Верховная Рада 18 ноября во второй раз перенесла рассмотрение налогового законопроекта №5600. Он ждет второго чтения с июля. Правда, документ, который еще летом называли «антиолигархическим», уже потерял влияние на большой бизнес, а вместе с этим и большую часть обещанных поступлений в бюджет. Как изменился законопроект за это время и к чему готовиться бизнесу, если депутаты примут текущую версию
Изначальная цель законопроекта №5600 – сбалансировать налоговое законодательство, убрать немотивированные льготы для бизнеса и увеличить поступления в бюджет. В июне министр финансов Сергей Марченко говорил, что изменения в Налоговый кодекс принесут государству дополнительно 50 млрд грн в год. Но после первого чтения в июле сумма стала вдвое меньше. «Мы прогнозируем от 20 до 25 млрд грн», – говорит глава финансового комитета Верховной Рады Даниил Гетманцев. Депутат «Слуги норода» Ольга Василевская-Смаглюк считает прогноз Гетманцева слишком оптимистичным. «Нам повезет, если мы соберем 10 млрд грн. Сумма может быть на несколько миллиардов ниже», – говорит она.
Причина бюджетных потерь – более 11 000 поправок, которые народные депутаты внесли между первым и вторым чтением закона. После них в законе появились поблажки для большого бизнеса: снижение ренты на добычу железной руды, отмена акцизы на «зеленую» энергетику и льготы для крупных аграриев, которые занимаются производством птицы. «В Раде шутят, что сначала этот закон был против олигархов, потом не совсем против олигархов, а потом против всех, кроме олигархов», – говорит глава партии «Голос» Кира Рудык.
Как изменился налоговый законопроект
Металлургия
Законопроект предлагает новую формулу подсчета ренты с добычи железной руды. Металлурги платят в бюджет 11–12% от себестоимости каждой тонны. В первой редакции проект закона предлагал повысить ренту до 16% от цены за тонну на мировых рынках. «Чем дороже руда, тем металлурги больше платят в бюджет. Такой подход правильный», – говорит Гетманцев.
В мае цена на руду колебалась в районе $200 за тонну, и если бы тогда закон вступил в силу, налоги для металлургов выросли бы в 10 раз. Однако ко второму чтению народные депутаты уменьшили максимальную налоговую ставку с 16% до 10%, добавив корректирующий коэффициент. Они также вывели стоимость фрахта и расходов на внутреннюю логистику из расчета фактической цены за руду. С такой формулой металлурги будут платить меньше налогов, чем сейчас, если цена на железную руду снизится.
В Украине рынок железной руды между собой делят «Метинвест» и «Южный ГОК» Рината Ахметова, Ferrexpo Константина Жеваго и «АрселорМиттал Кривой Рог» Лакшми Миттала.
«Зеленая» энергетика
Еще один шаг в сторону большого бизнеса – отмена акциза на «зеленую» энергетику. Изначально правительство предложило взимать 3,2%-ную плату с производителей возобновляемой электроэнергии. Это направило бы в бюджет дополнительные 2,1 млрд грн в год. Но депутаты убрали эту норму из-за того, что рынок потенциально интересен международным игрокам и может привлечь в Украину дополнительные инвестиции, говорит глава фракции «Голос» Ярослав Железняк. «У меня была встреча с тремя послами Норвегии, Швеции и Дании. Эти страны готовы инвестировать в этот бизнес», – говорит он.
В июне 2020-го Кабинет министров подписал меморандум с производителями «зеленой» энергетики, взяв на себя обязательство не повышать налоги для отрасли. Рынок альтернативной энергетики в Украине на 25% принадлежит ДТЭК Ахметова.
Единственная норма, которая осталась и затронет крупный бизнес, – повышение экологического налога в три раза. Если законопроект примут в таком виде, предприятия будут платить не 10, а 30 грн за тонну выбросов СО2. Это коснется тепловых электростанций, горно-обогатительных комбинатов, металлургических заводов. 70% тепловых станций страны принадлежат Ахметову.
В 2020 году загрязнители окружающей среды заплатили 4,4 млрд грн экологического налога, из которых 0,9 млрд грн – за СО2. То есть, по новой норме за выбросы углекислого газа бизнесу придется платить дополнительно 1,8 млрд грн налога.
Сельскохозяйственный сектор
В первой редакции законопроект предлагал исключить из четвертой группы упрощенной системы налогообложения аграриев, которые занимаются разведением птицы. Из-за этого им пришлось бы платить на 100 млн грн больше налогов, посчитал старший аналитик по налоговым вопросам Института социально-экономической трансформации Вячеслав Черкашин.
Однако перед вторым чтением депутаты смягчили эту норму, добавив бонус – пятилетнее освобождение от налога на прибыль. «Налог на прибыль составляет 18%, и эта норма вполне может компенсировать потери на выходе из 4-й группы упрощенки», – говорит Черкашин.
Примерно 30% куриного мяса, употребляемого в Украине, производит МХП Юрия Косюка.
До второго чтения не дожила норма о налогообложении самовольно занятых земель. Правительство хотело уполномочить местные советы составить перечень самозахваченных земель и их владельцев и взымать с них плату паями.
Нардепы смягчили норму о взыскании НДФЛ с продажи сельскохозяйственной продукции. Правительство предлагало уменьшить с 2 га до 0,5 га площадь земли, с которой люди обязаны платить налог, если продают выращенные на ней продукты. Это предложение депутаты не поддержали, но предложили платить НДФЛ с суммы дохода, если он превышает 72 000 грн. По мнению экспертов, налоговая не сможет контролировать выполнение этой нормы.
Депутаты оставили наиболее критический для аграриев пункт – введение минимального налогового обязательства. Владельцы или пользователи участков должны платить минимальный налог, даже если ничего не выращивают. Они также должны доплачивать разницу, если сумма налогов от проданного урожая и аренды земли меньше минимального обязательства.
Это должно способствовать выведению бизнеса по аренде земель из тени, говорит старший экономист CASE Украина Владимир Дубровский. По его словам, на теневой аренде земли бюджет теряет порядка 20 млрд грн ежегодно. «Согласно реестрам, треть сельскохозяйственной земли не обрабатывается, но по снимкам со спутников мы видим, что это не так», – говорит он.
Административные нормы
Проект закона предлагает существенно расширить полномочия налоговой службы. Ей дают право делать запросы на предоставление документов и другой информации, если есть факты, которые могут свидетельствовать о потенциальных нарушениях. «Это очень абстрактное понятие. О таких фактах может заявить даже конкурент по бизнесу», – говорит партнер налоговой практики Sayenko Kharenko Светлана Мусиенко. Фактически из-за новой нормы бизнес может погрязнуть в неконтролируемых запросах от налоговой службы.
Народные депутаты оставили ко второму чтению норму о запрете руководителя выезжать за границу. Санкция вводится, если компания более 240 дней не выплачивает долг перед государством. Это негативно отразится на государственных компаниях: им будет сложнее искать руководителей. «Никто не захочет приходить в убыточный госсектор, чтобы получить такой «бонус», – говорит Рудык.
Депутаты также предлагают вести публичный реестр руководителей компаний с долгами. Это касается топов как украинских фирм, так и представительств международных компаний. «Такая норма никак не поможет избавиться компании от долгов перед государством, а лишь добавит еще один элемент давления со стороны налоговой», – говорит Мусиенко.
Последняя редакция закона разрешает бизнесу снимать на фото и видео то, как правоохранители проводят обыски в их компании. «Это позитивный момент – видео может пригодиться при рассмотрении дел в суде», – отмечает Мусиенко.
Налог на добавленную стоимость
Ко второму чтению депутаты смягчили инициативу облагать налогом на добавленную стоимость (НДС) продажу жилья. Если законопроект примут в текущем виде, НДС будет взыматься только после третьей сделки по недвижимости. Эта норма могла увеличить цену на недвижимость на 20%, говорит народный депутат от фракции «Слуга народа» Галина Янченко. «Старая норма нивелировала все наши усилия по запуску программы ипотечных кредитов», – говорит она.
Налоговый комитет также предложил на территории депрессивных шахтерских населенных пунктов в Донецкой, Луганской, Львовской и Волынской областях до 2037 года ввести специальные экономические зоны, где предприятия будут освобождаться от НДС, налога на прибыль и рентных плат на использование леса и воды. Речь идет о предприятиях, которые будут созданы после 1 января 2022 года. По мнению Рудык, это может привести к созданию фиктивных фирм. «Мы можем столкнуться с ситуацией, когда фирма зарегистрирована и получает льготы на одной территории, а фактически работает на другой», – говорит она.
Вы нашли ошибку или неточность?
Оставьте отзыв для редакции. Мы учтем ваши замечания как можно скорее.