Он волнуется? Гендиректор Tesla Илон Маск должен выступить в суде в Делавэре 12 июля, чтобы защитить покупку SolarCity компанией в 2016-м /Getty Images
Категория
Богатейшие
Дата

Илон Маск купил у двоюродных братьев компанию SolarCity. Теперь он вынужден доказывать в суде, что это не было кумовство за деньги инвесторов Tesla

Он волнуется? Гендиректор Tesla Илон Маск должен выступить в суде в Делавэре 12 июля, чтобы защитить покупку SolarCity компанией в 2016-м Фото Getty Images

Пять лет назад Маск восторженно рассказывал инвесторам Tesla о покупке SolarCity – в то время главной компании по установке солнечных панелей в США. «У меня оптимистические предчувствия по поводу этой сделки. Она приведет нас к качественным трансформациям», – сказал он 1 ноября 2016-го во время разговора с аналитиками. «На уровне потребителей восприятие продукта чрезвычайно приветливое», – сказал Маск о сделке на $2,2 млрд. Во время этой же беседы он отверг любые беспокойства о все более слабом финансовом здоровье SolarCity. «На финансовом фронте хватает критиков, среди них некоторые крупные хедж-фонды и другие, – сказал миллиардер. – Но я считаю, что нет никаких шансов на банкротство SolarCity. Ни одного».

Як мотивувати команду не збавляти темп у надскладних умовах? Дізнайтесь 25 квітня на форумі «Надлюди» від Forbes. Купуйте квиток за посиланням!

Маск направится в Канцелярский суд Делавэра 12 июля, чтобы защитить сделку. Он остался единственным ответчиком по делу, которое возбудили акционеры. Они считают, что покупка SolarCity была спасением проблемной компании, которую основали двоюродные братья Маска и в которой он был крупнейшим инвестором и председателем совета директоров. В иске также были обвинения против совета директоров Tesla за их небрежное корпоративное управление.

Члены совета, который возглавляла Робин Денгольм, пошли на соглашение с истцами, заплатив $60 млн, но не признав вины. Маск же решил защищать соглашение в суде. Проигрыш дела может обойтись ему в более чем $2 млрд – цена сделки.

Если такое произойдет, то это будет самым крупным взысканием с корпоративного директора. И хотя компании, такие как Bank of America и BP, заплатили миллиардные суммы убытков за свою роль в обвале рынка ипотечных ценных бумаг и катастрофической утечке нефти на буровой платформе Deepwater Horizon соответственно, отдельные директора редко несут бремя таких крупных взысканий.

Это не первый иск на 50-летнего миллиардера, основателя самого известного бренда электромобилей в мире и производителя ракет SpaceX. Фанатская база Маска напоминает культ, у него 58 миллионов подписчиков в Twitter, но у него неоднозначные успехи в судебных делах, которые открывали из-за его высказываний.

В 2018-м он потерял свою должность председателя совета директоров Tesla и вынужден был заплатить $20 млн Комиссии по ценным бумагам из-за своего заявления о том, что он сделает производителя электромобилей частной компанией. Заявление оказалась фиктивным.

Еще одно дело, которое возбудила Комиссия по ценным бумагам за твит Маска о производственных целях Tesla, закончилось без дополнительных наказаний для предпринимателя.

В декабре 2019-го он выиграл дело о клевете, которое против него возбудил Вернон Ансворт, советник тайской спасательной группы, которая помогала освобождать футбольную команду мальчиков из пещеры. Маск тогда назвал истца «педо-парнем».

«Когда Tesla купила бизнес братьев, те якобы собирались сделать рекапитализацию бизнеса и ввести реформы»,

Джозеф Оша, старший исследователь-аналитик в Guggenheim Securities

Основанием для беспокойства относительно сделки о SolarCity стало то, почему Tesla вообще надо было покупать компанию. Маск утверждал, что эта сделка станет началом трансформаций и они смогут доминировать в индустрии солнечной энергии со своими дешевыми панелями, аккумуляторами Tesla и высокотехнологичными крышами из солнечных панелей («солнечные» крыши).

Мало того, что почти ничего из этого не произошло, в сделке присутствует явный конфликт интересов. Двоюродные братья Маска Линдон и Питер Райвы основали SolarCity в 2006-м по совету самого Маска. Их богатый родственник поддержал их финансово, владел 22,2% компании на момент заключения соглашения с Tesla и был председателем ее совета директоров.

«Когда Tesla купила бизнес братьев, те якобы собирались сделать рекапитализацию бизнеса и ввести реформы. Вместо этого произошел значительный спад, по моему мнению, потому, что они уделяли мало внимания компании и занимались другими делами», – говорит Джозеф Оша, старший исследователь-аналитик в Guggenheim Securities, который следит за индустрией солнечной энергии, но не Tesla.

Getty Images

Дом, оборудованный «солнечными» крышами от Tesla. Фото Getty Images

Стратегия SolarCity заключалась в том, что они подписывали соглашения с клиентами, которые ничего не платили вперед, но в течение 20 лет обязывались покупать электроэнергию, производимую солнечными панелями, установленными компанией. SolarCity стала крупнейшей компанией по установке солнечных панелей на жилые дома. В 2016-м она сообщила о рекордной выручке в $730 млн, но и о значительном чистом убытке в $820 млн. На момент покупки SolarCity у нее был долг в более чем $1,5 млрд.

Большая часть роста – и долга – компании была привязана к ее маркетингу. Под руководством братьев Райв компания солнечной энергии получила значительное развитие благодаря активному продвижению своих товаров. В частности, они активно рекламировали свои продукты, применяли продажи от двери до двери и предлагали дешевые, долгосрочные договора аренды своих систем солнечной энергии. Квартал за кварталом компания отчитывалась об убытках из-за своей погони за тем, чтобы устанавливать все больше и больше солнечных систем.

За несколько недель до закрытия сделки Tesla устроила яркое мероприятие в Universal Studios в Голливуде на съемочной площадке «Отчаянных домохозяек». Все для того, чтобы похвастаться крышами из солнечных панелей, которые производятся из высокотехнологичного стеклянного покрытия.

Маск сказал, что это революционный продукт, ведь такие крыши будут не только производить чистую энергию, но и станут заменой непривлекательным традиционным фотоэлектрическим панелям, которые очень раздражают третьего самого богатого человека в мире. «Главное, чтобы они были красивыми, доступными и легко интегрировались», – сказал он.

После подписания соглашения Tesla лишилась значительных маркетинговых затрат SolarCity, предоставив продажи своему вебсайту и сети магазинов. Также было подписано партнерское соглашение о продаже с Home Depot. Братья Райв оба ушли из компании до июля 2017 года – через несколько месяцев после подписания соглашения о продаже их компании.

«Некоторые из каналов продаж компании, по нашему мнению, не соответствовали бренду Tesla, как, например, продажа от двери к двери, поэтому мы хотели передать вопрос продаж магазинам Tesla. Это было логично, что, думаю, мы вспомнили как одну из причин покупки SolarCity», – сказал Маск во время дачи показаний в суде в июне 2019-го.

Энергетическое подразделение Tesla, в которое входит то, что осталось от операций SolarCity, сообщило в прошлом году о выручке в $1,99 млрд – в 2016-м она составила всего $178 млн. Такой рост не был результатом установки солнечных панелей, а скорее больших продаж аккумуляторных батарей Powerwall, которые сохраняют электроэнергию от солнечных батарей. Этот продукт Tesla начала продавать за год до того, как было объявлено о сделке.

А вот установка солнечных панелей, которая является основой бизнеса SolarCity, создала 205 мегаватт в 2020-м, что составляет лишь четверть от 803 мегаватт, о которых сообщила компания в 2016-м, когда была еще самостоятельной.

Shutterstock

Аккумуляторные батареи от Tesla Powerwall висят в гараже дома в Сан-Рамон, Калифорния. Фото Shutterstock

В первом квартале 2021-го Tesla сообщила о прыжке в установлении солнечных панелей до 92 мегаватт, но не уточнила – это произошло за счет жилых проектов или коммерческих. Также она сказала о том, что бизнес с «солнечными» крышами вырос в девять раз в прошлом году, но конкретных цифр не предоставила.

Несмотря на такие результаты, батареечный бизнес, который был у Маска до сделки, – «это маленькая часть большого бизнеса», говорит Оша. «Powerwall настолько хороший бренд, что его продукт может продаваться целыми днями».

Во время показаний в суде в 2019-м Маск сказал, что из-за проблем с производством электромобиля Model 3 в 2017-м Tesla вынуждена была забрать работников и инженеров с SolarCity, чтобы они помогли с производством автомобилей. На вопрос от адвоката Рэндала Бэрона Маск не смог ответить, сколько конкретно работников SolarCity перевели на производство Model 3, но подтвердил, что такая пертурбация не упоминалось в ежегодном отчете Tesla.

Tesla не ответила на просьбу прокомментировать будущее судебное заседание, но в последнем ежегодном отчете написала следующее: «Мы убеждены, что обвинения против покупки SolarCity безосновательны, и мы намерены всеми силами защищаться против них».

Бэрон, адвокат в Robbins Geller Rudman & Dowd – юридическая фирма в Сан-Диего, которая ведет дело против Маска от имени инвесторов, – также отказался комментировать судебное заседание.

SolarCity никогда не устанавливала уникальные высокотехнологичные солнечные панели, а только работала с обычными панелями, которые поставляли топовые производители. Ее бизнес строился на установке этих панелей, получении арендных плат от клиентов и монетизации энергии, которую производили установленные ею системы.

Getty Images

Завод Tesla по изготовлению «солнечных» продуктов в Баффало, Нью-Йорк. Фото Getty Images

По замыслу Маска, программа «солнечных» крыш, которую разработал отдел R&D Tesla, должна была заменить бизнес SolarCity с обычными панелями. Но пять лет спустя эта программа не приблизилась к масштабным уровням производства, на которые намекал Маск в 2016-м.

Частично причина в том, что крыши – это не автомобили, им нельзя организовать массовое производство, ведь каждая крыша разная и их надо делать под заказ. Недавно Tesla сказала, что она сосредоточится только на установке солнечных крыш для новостроек, отказавшись от значительно большего рынка оснащения готовых домов.

«Для инвесторов Tesla покупка SolarCity была неудачным решением»,

Дэн Айвс, аналитик в Wedbush

Вместе с SolarCity Tesla также получила большой завод солнечных панелей в Баффало, Нью-Йорк. Компания пообещала, что производительность завода вырастет до 1 гигаватт в год «солнечных» продуктов. И это в партнерстве с Panasonic, давним производственным партнером, который является главным поставщиком литий-ионных батарей для Tesla. В прошлом году Panasonic покинул проект и пока неизвестно, сколько панелей или «солнечных» крыш сейчас производит завод. В отчетах Комиссии по ценным бумагам Tesla не указала детали этого производства.

Несмотря на все внимание прессы к Маску и Tesla, такие компании как Sunrun, теперь крупнейшая компания по установке систем солнечной энергии в жилых домах США, Sunnova и SunPower являются более мощными игроками в своей индустрии.

«Для инвесторов Tesla покупка SolarCity была неудачным решением, ведь с момента заключения сделки результаты были минимальными, – говорит аналитик в Wedbush Дэн Айвс. – Уолл-стрит невысоко ее оценивает, пока она не достигнет значительных масштабов и не воплотит свое большое видение».

Материалы по теме

Вы нашли ошибку или неточность?

Оставьте отзыв для редакции. Мы учтем ваши замечания как можно скорее.

Исправить
Предыдущий слайд
Следующий слайд
Новый выпуск Forbes Ukraine

Заказывайте с бесплатной курьерской доставкой по Украине