Перебои с электричеством и отоплением заставляют больше украинцев думать о временном выезде из страны. Волна беженцев из Украины может наложиться на новый поток мигрантов из Африки и Азии, пишет Financial Times. Forbes выбрал главное.
Новий номер Forbes Ukraine: 202 найбільші приватні компанії та 303 ефективних СЕО. Замовляйте та отримуйте два журнали за ціною одного!
Ракетные удары российских войск по украинской энергетической инфраструктуре грозят новым притоком украинских беженцев в страны ЕС. «Цель Путина — создать кризис беженцев и оказать на нас еще большее давление», – говорит, комиссар ЕС по внутренним делам Ильва Йоханссон.
Одновременно по мере ослабления карантинных мер и роста экономических сложностей в мире Европа фиксирует самый высокий приток новых мигрантов из Северной Африки, Ближнего Востока и Азии со времен миграционного кризиса 2015-2016 годов. Высокая нагрузка на социальную сферу совпала с ростом влияния правых партий в нескольких странах ЕС. Вопрос миграции вновь вышел на первое место в политической повестке Европы.
Открытые двери
В отношении украинских беженцев ЕС придерживается политики открытых дверей. Когда украинская армия отразила первый натиск России, многие из них вернулись домой. Но сейчас, когда пункты приема беженцев во многих странах испытывают наплыв беженцев, растут опасения по поводу возвращения в Европу украинцев. Кроме того, между странами ЕС растет напряженность по поводу нелегальных мигрантов из других частей света – людей, которые не отвечают требованиям для въезда в ЕС.
«Риторика вокруг проблемы иммиграции становится более жесткой по всей Европе, – говорит специалист по миграции из аналитического центра European Policy Centre Альберто-Хорст Нейдхардт – Во многих странах ЕС чрезвычайная ситуация с беженцами. Перспектива дальнейшего прибытия людей из Украины и других регионов мира усилит давление на власти».
Европейцы заслужили восхищение всего мира за теплый прием первой волны беженцев из Украины. Евросоюз впервые применил принятую 20 лет назад, но никогда ранее не использовавшуюся норму предоставлять «временную защиту» людям, которые спасаются от вооруженного конфликта. Благодаря этому украинцы мгновенно получили возможность свободно передвигаться по территории ЕС, право на работу и небольшие социальные выплаты.
Например, через итальянские границы прошли 173 000 украинцев: многие стремились воссоединиться с семьями и друзьями, уже прибывшими в страну. Итальянские семьи и волонтерские центры распахнули двери – жертвовали вещи, помогали перемещенным ученикам поступить в школу.
«В обществе витало всеобщее ощущение того, что ты вносишь свой вклад в героические усилия сопротивления. Что ты часть чего-то большого, часть истории», – говорит директор Римского института международных отношений Натали Точчи.
Сейчас, спустя почти 10 месяцев после вторжения, теплый прием сменяется усталостью. На европейцев давит растущая инфляция, а государственные бюджеты испытывают трудности.
Нескончаемый поток
Количество беженцев из Украины и других стран континента впечатляет. С января по сентябрь украинцы подали 4,4 млн заявлений на временное убежище в ЕС, хотя сотни тысяч, по оценкам, уже вернулись домой. Кроме того, страны ЕС, а также Норвегия, Швейцария, Исландия и Лихтенштейн получили около 680 тыс. заявлений о предоставлении убежища от граждан Сирии, Афганистана, некоторых стран Африки и Азии. Это на 54% больше, чем за тот же период предыдущего года, подсчитало агентство ЕС по вопросам убежища.
Местные органы власти, на которые возложена ответственность за размещение и поддержку беженцев, с трудом справляются с этой задачей. В Германии, где в этом году нашли убежище более 1,1 млн челове, в спешном порядке переоборудуют под прием беженцев спортивные залы и общежития, как во время кризиса беженцев 2015-16 годов.
Городские власти вынуждены строить сборные домики и снимать комнаты в гостиницах для прибывших. Чиновники говорят, что не хватает мест в школах, детских садах, и на интеграционных курсах для взрослых.
В Польше, где на жительство зарегистрировались 1,3 млн украинцев, низовую армию волонтеров поначалу называли образцом для подражания. Но хотя поддержка Варшавой Киева остается непоколебимой, украинцы, уезжающие в Польшу этой зимой, не встретят такого же щедрого приема, каким он был весной.
Поляки «напуганы экономической ситуацией и инфляцией. Их все больше раздражает то, что они воспринимают как привилегии для украинских беженцев», — говорит глава варшавского офиса Европейского совета по международным отношениям Петр Бурас.
Польские власти прекратили многие прямые субсидии для украинцев, в том числе бесплатный проезд в общественном транспорте и единовременную выплату в размере 300 злотых ($67), на которую претендовали более 1 млн. зарегистрированных украинцев. С марта беженцы, которые находятся в Польше более 120 дней, должны будут оплачивать 50% стоимости любого предоставленного государством жилья.
Комиссар ЕС по внутренним делам Ильва Йоханссон говорит, что в настоящее время приток из Украины в страны Европы лишь незначительно превышает число возвращающихся в Украину. Но ЕС разрабатывает план на случай новой волны. «Если мы увидим миллионы людей, прибывающих зимой, возникнет огромная проблема, но я думаю, что мы справимся», — сказала она в интервью Financial Times.
Проблемы распределения
Члены ЕС, которые приняли на себя основную тяжесть предыдущей волны украинских беженцев, обеспокоены. Некоторые дипломаты подчеркивают, что вновь прибывшие, как правило, направляются в крупные города, где их уже много, что увеличивает нагрузку на местные власти.
«Нам очевидно, что в случае роста миграции из Украины потребуется лучше распределять прибывших по всей Европе», — заявила министр внутренних дел Германии Нэнси Фрейзер.
На этом фоне правительство Италии под руководством Джорджи Мелони призывает к ужесточению мер против нелегальных мигрантов из Азии и Африки. Мелони и ее партнеры по правой коалиции давно считают нерегулируемый поток мигрантов из африканских и азиатских стран угрозой национальной безопасности и целостности Италии.
По Дублинскому соглашению ЕС, заявления просителей убежища должны рассматриваться и обрабатываться в той европейской стране, в которую они впервые прибыли. Рим утверждает, что из-за географического положения Италии, Греции, Кипра и Мальты на эти страны приходится основная миграционная нагрузка. В ноябре они подписали совместное письмо с требованием изменить систему. В этом году в Италию через Средиземное море прибыли почти 96 000 нелегальных мигрантов. Это на 52% больше, чем за тот же период прошлого года, подсчитало министерство внутренних дел Италии.
В Словакии тысячи преимущественно сирийских беженцев оказались в ловушке на границе страны, поскольку чешские пограничники не пускают их на свою территорию, Венгрия отказывается принимать обратно тех, кто проехал через Венгрию в Словакию. Местные жители жалуются, что беженцы бродяжничают, а работники гуманитарных организаций призывают власти оказать им срочную помощь или предоставить безопасный проезд в другую страну.
Волонтеры в Бельгии говорят, что тысячи беженцев живут на улицах Брюсселя, поскольку система предоставления убежища с трудом справляется с рассмотрением их заявлений.
Йоханссон говорит, что необходим новый пакт по миграции, который придет на смену Дублинскому соглашению. Он должен будет включать более справедливый способ распределения просителей убежища по странам Евросоюза. Это соглашение может быть принято еще до окончания работы нынешней комиссии в 2024 году, прогнозирует еврокомиссар.
Вы нашли ошибку или неточность?
Оставьте отзыв для редакции. Мы учтем ваши замечания как можно скорее.