Forbes попросил прокомментировать протесты в Казахстане Дархана Калетаева — посла Республики в Украине. Посол, конечно, вынужден быть толерантным к власти и аккуратен в высказываниях. Но в переписке он подчеркнул, что комментирует ситуацию в качестве эксперта. Нам его точка зрения на события кажется достойной внимания. В ближайшее время мы постараемся пообщаться с представителем оппозиции.
В чем причина происходящего? Повышение на автогаз — триггер, а более глубокие причины?
Государственный аппарат, в особенности на местах, оказался не готов к пониманию происходящего. Мир меняется и мы уже живем в новой реальности. За 30 лет с обретения Независимости выросло уже два поколения с абсолютно новым сознанием, в котором нет перегородок, которые есть у поколений советского периода. Сейчас рыночные ценности и люди стремятся построить свое благосостояние.
Также общество находилось в стрессовом состоянии — уже почти два года оно живет под давление ковидной угрозы и она не дает расслабляться. В пандемический период сильно отразились инфляция, слабости медицины и образования, социальной сферы.
Еще годы экономического роста, когда были высокие сырьевые котировки, помимо светлой стороны, имели и темную сторону. Благополучная жизнь оживила устаревшие болезни — особенно патернализм. Возникли ошибочное представление, что благополучие порождается нефтяными доходами. Если их распределить, то сразу общество будет жить хорошо.
Все эти системные проблемы сыграли свою роль в нынешних событиях.
Какая ситуация на вечер 5 января? Что контролирует власть?
2-3 января массовые события начинались на волне патриотической романтики, а уже 4-5 января мы увидели беспорядки и разгул толпы, не имеющей нравственных зацеп.
Сейчас видим только эскалацию напряженности. При этом локальный конфликт в Жана Озене перекинулся на центральный город Алматы и пошел полосой по областным центрами. Задело даже относительно спокойные аграрные северные регионы. Этот означает, что протесты носят не казахский, националистический характер, а социальный. В Казахстане нет этнической напряженности.
Власть не применяет крайних мер насилий и подавления. Казахстан взял на себя ряд международных обязательств в области прав человека. Поэтому может ошибочно показаться, что власть так спокойно сдает здания. Несмотря ни на что, ситуация под контролем.
Объявлено тотальное чрезвычайное положение. Ключевой сигнал прозвучал на заседании Совета Безопасности, который Касым-Жомарт Токаев теперь возглавил. Завершен период политического транзита. Казахстан обратился к партнерам по ОДКБ. Конечный результат – это остановить уличную вакханалию, поскольку жертв уже не удалось избежать.
Премьер-министр Армении Никол Пашинян
О решении ОДКБ ввести силы в Казахстан
По заявлению Президента РК Касым-Жомарта Токаева и ввиду угрозы национальной безопасности и суверенитету Казахстана, в том числе в результате внешнего вмешательства, СКБ ОДКБ в соответствии со статьей 4 Договора о коллективной безопасности РК принял решение направить Миротворческие силы ОДКБ в Республику Казахстан на ограниченный период времени с целью стабилизации и нормализации обстановки в этой стране
Почему не работает интернет, связь, биржа?
Включились алгоритмы чрезвычайной ситуации социального характера, как в период стихийных бедствий. Например, при шторме отключают свет и газ, чтобы не допустить аварий. С последствиями мы будем разбираться потом. Интернет, связь работают с перебоями или выключаются, чтобы исключить их использование в экстремистских целях. Захват стратегических объектов создает угрозу жизни и безопасности всех людей вне зависимости от их отношений к причинам беспорядков и митингов. Но по информации на вечер 5 января связь восстановлена.
Видите ли вы влияние или участие других стран?
Происходящее в Казахстане – сугубо внутреннее дело страны. Наш народ имеет достаточно мудрости и способности решать свои конфликты самостоятельно.
Казахстан всегда выстраивал миролюбивую внешнюю политику и благодаря отцам-основателям, государственникам, мы смогли подружиться со всеми. Многие народы благодарны Казахстану и казахам за то, что мы делали в дальней и ближней истории. Находясь в срединной Евразии мы отказались от ядерного оружия и вывели страну на демократический путь, жизнь по европейским стандартам и качеству.
Как вы прогнозируете развитие событий?
Главное, что теперь уже все поняли, что нельзя на старой арбе заезжать в двадцать первый век. Есть стремление жить в более либеральном и демократическом обществе. Мы должны себя готовить к тому, что придется учиться защищать свою точку зрения, отстаивать свои права.
Как уже заявил Президент Касым-Жомарт Кемелевич Токаев будет предложена программа политических реформ. Возможна перезагрузка Парламента, выборность акимов. Но это будет невозможно сделать и приступить пока будут беспорядки на улицах. Мы можем говорить с радикалами, терпимо относится к альтернативному мнению, но мы не можем переносить терроризма. Терроризм сразу ставит людей вне конституционного поля и даже вне казахстанского гражданства.
Надо садиться за стол переговоров. С толпой и массой неструктурированного бегающих в эйфорическом припадке особей – этого делать невозможно.
Какие экономические последствия могут быть?
Снижение цен на топливо, госрегулирование отдельных социально значимых товаров, механизм банкротства физических лиц – думаю это создает благоприятные условия для роста оптимизма внутренних инвесторов. Котировки наших «голубых фишек» на Лондонской бирже и других просели, но мы имеем преимущество — ресурсы все при нас. Прогнозы первого квартала могут быть пересмотрены в сторону негатива. Однако у Казахстана сильная кредитная и инвестиционная история. На Казахстан приходится примерно половина ВВП и инвестиций, которые заходили в обширный регион Центральной Азии и Кавказа. Думаю, «пружина» роста достаточно накопила, чтобы дать новый импульс экономике нашей страны.
Какие в первую очередь экономические последствия могут быть для Украины?
Мы всегда исходили из принципа «сначала экономика – затем политика». И он стал фактором того, что Казахстан успешно прошел периоды известных революционных потрясений в Украине, Грузии в 2004-2005 года, событий Арабской весны. В этом наша уникальность — мы нация, которая умеет договариваться.
В 2020 году взаимная торговля Казахстана и Украины была на самом дне, составляя около $750 млн. В прошлом году нам удалось рвануть торговлю, которая за неполный год – по данным на 1 ноября уже далеко превысила $1 млрд. Когда все торговые позиции сведут мы скорее всего увидим цифру в пределах $1,2-1,3 млрд. Это конечно далеко до тех показателей, когда казахстанско-украинский торговый оборот доходил до $5,3 млрд. Но, с другой стороны, мы видим, как мы можем помогать друг другу. Бизнес сам пробивает себе дорогу. Мы развили Транскаспийский торговый путь. А он как раз пролегает через западные регионы, где протесты в этот раз начались.
Вы нашли ошибку или неточность?
Оставьте отзыв для редакции. Мы учтем ваши замечания как можно скорее.