Глава финансового комитета Верховной Рады Даниил Гетманцев, 43. /Александр Чекменев
Категория
Новости
Дата

Главный по финансам у Зеленского. Зачем налоговой больше полномочий и какие результаты нулевой амнистии. Интервью с Гетманцевым, главой финансового комитета Рады

8 хв читання

Глава финансового комитета Верховной Рады Даниил Гетманцев, 43. Фото Александр Чекменев

Даниил Гетманцев, 43, преподает в Киевском национальном университете им. Шевченко, но его основная работа – помогать Владимиру Зеленскому формировать налоговую политику, бороться с теневым бизнесом и олигархами

Amazon інвестує мільярди доларів у ШІ, роботів та машинне навчання. Якими принципами й правилами керується компанія?

Дізнайтеся вже 22 листопада на Forbes Tech 2024. Купуйте квиток за посиланням!

Глава финансового комитета Верховной Рады, юрист с 20-летним стажем и депутат «Слуги народа» Гетманцев – самый плодотворный нардеп страны. За 2,5 года в новом парламенте он подал 249 законопроектов, из них 65 стали законами.

Гетманцев рассказал Forbes о том, какие дискуссии идут в «Слуге народа» перед принятием налогового законопроекта №5600, новых налоговых нормах и зарплате в конвертах, а также о президенте Зеленском и новом министре экономики Юлии Свириденко. Forbes публикует сокращенную и отредактированную для ясности версию разговора.

Реформы и политика

Вы часто говорите, что пришли в политику благодаря Зеленскому. Как вы познакомились?

Меня привел в команду Руслан Стефанчук, с которым я знаком много лет. Мы оба профессора, он гражданского права, а я финансового. Научное сообщество тесное. 

При первой встрече с Зеленским мы поговорили меньше 10 минут, потом был еще ряд встреч. Обсуждали, как реформировать отрасль. Я занимаюсь публичными финансами с 2000 года как налоговый адвокат и профессор Киевского национального университета им. Шевченко. У меня было понимание, что нужно сделать, чтобы навести порядок. Мое понимание сошлось с пониманием президента.

У вас сразу был карт-бланш на реформы?

Да. Тогда карт-бланш давался всем, кто был в команде. Подход был такой: мы привлекаем профессионалов, которым доверяем, а они делают реформы. В сфере публичных финансов так и произошло. Зеленский дал мне возможность реализовать все, что я планировал: фискализацию, антиофшорный закон, налоговую амнистию, финансовый мониторинг, рынок капиталов, банковский сплит, легализацию игорного бизнеса. Общая стратегия была направлена на детенизацию.

Из пока нереализованного: реформа местных налогов, доходов и экологического налогообложения. 

В стране поменялось три министра экономики за последние два года. Как вам работать в такой среде?

Я негативно отношусь к смене министров экономики. Человек, который приходит на эту должность, должен иметь трехлетнюю перспективу, потому что все решения в экономике имеют временной лаг. 

Мы в целом сегодня не дорабатываем в исполнительной власти. На таможне у нас беда, меняем шестого руководителя, а результата нет. Мы не будем больше полагаться на мифический профессионализм. Главный критерий эффективности руководителя таможни – это поступления в бюджет, если они не растут, значит, нужно делать быстрые выводы и менять руководителя. 

Офис президента не меняет людей из-за плохого настроения. Большинство людей не справляются с поставленными задачами. Сейчас у нас новый профессиональный министр экономики. Хотелось бы, чтобы Юлия Свириденко осталась надолго. Наши подходы к экономике похожи.

Чем они похожи?

Мы оба считаем, что государство должно инвестировать в промышленность. Промышленность – это сфера, где мы можем провести диверсификацию рисков, заработать деньги на налогах, создать товары с добавленной стоимостью. В мире нет ни одной успешной аграрной страны, потому что сырьевая экономика зависит от цен на внешних рынках. Цены упали – страна становится банкротом.

Мы должны поддерживать авиастроение. Завод «Антонов» получил государственный заказ на три самолета. Глобальная цель – восстановить наши самолеты на среднемагистральных полетах. Это возможно сделать только при поддержке государства.

Ведем переговоры о передаче Харьковского авиационного завода в частные руки. Мы не можем разглашать, с кем ведем переговоры, но речь идет о крупном украинском инвесторе. Основное требование к инвестору: не сокращать людей и не менять сферу деятельности. Для того чтобы на базе завода начали выпускать самолеты, нужно три года и $200 млн инвестиций.

Вы в дальнейшем видите себя в правительстве? Или в парламенте вам работать комфортно? 

Вижу себя там, где меня видит команда. Не буду специально рваться на какую-то должность. Если президент или партия посчитают, что я нужен на другой должности, я ее займу.

Налоговый законопроект №5600

Больше месяца Верховная Рада откладывает принятие налогового законопроекта №5600. Почему?

Симпатизирующие олигархату силы в парламенте сбивают этот закон. Это связано с налогообложением железной руды. Ко второму чтению достигнут компромисс, который не сильно устраивает нас, но устраивает отрасль. Сейчас идет дискуссия. Мне лично нравится больше первый вариант закона, но решать депутатам. 

Правку, которая была внесена ко второму чтению, будут ставить на подтверждение во время голосования закона. Есть большая вероятность, что она слетит. Без этой правки закон будет торпедирован олигархическими силами в зале, и могут быть проблемы с голосами.

Это единственный дискуссионный момент?

Идут дискуссии по налогообложению производителей курятины. Мы вывели производителей птицы из четвертой упрощенной группы налогообложения. Всем производителям, кроме тех, которые занимаются курятиной и яйцом, дали пятилетнее освобождение от налога на прибыль. Производители курицы и яйца – это очень крупный бизнес, мировые гиганты. Мы считаем, что они должны платить, как все. Но не все депутаты с этим согласны. 

У нас много дискуссий, но по большинству из них нет недопонимания в «Слуге народа». В зал на подтверждение будет выноситься 150 поправок. Принятие закона займет около 2,5 часа.

По вашим подсчетам №5600 может принести в бюджет 20–25 млрд грн. Из чего состоит эта сумма?

Сельскохозяйственный налог – 10 млрд грн; акции на алкоголь и табачные изделия – 3 млрд грн; экологический налог – 2,1 млрд грн; отмена моратория на нормативную оценку земли – 2,2 млрд грн; отмена упрощенного налогообложения для производителей птицы – 1 млрд грн. 

От налога на железную руду мы рассчитывали получить 3,5 млрд грн, но, учитывая снижение цены на мировых рынках, эта цифра будет меньше. 

Вы будет закладывать вырученные деньги от закона №5600 сразу в бюджет на следующий год. На какие сферы они пойдут?

Важно сперва проголосовать законопроект №5600, а потом бюджет во втором чтении. Я рассчитываю, что на этой пленарной неделе закон будет проголосован. 

Деньги пойдут на различные сферы:

  • 11,8 млрд грн – на обновление железнодорожной инфраструктуры, строительство аэропортов и ремонт судоходных шлюзов; 
  • 4,7 млрд грн – на «Большое строительство» и «Большую реставрацию» в сфере культуры, а также финансирование производства украинских фильмов;
  • 4 млрд грн – на строительство и ремонт 200 спортивных объектов;
  • 4 млрд грн – на развитие медицинской инфраструктуры;
  • 3,9 млрд грн – на финансирование космической и авиастроительной отраслей;
  • 1,3 млрд грн – на перепись населения;
  • 0,5 млрд грн – на цифровизацию.

Закон №5600 изначально называли «антиолигархичным». В последней редакции он практически не имеет влияния на большой бизнес. Почему так вышло?

Олигархи – это не пять человек в стране. Есть огромные табачные сети, которые не платят акциз. Это не олигархи, хотя они имеют своих представителей в Раде. Строительные фирмы, которые оформляют квартиры на физическое лицо, которое потом продает 200 квартир без уплаты НДС. Этот бизнес играет по тем же правилам, что и олигархи, только на более низком уровне. Суть в том, чтобы полностью исключить такие схемы. 

Почему отказались от акциза на «зеленую» энергетику?

Это один из самых сложных вопросов. Есть меморандум, который заключил Кабмин с производителями «зеленой» энергии. Согласно ему, налоговая нагрузка не должна расти. И если мы примем этот закон, могут быть последствия. С одной стороны, мы заработаем 2 млрд грн, но с другой – можем потерять больше в долгосрочной перспективе. Риски превышают доходы. 

Минимальное налоговое обязательство для фермеров может привести к тому, что аграрный сектор будет состоять исключительно из крупных игроков. Почему вас устраивает такая ситуация?

Ко второму чтению мы внесли норму о том, что собственник земли в пределах населенного пункта не платит минимальное налоговое обязательство. Так мы защитили людей, которые выращивают продукцию на собственных огородах.

Сейчас говорят, что мы заставляем единоличников продать землю. Это не так. Мы предлагаем им регистрировать сельское фермерское хозяйство. В этом случае они попадают под четвертую налоговую группу и платят сниженные налоги. С налога, который мы сейчас вводим, они будут платить 50%. Также для них предусмотрены льготы: 5000 грн от государства на обработку каждого гектара земли, освобождение от уплаты единого социального взноса (ЕСВ), льготы на ведение бухгалтерии. Мы не уничтожаем единоличников, а даем им возможность заниматься сельскохозяйственным бизнесом и зарабатывать на нем. 

У нас 8 млн га земли в тени. Это почти треть сельскохозяйственной земли. Мы не можем с этим мириться. Нужно сломать психологию, что работать «в черную» это нормально.

В законе много административных норм и расширение полномочий налоговой службы. Зачем это нужно?

Сейчас налоговая должна сначала доказать, что налогоплательщик нарушил что-то, а уже потом запрашивать документы и проверять их. Это лишено всякого смысла. По логике этой нормы полиция должна была бы сначала доказать, что убийство совершил конкретный человек, а уже потом вызывать его на допрос. Мы изменили это – налоговая сможет запрашивать информацию у бизнеса, даже если у нее просто есть сведения, которые «могут свидетельствовать» о нарушении.

Налоговая также по решению суда может запретить выезд за границу руководителю, если у его предприятия есть долг от 1 млн грн, который не был уплачен на протяжении 240 дней. Если руководитель пришел реформировать уже убыточное предприятие с большими долгами и ему нужно выезжать за границу, думаю, суд примет решение в его пользу. 

Сейчас субъекты предпринимательской деятельности должны налоговой 107 млрд грн. За счет новой нормы мы рассчитываем уменьшить эту сумму.

Нулевая декларация и бюджет

С 1 сентября заработала нулевая декларация. Какие результаты за почти три месяца?

Подано 50 деклараций и задекларировано 208 млн грн, из них в бюджет уплачено 10 млн грн. Это все разные декларации – есть большой бизнес, есть люди, которые работают за границей. Суть декларации – не собрать деньги в бюджет, а дать возможность людям выйти «в белую». Мы не планируем в бюджете 2022 ни копейки от налоговой амнистии, это все будет считаться сверхдоходом. 

В следующем году будут расти социальные выплаты и инфляция. Какая при этом будет ситуация с дефицитом бюджета?

На следующий год это 3,5%. В 2023 году рассчитываем на 3%, а затем – 2,8%. 

В 2022-м мы планируем поднять заработную плату медикам до 13 000 грн. Доктора будут получать 20 000 грн. Для этого нужно будет 34,5 млрд грн из бюджета. В 2023 году мы хотим на этот же уровень вывести заработную плату учителям и полицейским. 

Цены на зерно и металлы в 2022-м не будут такими же высокими, как в 2021 году. Поэтому поступлений от экспорта в Украину будет меньше. Какие видите риски в этом для бюджета?

Если мы говорим о снижении цены на газ, то это абсолютно положительная ситуация для бюджета. Уменьшается нагрузка по субсидиям, местным субвенциям, датированию бюджетных учреждений. Высокие цены на зерно – это не только поступления в бюджет, но и рост цен на основные продукты. Мы не можем запретить бизнесу продавать товары по рыночной цене. Мы будем индексировать социальные выплаты в зависимости от инфляции. 

Теневая экономика

Как решить вопрос заработной платы «в конвертах»? Какие законопроекты разрабатывает комитет?

До конца года в Раду будет подан закон по решению вопроса с заработной платой «в конвертах». Мы хотим уменьшить налоги на заработную плату и так стимулировать работодателей выходить из тени. Я пока не хочу говорить, насколько снизится налог, идут дискуссии, но это существенная сумма. Любая такого масштаба реформа – это всегда риск. Мы автоматически получим дыру в бюджете, а будет ли она компенсирована за счет детенизации – это большой вопрос.

Вы говорили, что комитет работает над законом, который предусматривает косвенные методы налогового контроля. Расскажите о нем.

Минфин готовит сейчас этот законопроект. Как это будет работать? Вы делаете дорогую покупку – квартиру, например, или машину. Налоговая видит вашу покупку по реестру, сравнивает с доходами, которые у вас есть, если сумма существенно превышает ваши доходы и вы на запрос налоговой не можете объяснить, откуда у вас эти деньги, то нужно будет заплатить налог с этой суммы в размере 18%.

Сегодня огромная часть трудоспособного населения не показывает свои доходы. За прошлый год – это 10 млн человек.

Материалы по теме

Вы нашли ошибку или неточность?

Оставьте отзыв для редакции. Мы учтем ваши замечания как можно скорее.

Предыдущий слайд
Следующий слайд