Подсчет голосов воскресных парламентских выборов в Польше завершился. Партия «Право и справедливость» набрала 35,38%, что дает ей 194 голоса в Сейме и лишает надежды на создание нового правительства. Экс-председатель Комитета по развитию промышленности и инфраструктуры СУП Геннадий Радченко, живущий в Польше, рассказал о нюансах парламентской гонки в стране, чем «взяла» избирателей оппозиция и с какими проблемами и достижениями «Право и справедливость» передает управление Польшей новой власти
Возможность формирования коалиции и совета министров получили три участника выборов, выступавших под едиными демократическими лозунгами: «Гражданская коалиция» (30,70%, 157 мандатов), «Третий путь» (14,40%, 65 мандатов) и «Левые» ( 8,61%, 26 мандатов). 248 голосов вчерашней оппозиции позволяют ей сформировать стойкое парламентское большинство и, как следствие, новое коалиционное правительство. Как и «ПиС», поражение потерпела и крайне правая партия «Конфедерация» (7,16%, 18 мандатов). В общей сложности в польском сейме 460 депутатов.
Большинство в верхней палате парламента – Сенате – также будет принадлежать представителям «Гражданской коалиции», «Третьего пути», «Левых» и политикам движения «Так!», которые объединились в Сенатский пакт. А также кандидатам, баллотировавшимся от собственных комитетов и присоединившимся к пакту. Они получили 66 мест в Сенате из 100. «ПиС» значительно сдала позиции и удовлетворится 34 мандатами.
Кто победил на парламентских выборах
Как ни пафосно звучит, поляки – гражданское общество. Они продемонстрировали небывалую – 74,38% – явку, которой никто не мог ожидать. Абсолютный рекорд, превышающий на 12% активность избирателей в 1989 году посткоммунистическом году, на первых после Второй мировой войны демократических выборах в Польше.
Тот, кому удалось попасть на избирательный участок довольно быстро, считает, что ему очень повезло. Голосовавшие рано утром телеведущие признавались, что потратили на голосование от 20 до 40 минут. Но к вечеру очереди к участкам растянулись на несколько километров, их не закрыли даже после официального окончания выборов в 21.00. А избиратели, узнав результаты экзит-полов, продолжали ждать, чтобы проголосовать. На некоторых участках последние избиратели под аплодисменты членов избирательной комиссии опускали бюллетени в урны ближе к трем часам ночи.
Прав варшавский корреспондент немецкой «Die Welt» Филипп Фриц, который накануне выборов писал, что парламентские выборы в Польше «являются важнейшим голосованием в ЕС в этом веке. Они более важны для ЕС, чем референдум по Брекситу. Речь идет не о стране, которая хочет выйти из Евросоюза, а о правительстве, которое хочет остаться в нем, но изменить его по-своему или хотя бы остановить его развитие». По мнению экспертов, «польская судебная система больше не является независимой, а инструментом «ПиС», это настоящий «правовой «Полексит» и девальвация норм и правил в Европе – следовательно, атака на один из главных принципов ЕС».
Если бы правая национал-консервативная «ПиС» выиграла парламентские выборы в третий раз, она бы еще более консолидировала власть, в том числе над находящимися под контролем правительства секторами экономики, усилила бы контроль над СМИ и подавила оппозицию.
Именно это невероятно остро ощутило польское гражданское общество, голосовавшее за изменение курса правительства, отказ от авторитаризма и нормализацию отношений с Евросоюзом. Можно сказать, что успех демократическим силам принесли молодые избиратели, в частности, впервые голосовавшие, а также женщины, проявившие небывалую активность.
Что привело их к избирательным урнам? Простые вопросы, которые, по мнению молодежи, остаются вне зоны внимания политиков: улучшение образования, экология, отношение к ЛГБТ, помощь людям со специальными потребностями.
На активность женщин, безусловно, повлияла проблема полного запрета в Польше абортов, независимо от причины, которая не только ограничивает права женщин, но и подвергает опасности их здоровье, а порой приводит к смерти. Конечно, у польских женщин достаточно и других проблем, на которые закрывал глаза «ПиС». Возможно сыграло свою роль и широкое представительство женщин в списках кандидатов-демократов.
Надежда на демократические изменения, возобновление нормального диалога с ЕС (что означает получение Польшей замороженных Брюсселем десятков и даже сотен миллиардов евро), возвращение к «нормальности» общественного телевидения и радио, прекращение антизападной риторики – все это побудило голосовать небывалое ранее количество поляков. В результате – плюс 1,5 млн голосов для «Гражданской коалиции» и минус 400 000 голосов в копилке «Права и справедливости».
Референдум на выборах. Четыре риторических вопроса
По инициативе «ПиС» вместе с парламентскими выборами состоялся и общепольский референдум. Понятно, что правящая партия таким образом пыталась укрепить свои позиции.
Были вынесены четыре вопроса:
1. «Поддерживаете ли вы продажу государственных активов иностранными фирмами, что ведет к потере контроля над стратегическими секторами экономики?».
2. «Поддерживаете ли вы повышение пенсионного возраста, в том числе восстановление увеличенного до 67 лет пенсионного возраста для женщин и мужчин?».
3. «Поддерживаете ли вы ликвидацию заграждения на границе Польши и Беларуси?».
4. «Поддерживаете ли вы прием тысяч нелегальных иммигрантов с Ближнего Востока и Африки в рамках механизма принудительного переселения, навязанного европейской бюрократией?».
Невооруженным глазом видно, что все вопросы, собственно, риторические, сконструированы так, чтобы подчеркнуть успехи действующего правительства и руководящей партии.
Впрочем, за несколько дней до голосования лидер оппозиции Дональд Туск заявил, что результаты референдума не будут иметь никакого значения после победы демократических сил. Что и произошло: только около 40% избирателей приняли бюллетени для референдумного голосования, а результат референдума обязателен, если в нем приняло участие более половины лиц, имеющих право голоса.
Горькая победа «ПиС»
Как только закончилось голосование, в штабе «Права и справедливости» ее лидер Ярослав Качиньский старательно изображал ликование и поздравлял однопартийцев с третьей победой подряд. Впрочем, коллегам радость давалась с трудом – их лица не излучали радости и оптимизма.
Действительно, «ПиС» показал лучший результат – 35,38% голосов избирателей, что дает 194 мандата в Сейме. Но даже этот высокий результат лишил правящую до 15 октября партию шансов на формирование нового правительства.
В преддверии выборов «ПиС» и «Конфедерация» заявляли о невозможности сотрудничества, однако обозреватели допускали, при определенных обстоятельствах, коалицию этих правых сил в будущем составе Сейма. Однако результат снял все вопросы: крайне правая «Конфедерация» (которой накануне выборов прогнозировали даже около 15%) финишировала с крайне низким результатом, получив 7,16% и 18 мандатов. Пришлось признать поражение и «золотая акция», реющая на горизонте и на которую так рассчитывала «Конфедерация», растаяла в ночном тумане.
Восемь лет правления, все более заметный авторитаризм в руководстве различными отраслями, бесконечная борьба с Брюсселем и граничащие с оскорблениями высказывания в адрес оппонентов привели к тому, что большинство тех поляков, которые верят в демократические ценности и европейское будущее, мобилизовались и поддержали партии.
Трудно было не заметить и агрессивность нынешней избирательной кампании «ПиС». Был пущен весь возможный и невозможный политтехнологический арсенал: риторический референдум, пропаганда успехов прошлых лет, участие в избирательной кампании действующих министров и чиновников.
Особое место было отведено телевидению TVP, которое грудью стало за правящую партию и блокировало всех ее конкурентов. Дошло до того, что в Польше, стране, где авторитет и независимость журналистики всегда были незыблемой константой, произошло резкое разделение на собственно журналистов и «сотрудников государственного TVP» – формально общественного телевидения, которое существует на средства налогоплательщиков, но потеряло, по мнению оппозиционных политиков и многочисленных зрителей, связь со свободой слова.
Подлили масла в огонь и недавние скандалы, связанные с политиками «ПиС», например, «визовая афера», когда стало известно, что польские консульства, возможно, небескорыстно, выдали сотни тысяч виз гражданам из Азии и Африки, но в то же время правительство и МИД блокируют миграционную политику Еврокомиссии.
Не помогли «ПиС» и скандалы, которые в определенной степени стоили доверия и безоблачных отношений с Украиной. «Зерновая афера», целью которой было завоевание сердец фермеров и их родственников, а также заявления о прекращении военной помощи Украине и помощи беженцам от войны (в стремлении «поживиться» избирателями «Конфедерации», стоящей на антиукраинских позициях), похоже, никак не повлияли на результаты выборов.
Нельзя сказать, что во времена правления «ПиС» страна впала в кризис.
Пандемия, война в Украине, инфляция – проблемы, как и везде в Европе. Однако экономика, и не сырьевая, а инновационная, развивается; безработица практически незаметна; построены и строятся новые автомагистрали; регистрируются новейшие компании и инвестиции. Однако около 400 000 избирателей отвернулись от «ПиС», еще больше поляков потребовали перемен, обновлений.
Сыграло свою роль игнорирование социальных требований граждан. Нужны реформы образования, здравоохранения. Права молодежи и женщин становятся все более важными для общества. Равно как и положение ЛГБТ-сообщества, людей с особыми потребностями, просто одиноких и тех, кто не нашел себя в жизни. Либеральные ценности выходили на повестку дня, но оставались незамеченными польским руководством.
Нынешняя избирательная кампания «ПиС» запомнится и бесконечными обвинениями в адрес как оппонентов, так и Брюсселя и Берлина. Глава «ПиС» Качиньский не стеснялся в высказываниях. Могло показаться, что война идет не за восточной польской границей, военная угроза происходит из Германии, а Еврокомиссия без конца плетет интриги, чтобы больше навредить полякам.
Но, конечно, Дональд Туск был главным отрицательным героем предвыборных выступлений лидера «ПиС», министров, государственных СМИ. Его и «рыжим» обзывали, и агентом Брюсселя и Берлина, даже русским шпионом. Но результат на табло: выиграли демократические силы, а Туск в варшавском избирательном округе набрал полмиллиона голосов – больше, чем кандидаты «Права и справедливости» в этом же округе все вместе.
700 000 км Туска к победе
Воскресный вечер принес праздник в штабы демократической оппозиции: «Гражданской коалиции», «Третьего пути» и «Новой левицы». Эти силы, хоть и шли под разными флагами к победе, но согласовывали свои избирательные кампании, вместе участвовали в мероприятиях, ставили перед собой единственную цель: общая победа, отстранение от власти «ПиС».
Трудно переоценить роль победы лидера «Гражданской коалиции» Дональда Туска. У 66-летнего опытного политика за спиной годы премьерства в Польше (2007-2014 годы) и опыт руководителя Европейского совета в Брюсселе. Он харизматичен, мудр, вынослив.
Предвыборный тур Туска и его соратников составил 700 000 км по всей Польше, а закончился около полуночи за несколько минут до наступления предвыборной тишины. Каждый день, иногда даже в нескольких воеводствах, он выступал перед согражданами, объяснял свою позицию, агитировал не только за свою партию, но и за партнеров, хоть и соперников по выборам.
Возможно, именно в этом успех не только «Гражданской коалиции», но и коалиции в более широком смысле – с «Третьим путем» и Левыми.
«Гражданская коалиция» – программа и предвыборные обещания
«Гражданская коалиция» создана накануне местных выборов в 2018 году. Тогда соглашение заключили «Гражданская платформа» и «Новочесная». Позже коалиция была расширена благодаря «Польской инициативе» и «Зеленым». Партии как единая политическая сила сражались на парламентских выборах 2019 года, вместе стартовали и на нынешних выборах.
Нынешняя программа «Гражданской коалиции» – «100 конкретных вопросов за 100 дней». Это неотложные действия по образованию, культуре, налогам и финансам, внешней и внутренней политике, здравоохранению. Среди прочего новое правительство предусматривает разные, но очень важные для избирателей шаги: немедленное повышение зарплаты учителям, улучшение отношений с Европейским Союзом, финансирование in vitro из государственного бюджета, либерализацию закона об абортах, снятие запрета на торговлю в воскресенье, повторную индексацию пенсий, если инфляция превышает 5%, сокращение времени ожидания приема врача.
Но самое главное, что подчеркивает Туск, – это отказ от авторитаризма, демократические дискуссии, европейские ценности.
«Третий путь» – третья сила
Результат «Третьего пути», а именно объединение «Польша 2050» Шимона Холовни и Польской народной партии (PSL) во главе с Владиславом Косиняк-Камышем, приятно удивил – 65 мандатов. Только за несколько недель до выборов были сомнения, удастся ли этому объединению партий преодолеть 8%-ный барьер.
Но либеральные ценности, активизация грамотно построенной кампании и, конечно, поддержка партий-союзников, прежде всего, прямой призыв Дональда Туска голосовать за «Третий путь», позволили мобилизовать избирателей и набрать поразительные 14,4% и стать третьей силой в новом парламенте.
Левые возвращаются
«Новые левые» потеряли на этих выборах около 20 мандатов. Однако их лидер Влодимеж Чажастый доволен. Нынешние 26 мандатов (8,61%) весят гораздо больше, чем в прошлой каденции. В коалиции с «Гражданской коалицией» и «Третьим путем» левые после 18-летнего перерыва возвращаются во власть и, возможно, займут кресла не только в Сейме, но и в министерских кабинетах.
Интересно, что за левых голосовала значительная часть молодежи, что дает основания для успеха и в будущем.
Шахматная доска президента
Польша – парламентская республика. Полномочия президента достаточно ограничены. Но именно в вопросах передачи власти в Сейме президент играет немаловажную роль.
После оглашения официальных результатов выборов Анджей Дуда имеет месяц для созыва нового состава парламента. Поручить формирование нового правительства он может, в принципе, любому гражданину, даже Яну Ковальскому.
Однако польская политическая традиция предполагает, что президент поручает это представителю партии – победительнице выборов. В этом случае это «ПиС» с 35,38%. Поэтому действующий президент Польши Дуда, выдвиженец «Права и справедливости», вполне может подождать и поручить формирование правительства Ярославу Качинскому или премьеру Матеушу Моравецкому.
Но со 194 голосами «ПиС» практически упустила шансы на независимое большинство, формирование правительства невозможно. Тогда еще через несколько недель, когда выберут нового спикера Сейма, официально создадут новую коалицию, будет выдвинут кандидат на должность премьера. И вот тогда, возможно, уже в декабре Анджей Дуда назначит премьер-министра от настоящих победителей и поручит ему формирование правительства.
Но есть и другой законный путь, предложенный Дональдом Туском во вторник сразу после того, как стали известны окончательные результаты голосования. Результаты парламентских выборов есть, они не подвергаются сомнению, ясно говорят об уверенной победе демократических сил в Сейме и Сенате.
В хорошем настроении и улыбаясь, Туск публично обратился к президенту Дуде с предложением не тянуть время и поручить формирование правительства победившим демократическим партиям, которые находятся в постоянном контакте и готовы взять на себя ответственность за управление страной в любое время. Лидер коалиции отметил, что «президент несет конституционную ответственность за процесс передачи власти».
Главная интрига сегодня – как поступит польский президент. С одной стороны, как выдвиженец «ПиС», он может закрыть глаза на реальность и ввести процедурные решения, которые позволят «Праву и справедливости» еще на несколько недель, возможно, месяцев продлить свое пребывание в министерских и парламентских креслах.
С другой стороны, не исключено, он услышит голос вчерашней оппозиции и 11 млн проголосовавших за нее поляков и ускорит формирование нового парламента и правительства.
Дуда стал опытным политиком за восемь лет в президентском дворце, который придется покинуть в 2025 году, когда президенту будет 53 года. Открытая война с демократически избранным парламентом и правительством, в руках которых сосредоточены основные полномочия в парламентской республике, ничего хорошего не принесет.
В любом случае, говорят обозреватели, отношения президента Дуды с новым парламентом и лично Дональдом Туском точно не будут такими безоблачными, как раньше с «ПиС» и Ярославом Качиньским. По крайней мере, в Варшаве скорее склоняются к первому – продолжительному и бюрократическому – сценарию.
Еще одна интрига сегодняшней Польши: кто станет новым премьером? Скорее всего, соглашаются эксперты, этот пост займет Дональд Туск. Ведь именно новому премьеру придется делать болезненные и непопулярные шаги, связанные с изменением власти и курса правительства.
Для вчерашней оппозиции ключевыми являются экономические вопросы и возобновление верховенства закона, что является условием получения Польшей замороженных фондов Евросоюза. Политики победившей коалиции также подчеркивают, что приоритетами нового правительства станут права женщин, образование, порядок в школах, повышение зарплат учителям и экология. Это ключевые вещи, которые правительство должно сделать в ближайшие 100 дней.
Изменение экономической политики, борьба с инфляцией, рационализация политики, деполитизация армии, тщательный анализ бюджета на следующий год – все это будет среди приоритетов будущего правительства.
Важнейшей задачей является возвращение доверия европейских политиков к Польше как партнеру.
Отношения с Украиной
С момента российского нападения на Украину 24 февраля 2022 года Польша стала незаменимым членом НАТО благодаря своему расположению, сегодня продолжает играть огромную роль логистического центра для западных поставок оружия Украине. Поэтому Варшава получила шанс стать государством – региональным лидером.
Тем более странно, что страна, которая так сильно и искренне поддерживает Украину и критикует Москву, неожиданно как никто другой ослабляет ЕС изнутри и подрывает европейское единство в момент тех или иных кризисов.
Зерновой конфликт Варшавы и Киева показывает, что «ПиС» и правительство Моравецкого поставили избирательные партийные интересы выше национальных и международных.
Дональд Туск – политик иного кроя, проповедующий либеральные, общеевропейские ценности, основанные на праве и взаимном уважении. В Варшаве хорошо знают, кто враг, и не хотят видеть российские танки на своей улице.
Приверженность нового польского лидера западному демократическому курсу позволяет надеяться не только на нормализацию украинско-польских отношений, но и на возобновление реальных действий Польши как адвоката Украины в ее стремлении присоединиться к Евросоюзу и НАТО.
Туску как никому другому известны брюссельские лабиринты европейских и североатлантических коридоров в прямом и переносном смысле, в которых он сам провел много лет.
Вы нашли ошибку или неточность?
Оставьте отзыв для редакции. Мы учтем ваши замечания как можно скорее.