Работодатели США и Европы боятся рецессии, но рекордными темпами нанимают сотрудников. Почему это происходит? Разбор The Economist /Фото Getty Images
Категория
Мир
Дата

Работодатели США и Европы боятся рецессии, но рекордными темпами нанимают сотрудников. Почему это происходит? Разбор The Economist

Гендиректор Apple Тим Кук придерживается золотой середины: Apple продолжит нанимать сотрудников на «перспективные направления», но «ясно видит» экономические риски. Фото Getty Images

За последние два года спрос на рынке труда США и некоторых европейских стран резко возрос. И хотя компании говорят об экономическом спаде, их отделы кадров охотятся за сотрудниками, а уровень безработицы рекордно низок. The Economist объясняет этот парадокс. Forbes выбрал главное. 

В августе американские работодатели наняли 315 000 работников, подсчитало Бюро трудовой статистики США. В июле открытыми в стране оставались 11,2 млн вакансий: на каждого безработного приходилось две заявки от работодателей. В Великобритании схожая ситуация. Британский центральный банк прогнозирует серьезную рецессию, но уровень вакансий в стране остается рекордным.

Учитывая новости о грядущих экономических трудностях, некоторые компании все же подумывают о сокращениях. Компания Snap, которая владеет мессенджером Snapchat, заявила, что уволит пятую часть персонала из-за «сложной макроэкономической ситуации».

Марк Цукерберг, по сообщениям, заявил сотрудникам Facebook, что «вероятно, есть масса людей, которым здесь не место». Компания пока не объявляла о масштабных увольнениях.

Гендиректор Apple Тим Кук придерживается золотой середины: Apple продолжит нанимать сотрудников на «перспективные направления», но «ясно видит» экономические риски.

Почему правила на рынке труда сегодня диктуют работники? За этим парадоксом стоят три фактора. Первый – высокая текучесть кадров. Второй – потрясения на рынке труда после пандемии COVID-19. Третий – отсутствие у работодателей гибкости или пространства для маневра: им надо сохранить рабочую силу в сложных реалиях дефицита сотрудников.

Круговорот вакансий

Начнем с высокой текучести кадров. На рынке труда происходят постоянные изменения. Экономическая теория рассматривает все компании как одинаковые, но в реальности они очень разные. Одни предприятия расширяются, другие сокращают бизнес независимо от того, какова общая ситуация на рынке – бум или спад. В июле занятость в США выросла только на 0,5 млн человек: около 6,4 млн сотрудников начали работать на новом месте, но 5,9 млн человек уволились. И это только цифра за июль: в течение года еще больше людей меняют либо место работы, либо статус занятости.

Во время экономического роста темпы создания рабочих мест превышают темпы их ликвидации. В периоды спадов фирмы ликвидируют рабочие места быстрее, чем создают. Но текучесть кадров остается высокой и во время бума, и в периоды спадов. Многие фирмы и целые отрасли одновременно и нанимают, и увольняют работников. Хороший пример – крупнейший частный работодатель США Walmart. В августе компания подтвердил, что сократит сотрудников штаб-квартиры и одновременно создаст новые рабочие места.

Иными словами, появление огромного числа вакансий не означает, что общая занятость растет высокими темпами.

Великая ковидная перетасовка

Второй фактор – структурные изменения на рынке труда после пандемии. Стивен Дэвис из Школы бизнеса Бута при Чикагском университете называет это «великой перетасовкой».

Пандемия почти никак не повлияла на спрос на рынке труда, пишет в своем исследовании Элиза Форсайт из Университета Иллинойса. Американские работодатели, которые в апреле 2020-го временно уволили 20 млн работников, быстро восстановили их в должностях. Зато ситуация с предложением радикально изменилась.

В США отношение числа занятых к общей численности населения остается ниже пика, достигнутого перед пандемией. Во многом это связано с тем, что пожилые работники выходят на пенсию, говорит Форсайт. По-прежнему трудно найти сотрудников в сфере обслуживания клиентов. Резкий рост числа вакансий особенно заметен в индустрии досуга, гостиничного бизнеса и персонального ухода.

В Великобритании ситуация примерно та же. В августе на территории лондонского Университета Мидлсекс прошла ярмарка вакансий. В ней участвовали десятки фирм – от похоронных бюро до автобусных компаний и коллекторских контор. Все они нацелились на безработных, а не на свежих выпускников колледжей. Многие рекрутеры говорили, что раньше соискатели постоянно обивали пороги их компаний. Это был «постоянный конвейер», рассказывает один из участников ярмарки. Теперь фирмам приходится за руку тащить соискателей на собеседование.

Работодатели в Америке также все интенсивнее ищут кандидатов. Требования к квалификации в объявлениях, связанных с обслуживанием клиентов, смягчены, а зарплаты выросли более резко, чем в других отраслях. Форсайт в своем исследовании сообщает, что растет вероятность перехода безработных и низкоквалифицированных сотрудников на должности «белых воротничков». Возможности перепрыгнуть через несколько ступенек карьерной лестницы, по-видимому, открылись из-за выхода на пенсию опытных работников.

Работодатели в Америке также все интенсивнее ищут кандидатов. Требования к квалификации в объявлениях, связанных с обслуживанием клиентов, смягчены, а зарплаты выросли более резко, чем в других отраслях. /Фото Getty Images

Работодатели в Америке также все интенсивнее ищут кандидатов. Требования к квалификации в объявлениях, связанных с обслуживанием клиентов, смягчены, а зарплаты выросли более резко, чем в других отраслях. Фото Getty Images

Нет места для маневра

Сочетание надвигающейся рецессии, высокой текучести кадров и изменений в предложении на рынке труда – сложная ситуация для большинства компаний. Фирма с четкой HR-стратегией способна корректировать штат сотрудников и во время взлетов, и в периоды спадов. Но многие компаний, даже будучи на 100% уверенными, что через год наступит рецессия, не способны изменить стратегию найма. Им необходимо знать масштабы, продолжительность и отраслевые особенности рецессии. Коррекция найма в ответ на рыночные циклы выходит за рамки их возможностей. Фирмы, как и люди, бывают гибкими только до определенных пределов.

Обычно этой гибкости хватает только на то, чтобы сформировать отношение к удаленной работе. Одна крайность – Илон Маск, который требует, чтобы сотрудники Tesla проводили в офисе не менее 40 часов в неделю. Другая – Yelp, который пропагандирует удаленную работу, или Spotify, которая придерживается политики «работы из любого места».

Удаленные работники могут согласиться на меньшую зарплату в обмен на более гибкий график. Но есть и очевидные минусы. Трудно работать, если коллеги едва друг друга знают.

Есть ли компании, которые хорошо справляются с сегодняшними сложностями на рынке труда? В США это Apple, в Европе – авиакомпания Ryanair, которая сохранила персонал во время пандемии и активно нанимает сотрудников после нее. Этим летом Ryanair продолжала летать и наращивать долю рынка, пока конкуренты отменяли рейсы из-за дефицита кадров.

Один из рекрутеров на лондонской ярмарке вакансий говорит, что надеется, что рецессия не затронет его нишу – строительство инфраструктурных объектов. Но нанимать работников прямо сейчас – это кошмар, сетует он. «Кандидат просто должен быть в состоянии явиться вовремя и показать хоть какую-то готовность и заинтересованность, – говорит он. – Никакого предыдущего опыта не требуется».

Материалы по теме
Предыдущий слайд
Следующий слайд
Специальный военный выпуск Forbes ко Дню Независимости

Специальный военный выпуск Forbes ко Дню Независимости

Заказывайте с бесплатной курьерской доставкой по Украине