Джастин Сан, 34, спас криптопроект Дональда Трампа и заработал президенту США и его семье $400 млн. В то же время Сан работал над глобальной платежной системой на основе своей платформы Tron. Она уже насчитывает более 300 млн пользователей. Чем занимается Сан и как его приверженность Трампу расширяет его бизнес-империю
Отримуйте інсайти, що дають перевагу: підпишіться на Forbes Digital та завжди будьте на крок попереду у світі бізнесу.
Від 49 грн на місяць!
Китайский предприниматель в сфере блокчейна Джастин Сан увлекся Дональдом Трампом еще в средней школе, когда жил в городе Хуэйчжоу к северу от Гонконга. Учитель посоветовал своим ученикам смотреть американское телевидение, чтобы лучше изучить разговорный английский. Сан воспользовался файлообменником BitTorrent – сервисом, который годами позже станет его собственностью – и начал скачивать эпизоды шоу «Ученик» (The Apprentice).
Это реалити-шоу дало ему гораздо больше, чем просто знание того, как правильно произносить фразу Трампа «Тебя уволено!». Сан вспоминает, что его очаровали уроки жесткой конкуренции, шоу-бизнесового стиля и демонстративного эго – вещи, неприемлемые в культуре, построенной на конфуцианстве и китайском социализме. Но это было в начале 2000-х, и реформы Дэн Сяопина открыли Китай для капитализма. «Было вполне логично, что «Ученик» стал популярен в Китае», – говорит Сан.
Это выглядело как судьба. Возможно, теперь это синоним к слову «опортунизм», когда в конце прошлого года Сан узнал, что криптопроект семьи Трампов World Liberty Financial (WLF) терпит крах, несмотря на то, что сам Дональд Трамп, указанный как «главный криптоадвокат» компании, только что снова был избран президентом США.
Причины были очевидны. Так называемую белую книгу WLF назвали «Золотой книгой», а на обложке – портрет Трампа в образе супергероя, весь сияющий золотом. World Liberty должна была стать еще одной платформой децентрализованных финансов – таких уже сотни. У компании не было ни доли собственного капитала, ни профессионального менеджмента, а токены оказались бы неликвидными.
При том, что семья Трампов вполне могла самостоятельно профинансировать запуск на $30 млн, она этого не сделала – и это только усугубило подозрения. Еще более 30 лет назад Дональд Трамп сместил фокус своей бизнес-империи в сторону использования чужих денег вместо того, чтобы рисковать собственными.
Но Сан не мог не увидеть потенциальную выгоду. С марта 2023 года против него продолжается иск Комиссии по ценным бумагам и биржам США (SEC), которая обвиняет его в манипулировании рынком и продаже незарегистрированных ценных бумаг. Теперь у него появился шанс лично обогатить человека, который возглавит исполнительную власть США – включая SEC.
Первая инвестиция в WLF как знак лояльности
Вы нашли ошибку или неточность?
Оставьте отзыв для редакции. Мы учтем ваши замечания как можно скорее.