Сергей Марченко, 40, возглавляет Министерство финансов с марта 2020 года, отвечая за формирование бюджета в 1,84 трлн грн, политику в таможенной и налоговой сферах и переговоры с международными донорами. Он называет себя тяжеловесом в сегодняшнем правительстве, которое пользуется поддержкой президента
В своем кабинете министр держит немало личных вещей. На стенах постеры с триатлонистами – Марченко готовится к спринту по триатлону, хотя говорит, что трудно вернуться к тренировкам после того, как переболел коронавирусом. На полках преобладают книги о становлении американского государства. Министр финансов интересуется историей США, чтобы лучше понимать процессы, происходящие в Украине.
Марченко рассказал о налоговых изменениях, сотрудничестве с МВФ, компромиссах и популизме власти. Forbes публикует сокращенную и отредактированную для ясности версию интервью.
РЕФОРМЫ И НОВАЯ ФИНАНСОВАЯ ПОЛИЦИЯ
Один из ваших предшественников, Александр Данилюк, считал Минфин драйвером реформ. Поддерживает ли сегодня Минфин такое видение?
Не готов подписываться под этим клише. Вижу свою миссию в наведении порядка в зонах ответственности министра финансов, а не в глобальных перестройках. Много правильных вещей, заложенных пять лет назад, нужно довести до ума: оптимизацию процессов, экономию бюджетных средств, повышение эффективности их использования и лучшее администрирование налогов.
Какие реформы хотите провести до конца года?
Принять бюджет на 2022 год. Если бюджет будет включать пенсионную реформу, которая будет отвечать интересам общества, буду счастлив. Однако не верю, что можем ее запустить со следующего года. Основы для запуска пенсионной реформы в 2023 году должны быть созданы в 2021-м.
Вас назначили членом комиссии по созданию Бюро экономической безопасности, которое должно стать новой налоговой полицией. Чувствуете давление при формировании состава бюро?
На меня очень трудно давить. Если министр финансов очень компромиссный – в стране беда.
Ваша предшественница Наталья Яресько пошла на компромисс – председателем ДФС стал Роман Насиров.
Хороший пример. У меня тоже есть такие компромиссы, когда не все определяется моим персональным решением. Учитывая сложность с поиском эффективных менеджеров, иногда приходится заручиться поддержкой других людей, в том числе руководства государства, которые могут представить рекомендации.
В мае происходили ротации в Кабмине. Ходили слухи, что вас уволят. Вы говорили с президентом по этому поводу?
Президент и премьер-министр мне доверяют. Как только они скажут, что есть более достойный кандидат, или о разочаровании в моей работе – без вопросов, напишу заявление в тот же момент. Я хочу быть министром, но иногда хотеть и быть – разные вещи. Я прошел сложный период, но сейчас вопрос об увольнении не стоит.
Мы не даем оснований сомневаться в своей профессиональной состоятельности. В январе-мае мы перевыполнили сборы в бюджет на 18,3 млрд грн, собрав 421 млрд грн, сделали индексацию пенсий на три месяца раньше благодаря перевыполнению соборов ЕСВ, нашли возможность выплачивать 8000 грн предпринимателям во время карантина, несмотря на отсутствие программы МВФ.
БЮДЖЕТ И МВФ
Какие основные изменения предусматривает реформа бюджетного планирования?
Основное, чем можно гордиться, – среднесрочная бюджетная декларация. По ней была жесткая дискуссия в Кабмине, несколько раз вопрос откладывался. Министры хотели видеть больший объем средств, но мы вышли на вариант, который можем профинансировать. Документ одобрило правительство и мы надеемся, что парламент его поддержит.
Есть ли средства на продолжение образовательной реформы? Да, есть. В декларации также предусмотрена индексация пенсий, увеличение выплат при рождении ребенка, предусмотрено обеспечение ветеранов жильем. Мы выделили большие средства на дорожное строительство и региональное развитие. Предусмотрено повышение заработных плат таможенникам и налоговикам, обустройство пунктов пропуска на таможнях и покупка сканирующих систем. Оборона страны будет обеспечена на уровне не менее 5% ВВП. Медицинская реформа будет продолжена. То есть все основные реформы нашли свое отражение в декларации на 2022–2024 годы.
В 2021 году мы корректировали бюджет лишь раз. Минимальное количество изменений в бюджет является ключевой задачей Минфина. Чем качественнее подготовлен бюджет, тем меньше изменений необходимо вносить. Декларация должна привить культуру подготовки бюджета заранее, чтобы привлекать парламентариев к дискуссии не в сентябре, а в июне.
Расходы на 2021 заложены на уровне 1,33 трлн грн. Приемлемым компромиссом является их увеличение до 2%. То есть 26 млрд грн – максимум. В предыдущий год, учитывая, что был новый парламент, эта сумма была в пределах 1,5%. А вот в бюджете в 2019 году расходы увеличились на 2%. Категорическое «нет» должно подкрепляться аргументами. Если находишь аргументы для депутатского корпуса – это правильная категоричность. А если говоришь «нет» всем, то в следующий раз говорить «нет, но» будет уже другой министр финансов.
Многие инициативы о внесении изменений в бюджет исходят от Банковой. На президентский университет закладывают 7,2 млрд грн – те же средства, что и на финансирование всей реформы школьного образования.
Мы можем дискутировать с министром образования относительно общего объема средств на образование. Если министр образования вместе с премьер-министром и президентом считают это перспективной инициативой – министр финансов средства найдет. Целесообразность уже не я должен оценивать. Принято политическое решение, министр образования поддерживает, и министр финансов не должен говорить, что он разбирается в образовании лучше профильного министра.
По оценкам аналитического центра CASE, с 2008 года Украина влила $22 млрд в капитал государственных банков. Когда их уже начнут продавать?
Приватизировать банки в этом году не реально. Стратегия государственных банков предусматривает сокращение доли государства в банковском секторе до 25% к 2025 году. Для этого достаточно продать ПриватБанк. Единственный вопрос – наличие достаточного количества участников, чтобы получить справедливую цену. После можно говорить о привлечении советников. И надо разделить банк на «плохой» и «хороший», иначе не найдем инвестора – у нас есть проблемный предыдущий владелец.
Укрэксимбанк остается государственным, чтобы поддерживать отечественный экспорт. Есть надежда, что он будет прибыльным в этом году и не потребует дополнительных средств в капитал. Продолжаются переговоры с ЕБРР об участии в капитале Ощадбанка. В январе подписали договор между Укргазбанком и Международной финансовой корпорацией о вхождении в капитал путем конвертации кредита.
Какова роль Минфина в реализации налоговой амнистии?
Налоговая амнистия – инициатива Президента. Мы были приобщены к процессу обсуждения в составе рабочей группы в Офисе президента. Не все позиции Минфин поддержал, были замечания со стороны МВФ. Если большое количество граждан задекларируют свое состояние – закон достигнет своей цели.
Кабмин должен в течение девяти месяцев подготовить законопроект об усилении контроля за налогообложением физлиц. Что это значит?
Это о косвенных методах воздействия после декларирования. Условно говоря, задекларировали имущество, заплатили в бюджет налоги. Затем следует период, когда налоговая будет иметь возможность спросить о происхождении средств и имущества, когда снова появляется прирост доходов, не обеспеченный налогами. Эту позицию поддерживает МВФ.
Председатель Национального банка Кирилл Шевченко говорил, что МВФ может выделить $2,7 млрд финансовой помощи вне кредитной программы в поддержку госбюджета. Когда придут эти деньги?
У нас нет информации о сроках. Когда придут, будет хорошо. Мы нацелены на сотрудничество с МВФ в рамках действующей программы, по которой Украина еще может получить $2,9 млрд.
Минфин готов к любому развитию событий, но для нас желательно, чтобы МВФ предоставил финансирование. Под сотрудничество с МВФ подвязаны макрофинансовая помощь ЕС и программы Всемирного банка. При негативном развитии событий будем реагировать, в том числе путем оптимизации расходов.
Председатель бюджетного комитета Даниил Гетманцев говорит, что нужно отказаться от сотрудничества с МВФ и что он поднимет этот вопрос в парламенте. За кем будет последнее слово?
У каждого своя зона влияния, мы не конкурируем. Я министр финансов и несу за сотрудничество с МВФ полную ответственность. Нам МВФ нужен.
НАЛОГОВЫЕ ИЗМЕНЕНИЯ
Что делать государству, чтобы росла экономика?
Государство должно вмешиваться в экономические процессы и помогать. Посмотрите на Джо Байдена и Эммануэля Макрона. Администрация США выделяет $2 трлн на пособие по безработице, на детей. Франция выделяет $100 млрд на поддержку экономики; также идет речь о поддержке авиаперевозчиков во время пандемии.
Почему в законопроекте изменились ставки на ренту на руду после представления его в Раду?
Это вопрос компромисса, в том числе с отраслью. Этот законопроект долго рождался, было много продолжительных дискуссий в Кабинете министров. Я лично встречался с представителями отраслевых игроков. Правительство еще раз проголосовало за законопроект в той редакции, которую вы сейчас видите в парламенте.
Конечный вариант подал Минфин. Дискутировать, каким образом появилась эта редакция, не вижу смысла. У нас очень большие ожидания относительно получения необходимого количества голосов – в текущей редакции и до парламентских каникул.
Часть норм, касающихся работы аграриев, вывели в отдельный законопроект. Что ждет аграриев?
Процветание. Учитывая общемировой рост цен на продукты питания, у аграриев будет все хорошо. Мы сторонники развития отечественного предпринимательства. Если это переработка и экспорт переработанной продукции – мы готовы поддерживать такой бизнес. А если это банальный экспорт сырья – будь то зерна или руды, — государство должно иметь возможность сформированные сверхприбыли перераспределять в пользу граждан, а не дарить тем, кто пользуется государственными ресурсами.
Когда законопроект готовили, говорили, что он направлен на крупный бизнес, но в нем есть, например, изменения в налогообложении жилья. Какой в этом смысл?
Эти нормы направлены на борьбу со схемами по уклонение от уплаты налогов. Если вы продаете третье жилье в год и платите всего 5% – это звучит странно. А сегодня так и есть: первое жилье 0%, второе и последующее – 5%. А бизнес должен платить 18%.
У нас есть значительная часть нелегального бизнеса, которые находят лазейки в законодательстве. Мы стараемся эти щели закрыть путем законопроекта о внесении изменений в Налоговый кодекс. У легального бизнеса к этому законопроекту вопросов нет.
Почему этот законопроект также изменяет порядок формирования долгов госпредприятий?
Мы предложили госпредприятиям согласовывать формирование резервов сомнительных долгов с собственником, которым является государство. Мы не вмешиваемся в учетную политику, утвержденную Наблюдательным советом, но в части налогообложения считаем такую норму целесообразной.
Мы смотрели практику других стран, обсуждали это с аудиторскими компаниями. Это не будет вмешательством в корпоративное управление госпредприятиями. Почему владелец частной компании вправе спросить, где его дивиденды, а государство как собственник не имеет такого права? Если там есть справедливые потери и долги или резервы под будущие расходы, то вопросов к ним не будет.
Вы не боитесь налоговых митингов?
Я боюсь быть слабым министром финансов, а не налоговых митингов.
Вы нашли ошибку или неточность?
Оставьте отзыв для редакции. Мы учтем ваши замечания как можно скорее.