Пограничный кризис между Польшей и Украиной продолжается уже больше года. Убытки одной украинской компании составляют в среднем €700 000, по данным Европейской бизнес ассоциации. А отношения между народами, которые сблизились в начале войны, портят кадры с высыпанным украинским зерном и блокировкой пассажирских автобусов. Каковы настоящие причины кризиса и есть ли из него выход? Forbes Ukraine поговорил об этом с Ярославом Гузы, 68, новым послом Польши в Украине.
🎬 YouTube-проєкт Forbes Next про майбутніх зірок українського бізнесу. Новий випуск про школу програмування GoIT. Як вона будує мільярдну компанію на світчерах 👉 Дивіться за цим лінком
Ярослав Гузы в первый раз стал дипломатом в 67 лет. Его назначило еще прошлое польское правительство, Гузы прибыл в Киев в декабре 2023-го.
Биография Гузы – не сухой список должностей, как у кадровых дипломатов. У него образование в области социологии, а в начале 80-х был одним из лидеров студенческого движения во время коммунистической оккупации Польши. Вместе с женой в 1982 году его интернировали в тюрьму, где он пробыл год. После увольнения находился под наблюдением польских спецслужб.
В конце 1980-х Гузы уехал в США и учился в Йельском университете. После возвращения в Польшу в 1991 году работал в правительственном, общественном и частном секторах. В частности, был советником министра обороны, продвигал движение Польши в НАТО, возглавлял Польскую федерацию предпринимателей, советовал президенту страховой компании PZU.
В последние годы был экспертом по международным делам в Польском агентстве печати (PAP). Ныне Гузы – посол в Киеве в критический момент украинско-польских отношений.
Интервью сокращено и отредактировано для ясности.
О полиции Польши и высыпанном украинском зерне
У вас увлекательная биография. Имеете образование социолога, прошли через студенческое движение во времена коммунистической оккупации Польши, диссидентство, заключение, обучение в США, работали в частном секторе. В 68 лет впервые стали дипломатом и сразу в стране, где идет война. Какова ваша мотивация?
Я принял предложение предыдущего министра иностранных дел. Искали человека с разнообразным опытом.
Я не был профессиональным дипломатом, но долго занимался иностранными делами, особенно в 1990-х. Работал в Минобороны, участвовал в мероприятиях по поддержке членства в НАТО. Это была успешная гражданская кампания с определенными успехами – более 80% поляков были за членство в Альянсе.
Вы нашли ошибку или неточность?
Оставьте отзыв для редакции. Мы учтем ваши замечания как можно скорее.