Іранець Камаль Ґаффарян, 65, є винятковим прикладом людини, яка стала мільярдером завдяки мріям про космос. /ROBERT SEVERI FOR FORBES
Категория
Богатейшие
Дата

От взятых в долг $2000 до $2,2 млрд. Как иранцу Камалю Гаффаряну удалось стать миллиардером благодаря мечтам о космосе

Иранец Камаль Гаффарян, 65, – исключительный пример человека, ставшего миллиардером благодаря мечтам о космосе. Фото ROBERT SEVERI FOR FORBES

Немногим знакомо имя Камаль Гаффарян, тем более его связь с космическими программами. Но в отличие от Илона Маска и Джеффа Безоса, заработавших свои состояния на стороне, а уж потом пришедших в космическую сферу, Гаффарян разбогател именно благодаря космосу. Какие у него планы на будущее? До 2031-го запустить первую коммерческую космическую станцию.

В космической индустрии доминируют состоятельные бизнесмены, влившие миллиарды долларов в ракеты, марсоходы и полеты на орбиту. Но в отличие от Илона Маска, Джеффа Безоса и Ричарда Брэнсона, иранец Камаль Гаффарян, 65, является исключительным примером человека, который стал миллиардером благодаря мечтам о космосе, а не пришел в эту сферу после бизнес-успеха где-либо.

С момента приезда Гаффаряна в столицу США в 1976-м с $2000 в кармане, которые ему дал взаймы дядя для учебы, он смог добиться немалых успехов. Forbes оценивает собственный капитал космического бизнесмена в $2,2 млрд, большинство из которых привязаны к долям в его компаниях, а их у него четыре.

Axiom Space

Последние инвестиции: $350 млн

Оценка стоимости: $2,1 млрд

Она строит первую в мире коммерческую космическую станцию совместно с NASA и разрабатывает следующее поколение космических скафандров. «В следующий раз, когда вы увидите, как астронавты идут по поверхности Луны, они будут в скафандрах от Axiom Space», – радуется Гаффарян.

Космический скафандр Axiom Space. /Axiom Space/axiomspace.com

Космический скафандр Axiom Space. Фото Axiom Space/axiomspace.com

Intuitive Machines

Последние инвестиции: $20 млн

Создает аппарат для высадки на Луне, один из которых отправят на южный полюс естественного спутника Земли в январе (если погода позволит). Этот полет должен стать одним из серии высадок, которые положат начало коммерческим лунным миссиям. Компания вышла на биржу Nasdaq в феврале через слияние со SPAC-компанией.

Quantum Space

Последние инвестиции: $15 млн

Строит супермагистраль, которая будет помогать космическим судам дозаправляться и путешествовать между Землей и Луной. Самая молодая и новая часть империи миллиардера.

X-Energy

Оценка стоимости: $1,1 млрд

Производит малые, передовые (и защищенные от перегрева) ядерные реакторы, которые могут питать все – от удаленной военной базы до крупного химического завода.

В чем секрет его успеха? Культура, культура, культура, говорит он. Но в космическом бизнесе на $546 млрд, развитие которого все еще стимулирует в основном американское правительство, дело фактически в контрактах, контрактах, контрактах.

«Никто не умеет так классно выигрывать контракты у американского правительства, как Кам Гаффарян», – говорит Дж. Клей Селл, гендиректор X-Energy и бывший замминистра энергетики США.

Но не Дядей Сэмом единым движется космическая индустрия. Среди коммерческих клиентов Гаффаряна можно назвать медицинскую организацию Cedars-Sinai (исследование стволовых клеток в условиях микрогравитации), производителя шампанского GH Mumm (игристое, созданное на дегустации в космосе) и японский конгломерат Mitsui, сотрудничающий с Axiom Space.

А ведь еще есть другие правительства, к примеру Канады и Саудовской Аравии, и частные лица, готовые выложить кругленькие суммы за полет в космос. Axiom Space уже выполнила две успешные, полностью частные миссии на Международную космическую станцию (МКС) с помощью Масковой SpaceX в апреле 2022-го и мае 2023-го. В первом полете участвовали три коммерческих астронавта, а во втором – два саудовских космонавта.

Иллюстрация космической станции Axiom Space. /Axiom Space/axiomspace.com

Иллюстрация космической станции Axiom Space. Фото Axiom Space/axiomspace.com

Как сообщает компания, по состоянию на август этого года у нее подписаны еще соглашения с несколькими частными лицами более чем на $2,2 млрд.

«[Когда люди думают о космических компаниях], то сразу вспоминают Безоса, Брэнсона, Маска, и не просто так, – объясняет Крис Стотт, основатель и гендиректор компании Lonestar Data Holdings, которая вместе с Intuitive Machines занимается хранением данных на Луне. – Но Кам Гаффарян тоже должен быть в этом списке, поскольку он очень много делает для этой индустрии и очень находчиво использует достижения Джеффа и Илона».

Гаффарян не считает Маска и Безоса конкурентами – скорее партнерами, и поддерживает дружеские отношения с ними.

Планы у Гаффаряна гораздо смелее, чем у его более известных коллег. Благодаря строительству первой коммерческой космической станции и аппаратов для высадки на Луну он хочет снизить стоимость выхода в космос, как это сделали ракеты многоразового использования от SpaceX. Компании предпринимателя работают для того, чтобы космос стал доступнее и съемки очередного блокбастера или разработка лекарств на космической станции стали реальностью.

Но это только начало. О долгосрочной перспективе он говорит так: «Наше конечное предназначение – сделать человечество межзвездным видом».

Первым шагом на этом непростом пути будет низкая околоземная орбита, а именно космическая станция там. Далее на Луну с посадочными аппаратами и поселением для людей. А потом? «Технологии, которые смогут вывести нас за пределы нашей Солнечной системы», – отвечает Гаффарян.

За космической мечтой в США

Увлечение космосом у Гаффаряна началось еще в детстве в его родном городе Исфахан (Иран), где он любил наблюдать за звездным небом. Поворотным, по его словам, моментом для него стала высадка американцев на Луну. Тогда, 20 июля 1969 года, 11-летний Камаль наблюдал за первым шагом человека на естественном спутнике Земли на экране соседского черно-белого телевизора. Тогда он понял, что хочет заниматься этим.

В 1976-м он прилетел в Вашингтон, округ Колумбия, чтобы учиться в Католическом университете Америки благодаря заимствованным у дяди $2000. Чтобы вернуть долг, по вечерам юноша работал парковщиком, а днем получал дипломы по двум специальностям – компьютерные науки и инженерия.

Нам нужно быть межпланетным видом и уметь достигать других звезд. Но пока нам это не удалось, у нас всего один дом, правда? Если коротко, то нужно заботиться о нашем нынешнем доме и искать новый.

Камаль Гаффарян

После университета его первая работа была в IT-фирме Compucare. Там он работал, а также получал дополнительную степень по электронной инженерии и диплом магистра по информационному управлению. В космическую индустрию Гаффарян впервые попал в 1983 году благодаря работе в аэрокосмическом гиганте Lockheed, а после перешел в Ford Aerospace, где также работал с контрактами для NASA и федерального правительства.

В 1994-м он решил попробовать свои силы вместе с Гарольдом Стингером, с которым познакомился в Lockheed. Свою компанию, которую они основали благодаря поддержке федерального правительства бизнесов нацменьшинств, предприниматели назвали Stinger Ghaffarian Technologies, а ее первый офис находился в подвале Гаффаряна.

«Мы решили открыть собственную компанию, которая, по сути, занималась тем же – правительственными контрактами, – рассказывает он. – Я заложил дом, получил $250 000, мы сложили наши деньги и так создали компанию».

К 2006 году SGT стала 20-м крупнейшим подрядчиком NASA, у которой были контракты на $100 млн на предоставление инженерных услуг и поддержку миссий. Три года спустя Гаффарян выкупил долю Стингера.

У Гаффаряна есть одно замечательное умение убеждать ветеранов NASA работать с ним в частном секторе. В его компаниях работает минимум 18 бывших сотрудников американского космического агентства. Благодаря им Гаффарян не просто получил бесценный правительственный опыт, но и смог убедить инвесторов в том, что он сможет добиться успеха на достаточно насыщенном рынке.

Так в 2013 году Гаффарян объединился со Стивеном Альтемусом, бывшим заместителем директора космического центра NASA в Хьюстоне, который запускал программу по высадке на Луну «Аполлон», чтобы основать Intuitive Machines. Через три года он убедил Майкла Саффредини, который 10 лет руководил программой МКС NASA, создать вместе Axiom Space.

Краткое видео о второй миссии Axiom Space на МКС.

Прекрасные умения и конкуренты

По словам Гаффаряна, у него отличный послужной список получения контрактов NASA: еще при SGT он получал 80% контрактов, на которые подавал заявки, хотя в индустрии средний уровень успеха не дотягивает до 50%. Именно это помогло Axiom Space и Intuitive Machines выиграть крупные заказы, от космического скафандра до коммерческой лунной программы. «Эта способность ставить на проекты и выигрывать их – наш секретный ингредиент», – говорит он.

Даже X-Energy также активна в космической индустрии: в прошлом году вместе с Intuitive Machines выиграла контракт от NASA и министерства энергетики на $5 млн, по которому компании будут разрабатывать портативный ядерный реактор для Луны.

Для всех этих проектов нужны инвестиции. Именно поэтому Гаффарян в 2018-м продал своего первенца, SGT, публичной KBR за $355 млн, что дало ему необходимые наличные средства для развития его замыслов. Он говорит, что иногда вроде и сожалеет о продаже SGT, поскольку у нее был «замечательный поток наличных денег», но его новые детища – технологические компании, требующие больших вливаний, и он это понимает.

Успехи у компаний Гаффаряна хороши, но и конкуренты не спят. TerraPower Билла Гейтса, которая делает пилотный реактор больше, чем у X-Energy, тоже выиграла контракт минэнергетики одновременно с фирмой Гаффаряна в 2020-м. Axiom Space предстоит соперничать с Blue Origin Безоса, Sierra Space супругов Озменов, а также гигантами индустрии Lockheed Martin и Northrop Grumman. Кроме того, японский стартап iSpace планирует вторую миссию на Луну в 2024 году после аварии ее первого посадочного аппарата из-за «глюка» в ПО.

Впрочем, Гаффаряна это не волнует, ведь он представляет будущее, в котором будет более чем достаточно проектов для всех компаний, занимающихся малыми ядерными реакторами, космическими станциями и высадкой на Луне. «Конкуренция – это хорошо. Она делает нас креативнее и инновационнее», – уверен предприниматель.

Межзвездные путешествия

Самый амбициозный проект Гаффаряна – некоммерческая организация Limitless Space Institute, расположенная в Хьюстоне. Ею руководят ветераны NASA, и она сотрудничает со школами и университетами и финансирует исследования для одной цели – однажды сделать возможными межзвездные путешествия.

Большинство идей по этой теме более чем теоретические, и Гаффарян вряд ли сможет стать свидетелем воплощения этого замысла. Но он убежден, что в ближайшем будущем люди смогут жить постоянно на космической станции и Луне.

Рейяна Барнави, первая женщина-астронавт Саудовской Аравии, во время работы в орбитальной лаборатории на МКС. Она приняла участие во второй миссии. Иллюстрация космической станции Axiom Space. /Axiom Space/axiomspace.com

Рейяна Барнави, первая женщина-астронавт Саудовской Аравии, во время работы в орбитальной лаборатории на МКС. Она приняла участие во второй миссии. Иллюстрация космической станции Axiom Space. Фото Axiom Space/axiomspace.com

Для этого Intuitive Machines в январе должен запустить аппарат для высадки на спутник Земли. На следующий год также запланирована миссия с астронавтами, организуемая Axiom Space.

Ожидается, что первую часть новой космической станции присоединят к МКС в 2026-м, Axiom Space – единственная компания, которая может устанавливать там свои модули. Полностью новая станция должна быть собрана и работать до 2031 года, когда МКС уйдет на пенсию.

«За 10–15–20 лет, надеюсь, у нас уже будет космический город, куда люди смогут улететь и остаться там. Он станет прекрасной основой для дальнейшего исследования космоса человеком», – говорит Гаффарян.

Миллиардер подчеркивает, что занялся космической станцией и посадочными аппаратами не для того, чтобы разбогатеть. «Я не хотел быть самым богатым человеком на кладбище и не желал, чтобы моя жизнь вращалась вокруг того, как заработать побольше денег, – рассказывает он, размышляя о продаже своего первого бизнеса. – Я хотел быть полезным и изменить мир к лучшему».

Материалы по теме

Вы нашли ошибку или неточность?

Оставьте отзыв для редакции. Мы учтем ваши замечания как можно скорее.

Исправить
Предыдущий слайд
Следующий слайд
Новый выпуск Forbes Ukraine

Заказывайте с бесплатной курьерской доставкой по Украине