Категория
Новости
Дата

Законопроект 5600 перестал быть «антиолигархическим», он коснется всего бизнеса. Что изменится

Shutterstock

Shutterstock

После принятия закона, увеличение ставок налогов и изменение правил игры предусмотрено почти для всех представителей крупного бизнеса. Так правительство хочет получить дополнительные 15–20 млрд грн поступлений в госбюджет за год.

30 ноября Верховная Рада с третьей попытки приняла так называемый «ресурсный» законопроект 5600. СМИ окрестили законопроект «антиолигархическим», но в итоге он значительно увеличил налогообложение и для обычного бизнеса.

Кого и как коснется законопроект 5600

Во-первых, всех крупных налогоплательщиков коснется изменение правил касательно возможности перенесения убытков на последующие налоговые периоды. До сих пор Налоговый кодекс не ограничивал возможность учета убытков прошлых периодов при определении налога на прибыль. Согласно новой редакции закона, крупные налогоплательщики имеют право учитывать убытки частями по 50% ежегодно до полного их погашения. Если оставшаяся сумма убытков составит до 10% от финрезультата (подлежащего налогообложению), то такие убытки учитываются в полном объеме. Первым отчетным периодом станет 2022 год.

Таким образом, законодатели решили увеличить поступления в бюджет от уплаты предприятиями именно налога на прибыль. Сейчас большую часть поступлений в главную смету страны составляют поступления от НДС.

Второе изменение, которое может затронуть представителей крупного бизнеса, это запрет выезда за границу директорам предприятий, имеющих налоговый долг. На основании решения суда налоговые органы смогут добиться запрета выезда за границу директорам, у которых есть налоговый долг от 1 млн грн и его не платили больше 240 дней.

Что с НДС

  • изменены сроки по включению в налоговый кредит зарегистрированных налоговых накладных до 365 календарных дней;
  • временно до 01.01.2026 г. вводится кассовый метод учета для поставки электроэнергии;
  • распространен кассовый метод также на поставку жилищно-коммунальных услуг, в пределах которых начисляется плата за абонентское обслуживание;
  • приведены в соответствие коды УКТ ВЭД в новую редакцию Таможенного тарифа Украины;
  • освобождены от НДС вторые и последующие поставки табачных изделий, табака и промышленных заменителей табака, жидкостей, используемых в электронных сигаретах, для которых установлены максимальные розничные цены;
  • продлены до 01.01.2025 г. льготы по рассрочке НДС при ввозе оборудования.

Новые правила в налогообложении алкоголя и табака

Закон расширяет перечень товаров, не подлежащих маркировке акцизного налога, тестовыми образцами алкогольных напитков и натуральными винами (без добавления спирта, крепость которых не превышает 15%). Также сокращен срок получения марок акцизного налога для импортируемых подакцизных товаров с 5 до 3 дней.

Теперь все места производства этилового спирта, подлежащие пломбированию, должны фиксироваться системой видеонаблюдения. Усовершенствовали и нормы по выдаче/аннулированию лицензий на производство спирта, алкоголя, табака и жидкостей, используемых в электронных сигаретах.

В частности, вводится Единый реестр лицензиатов по производству и обороту спирта, алкогольных напитков, табачных изделий и жидкостей, используемых в электронных сигаретах. Также депутаты расширили основания аннулирования лицензии на производство подакцизной продукции. Предусмотрено автоматическое уведомление о дате, с которой аннулируется лицензия, если не внесли очередной платеж. Или, например, в случае изменения сведений в выданной лицензии, лицензиат обязан уведомить орган, выдавший лицензию в течение 30 дней. Одновременно введена ответственность за нарушение этого срока.

Также введена бессрочная лицензия на право производства подакцизной продукции (сейчас такая лицензия выдается на 5 лет). И, наконец, предприятия могут подавать и получать лицензию в электронном виде на производство подакцизной продукции. Расширили и список разрешенной тары, которую можно использовать для производства алкоголя.

Акцизы и эконалог

Размеры акцизов в Украине не пересматривались несколько лет. Поэтому от индексации ставок Рада не отказалась. Закон увеличивает акцизный налог на алкоголь на 5%.

На алкоголь ставка определяется в гривнах, а не в процентах от стоимости продукции. Соответственно, когда цены на алкоголь растут, доля акцизного налога в соотношении к цене снижается. Поэтому можно сделать вывод, что заплатят за такое повышение покупатели.

Также повышена ставка экологического налога на выбросы углекислого газа в три раза – до 30 грн за тонну. Хотя, если сравнивать с другими странами Европы, эта ставка даже в таком объеме самая низкая.

Налог на пиво – крепость вместо литража  

Согласно международным обязательствам Украины изменены подходы к определению единицы измерения ставки акцизного налога на пиво. Согласно европейским стандартам, акцизный налог с пива устанавливается в зависимости от крепости готовой продукции. В Украине ставка акциза на пиво определяется за 1 л готовой продукции. Поэтому законом действующая ставка акциза за 1 л пива заменена ставкой за 1 л 100%-го спирта (исходя из средневзвешенной крепости пива за 2019–2020 годы в 4,88 процента объемных единиц и индекса потребительских цен за 2020 год).

Несмотря на негативное влияние на бизнес, а в результате и на потребителей, для которых повышение налогов отразится в повышении цен на услуги, правительство видит положительные результаты от принятия закона. В частности: установление равных правил налогообложения; улучшение эффективности взыскания налогового долга; увеличение поступлений в бюджеты разных уровней.

Материалы по теме
Контрибьюторы сотрудничают с Forbes на внештатной основе. Их тексты отражают личную точку зрения. У вас другое мнение? Пишите нашему редактору Катерине Рещук - [email protected]