Второе чтение налогового законопроекта 5600 снова переносится – депутаты рассмотрят его 19–22 октября, говорит Forbes Даниил Гетманцев, председатель парламентского комитета по налогообложению. Почему? Источник Forbes в парламенте говорит, что депутаты так «перестарались» с уменьшением ренты на руду, что, согласно текущей версии документа, металлурги смогут платить даже меньше налогов, чем сейчас. Что пошло не так
В первом чтении налоговый законопроект проголосовали еще 1 июля этого года. В Кабмине ожидали, что его примут в целом до августа. А некоторые его нормы, такие как повышение рентных ставок на добычу железной руды, начнут действовать еще до сентября. Однако после первого чтения 230 депутатов внесли 11 323 правки и профильный парламентский комитет рассматривал их до 17 сентября. Он учел 137 предложений.
Депутаты планировали проголосовать за проект во втором чтении 23 сентября, сразу после закона о деолигархизации. Однако сравнительная таблица на 3275 страниц появилась на сайте Рады только за день до голосования и депутаты не успели ознакомиться с ней.
В обмен на то, что фракции дают согласие на рассмотрение закона о деолигархизации по ускоренной процедуре, монобольшинство согласилось рассмотреть налоговый законопроект позже. Сейчас, как сообщил член комитета по налоговой и таможенной политике Ярослав Железняк, он стоит в повестке дня на 7 октября. Впрочем, по словам Гетманцева, рассмотрение налогового законопроекта отложат на следующую пленарную неделю – на 19–22 октября.
Почему депутаты снова перенесли голосование? Пока комитет готовил законопроект ко второму чтению, конъюнктура на рынке изменилась и цены на руду пошли вниз. Теперь проект закона не поднимает ренту на руду, а оставляет ее на том же уровне или даже уменьшает. По словам одного из членов профильного комитета из партии «Слуга народа» на правах анонимности, комитет берет эту неделю, чтобы посмотреть рентные ставки на добычу руды и существенно увеличить их.
Что пошло не так
Повышение налогообложения на добычу железной руды – одно из главных в законопроекте Минфина. На нем публично настаивал президент Владимир Зеленский. На момент разработки законопроекта – в апреле-июне – биржевые цены на железорудное сырье превышали $200 за тонну. Благодаря росту мировых цен на руду крупнейший производитель этого сырья «Метинвест» – принадлежащий Ринату Ахметову и Вадиму Новинскому – в первом полугодии 2021-го получил $ 2,77 млрд чистой прибыли.
Минфин поставил цель повысить ренту на руду. Сегодня металлурги платят 11–12-процентный налог себестоимости сырья, то есть примерно $3 за тонну. Минфин предложил более разветвленную систему ставок, в зависимости от стоимости руды на рынке: от максимальных 16%, если цена на руду выше $180 за тонну, и до 0,1%, если ниже $65. При стоимости руды $208 за тонну это означало бы, что бизнес должен платить в 10 раз больше – $33 за тонну.
Однако в первой версии законопроекта, которую правительство представило в парламенте 1 июля, депутаты снизили максимальную ставку на руду с 16% до 10%, если цена тонны руды превышает $200, и предусмотрели корректирующий коэффициент 0,9. По подсчетам аналитика Concorde Capital Дмитрия Хорошуна, с учетом понижающего коэффициента, стоимость пользования недрами для металлургов сразу снизилась с $33 до $18,7 за тонну. Правда, и минимальную ставку на руду чиновники тогда подняли – до 3,5% по цене ниже $100 за тонну, и до 5%, если стоимость тонны колеблется между $100– $200.
Перед вторым чтением комитет Гетманцева еще больше уменьшил базу начисления ренты на руду. Депутаты предложили вычесть расходы на ее поставку из Украины до китайского порта Qingdao от стоимости тонны руды. Эти расходы (фрахт), по данным Concorde Capital, колеблются в пределах $15–40 за тонну. Еще $10 нардепы «подарили» металлургам на внутреннюю логистику.
Пока комитет готовил законопроект ко второму чтению, конъюнктура на рынке изменилась и цены на руду пошли вниз. Еще 20 сентября они колебались на уровне $95 за тонну. Сегодня, по данным Хорошуна, стоимость железорудного сырья немного поднялась и колеблется около $118 за тонну. Согласно новой формуле, с принятием законопроекта 5600, сейчас для металлургов ничего не изменится – они будут платить те же $3.
Как считает эксперт? Из цены тонны руды $118 вычитаем максимальную цену $40 за транспортировку в Китай и минус $10 на транспортировку внутри страны – налогом облагается $68 за тонну. Но есть еще корректирующий коэффициент 0,9 – таким образом фактическая цена руды, из которой взимается рента, составляет уже $61,2. Рыночная цена железорудного сырья выше $100, поэтому металлурги должны заплатить 5-процентную ренту из фактической цены в $61,2 – это $3,06 за тонну.
Если же цены на руду просядут, то предприятия Ахметова и остальные металлурги будут платить за ренту даже меньше, чем платили все эти годы. Таким образом, инициатива президента взимать налоги с крупных предпринимателей может быть нивелирована правками парламентского комитета.
«Комитет взял тайм-аут, чтобы не упасть лицом в грязь и быстро все подправить, – говорит один из членов налогового комитета. – Мы понимаем, что это было вопросом компромисса с олигархами, но они перестарались». Как изменятся база налогообложения руды и рентные ставки, пока неизвестно, говорит нардеп.
Вы нашли ошибку или неточность?
Оставьте отзыв для редакции. Мы учтем ваши замечания как можно скорее.