны внешних игроков объясняется тем, что Казахстан не находится в фокусе их политического внимания. Экономические интересы многих стран (Британии, США, Китая, Турции) не находились под угрозой, чтобы заставить эти страны реагировать активнее. Кроме того, их вполне устраивала центральная власть в Нур-Султане, и поддерживать протесты не было никакого смысла с прагматичной точки зрения. Это лишний раз доказывает превалирование в современных международных отношениях прагматизма над морально-ценностными установками.
Для Украины ситуация в Казахстане принципиально ничего не меняет. Тактическое усиление России в Центральной Азии укрепит их переговорные позиции с США 10-12 января, добавляя Москве дополнительные аргументы в диалоге с Западом. Однако переоценивать их не стоит.
Вы нашли ошибку или неточность?
Оставьте отзыв для редакции. Мы учтем ваши замечания как можно скорее.