Научился летать. В мирной жизни Роберт Бровди коллекционировал раритетные автомобили. В ВСУ научился аэроразведке. /из личного архива
Категория
Лидерство
Дата

Капиталист на линии фронта. Истории пятерых бизнесменов, которые смогли сделать карьеру в ВСУ

Научился летать. В мирной жизни Роберт Бровди коллекционировал раритетные автомобили. В ВСУ научился аэроразведке. Фото из личного архива

Сотни бизнесменов и топ-менеджеров защищают страну. Предпринимательские рефлексы оказались востребованы в новой украинской армии.

Як мотивувати команду не збавляти темп у надскладних умовах? Дізнайтесь 25 квітня на форумі «Надлюди» від Forbes. Купуйте квиток за посиланням!

Новый номер журнала Forbes

Новый номер журнала Forbes

Этот материал из последнего номера Forbes. Приобрести его можно по этой ссылке. В номере Александр Конотопский и его Ajax Systems, 30 устойчивых компаний Украины во время войны, список украинских предпринимателей, которые пошли воевать, и пр.

Предпринимательское дарование невозможно сломать ракетами. Сотни украинских бизнесменов и топ-менеджеров пошли защищать страну и доказали, что их опыт, навыки и лидерские качества востребованы в ВСУ: многие сделали сногсшибательную по военным меркам карьеру. Большинство предпринимателей восемь месяцев назад шли добровольцами и были рядовыми, сейчас многие из них уже имеют офицерское звание, руководят подразделениями и отвечают за масштабные проекты в армии. Forbes рассказывает истории пятерых бизнесменов, которые смогли сделать карьеру в ВСУ.

«Бизнесовая стратегия всегда пыталась что-нибудь взять с войны. Трактат «Искусство войны» Сунь-цзы – настольная книга многих предпринимателей», – говорит Сергей Федоренко, 35, до 25 февраля работавший коммерческим директором «Укргаздобычи», а сейчас командир роты и обучает лидерству военных.

По его словам, война сродни бизнесу, если умеешь управлять людьми. «Но добавляется только один фактор – страх, – отмечает Федоренко. – Каждое твое решение может привести твоих подчиненных к смерти».

Предприниматель готовился к войне с 2015 года, прошел несколько частных военных курсов. Уже 25 февраля он присоединился к силам территориальной обороны (ТрО) столичной Оболони. Федоренко пришел солдатом-стрелком. И уже во время боев за Киев стал командиром подразделения. Он вспоминает: россияне накрыли «Градами» соседнюю с ними артиллерийскую батарею и требовалась группа, которая бы проверила, что с личным составом артиллеристов, и помогла им.

«Командир говорит: «Нужно ехать», а все окоченевшие, ехать туда рискованно, – рассказывает он. – Я сказал, что пойду, взял нескольких бойцов с собой». Когда группа вернулась с боевой задачи, командир сказал Федоренко: «Ты взял на себя лидерство, вот и управляй теперь этим подразделением».

Сегодня Федоренко занимает руководящий пост, который влияет на большое количество людей, но в целях безопасности не разглашает детали. Он выделяет два этапа карьеры в ВСУ.

В первые месяцы войны нужны были люди, которые могли взять на себя лидерство и увлечь за собой других. На втором этапе лидерам нужно заниматься менеджментом и быстро учиться.

Пригодились все навыки, присущие хорошему менеджеру мирного времени: умение делегировать, принимать решения, ставить задачи, проводить оценку сделанного при выполнении боевого задания.

Мой стиль управления: я даю людям возможность принимать решения и отчитываться только о результате, а не о методах его достижения, и не даю перекладывать на меня ответственность, если что-то у подчиненного не получается, говорит Федоренко. По его словам, этот подход отлично работает в армии.

Единственное отличие – в армии есть автократичность: командир может давать приказы, которые должны быть исполнены. Хороший командир должен не только предписывать, но и удобно организовывать работу и быт подразделения. «С хорошим командиром в армии легко выполнять задачи, – говорит Федоренко. – Но ты все равно рискуешь жизнью».

Тачку на прокачку

Инициативность предпринимателей помогает найти свое место в армии. «Гражданские приходят в армию с большим количеством идей. Айтишники пытаются все цифрировать, финансисты и юристы – систематизировать», – рассказывает Виктор Шевченко, 42, соучредитель крупной логистической компании Zammler.

Сам Шевченко прошел путь от одного из сотни тысяч добровольцев в ТрО до ответственного за значительную часть логистики и обеспечения ТрО грузовиками.

из личного архива

Логист, снова логист. Учредитель компании Zammler Виктор Шевченко нашел в ТрО новый вызов – обеспечить это подразделение ВСУ 4000 грузовиков Фото из личного архива

Более чем стотысячные Силы территориальной обороны, по сути, создавались с колес во время войны, и даже сейчас им не хватает почти 4000 машин. Чтобы закрыть потребность, Шевченко подошел к решению масштабной задачи креативно: придумал и реализует проект «Тачка на прокачку». Списанные Минобороны сломанные грузовики отправляются на частные СТО, где их ремонтируют и возвращают армии.

Пока этот проект поддерживает военное руководство, но в начале никто не верил в идею. Шевченко пришлось на собственных мощностях компании Zammler отремонтировать 17 грузовиков, чтобы показать, что это возможно. «Бизнес гораздо креативнее армии, – признается Шевченко. – В армии большое влияние имеет бюрократия. Она важна, но иногда трудно запускать процессы».

У Шевченко одна из самых молниеносных карьер: путь из условного окопа до штаба он прошел за два дня. Первую армейскую задачу соучредитель Zammler получил уже 24 февраля. Его попросили найти транспорт, который перевезет медицинские средства в центральную больницу, надеясь, что выходец из логистического бизнеса сможет оперативно справиться с этой задачей.

«Это кажется легким, но в первый день все были растеряны и водителей было нереально найти», – вспоминает Шевченко. Он обнаружил водителя и машину в своей компании. Уже на следующий день Шевченко забрали в штаб командования, где он должен был отвечать за логистику. Не обошлось без армейских курьезов. Все должности были заняты, и Шевченко записали как помощника кочегара полевой бани.

Он занимался поставками горючего, затем в батальоне был начальником автомобильной службы, впоследствии стал офицером управления логистики ТрО Украины. «Несмотря на должности, я все время занимался глобальными для армии вещами», – говорит Шевченко.

Задания были привычными для Шевченко, а вот возможные последствия – нет. «Ты даешь задание водителю и понимаешь, что этот человек может не вернуться», – говорит Шевченко. Или от скорости и качества выполнения задания может зависеть успешность боевой операции.

Он вспоминает, как во время боев в Киевской области позвонил по телефону генерал и попросил перебросить на критическое направление 300 военных за три часа. Требовалось найти несколько автобусов в очень короткий срок. «Мы нашли, а к утру я узнал, что ребята, которых мы перевезли, не дали прорваться российскому десанту, – вспоминает Шевченко. – История могла бы пойти по-другому, если бы мы не выполнили эту задачу».

Бизнесмен под прикрытием

Девелопер и соучредитель группы компаний Focus Office и Focus Construction Борис Мартыненко, 37, предоставлял свои «услуги» ВСУ, не дожидаясь полномасштабного вторжения. Как и Федоренко, он начал приобретать военные навыки с 2015 года. Говорит, что два-три месяца в году проводил на военных курсах и полигонах. «Там и сдружился с одним из подразделений спецназовцев», – вспоминает Мартыненко.

Первый боевой опыт получил в конце 2018 года. Мартыненко избегает деталей: где, в составе какого подразделения. Объясняет, что был добровольцем и с формальной точки зрения не очень-то мог делать то, чем занималось его подразделение.

из личного архива

Сила в опыте. Последние семь лет Борис Мартыненко готовился к войне. Многие знакомые смотрели на это как на странность Фото из личного архива

24 февраля Мартыненко встретил на позициях в Счастье Луганской области на передовой. «Попали под плотный обстрел «Градами», – вспоминает он. Части подразделения, в которую вошел и Мартыненко, приказали как можно скорее прибыть в Киев. Ему поручили организовывать работу личного состава.

Предприниматель очень осторожно подбирает слова, объясняя, чем занимается сейчас. «То, что могу сказать: моя работа связана с силами специального назначения, я имею звание лейтенанта, но занимаю должность подполковника», – отмечает Мартыненко.

Он считает, что хорошим военным командирам, как и предпринимателям, нужны схожие навыки: сфокусированность на результате, умение управлять людьми, стратегическое мышление, гибкость. «Если бы коммерсанты руководили военными организациями, они были бы в десятки раз эффективнее, – считает Мартыненко. – Они заточены на результат, а не на процедуру».

Летать, искать, палить

Первый разговор с Робертом Бровди, 47, длился несколько минут. Он попросил прервать интервью для выполнения срочных военных дел. Через полчаса перезвонил уже совсем другой Бровди: «Мы так хорошо дали по пяти российским кораблям!!!» – почти кричал в трубку командир подразделения аэромобильной разведки. В тот день по корректировке его команды подбили артиллеристы пять единиц вражеской техники. Видео этого боя, кстати, есть на YouTube.

В отличие от бизнеса ты не можешь что-то недоработать, недоделать и чтобы эмоции стали выше холодной головы

Роберт Бровди

Бровди – хорошо известное имя в деловых кругах. Он был заместителем председателя Государственной продовольственно-зерновой корпорации во времена правления Януковича, когда ГПЗКУ получила $1,5 млрд кредита от Китая, но не выполнила в полной мере обязательства по поставке зерна.

Бровди комментирует этот период как короткий и интересный опыт, однако несколько испортивший ему репутацию. «Я там поймал немного ненужного для себя заангажирования», – говорит предприниматель. В последние несколько лет перед российским вторжением Бровди занимался инвестициями в производственные проекты и недвижимость.

7 февраля он добровольцем записался в оболонское ТрО. «Все происходило быстро, – вспоминает он. – В конце февраля надели форму и начали боевое согласование». Его быстро назначили комвзвода.

Бровди участвовал в эвакуации людей из Ирпеня, выполнял боевые задачи в Буче и Бородянке. В конце апреля его подразделение было отправлено на передовую на херсонском направлении.

Бровде не очень нравилось часами лежать в окопе, ожидая обстрелов. Наперекор бюрократии и процедурам он за свой счет приобрел дрон и начал обследовать линию фронта. Впоследствии создал отдельное подразделение аэроразведчиков, которое назвал своим позывным «Птахи Мадяра». «Сидя в окопе, ты не можешь влиять на ход событий, а работа в аэроразведке мгновенно повышает мотивацию и КПД», – объясняет Бровди.

Подразделение выполняет пять видов аэроразведки: находит вражеские силы, патрулирует линию фронта, корректирует огонь, управляет дронами-камикадзе и «факультативно» сбрасывает взрывные устройства на врага.

Бровди сравнивает свою деятельность в армии с бизнесом по продажам. Ты ставишь цель найти и идентифицировать врага, проинформировать артиллерию, уничтожить врага. «Это законченный цикл бизнеса, где ты просто каждый раз совершенствуешь продукт», – говорит предприниматель. Для этого действия должны быть алгоритмированы и изучены личным составом наизусть. Сейчас, когда в подразделение приходит новенький, он должен изучить протоколы работы и интегрироваться «в производственный процесс» подразделения.

Еще одно сходство с бизнесом – результат зависит от людей, от команды. Разница, по мнению Бровди, в том, что на войне нельзя давать волю чувствам: на кого-то обижаться, оставлять вопрос нерешенным. «В отличие от бизнеса ты не можешь что-то недоработать, недоделать и чтобы эмоции стали выше холодной головы», – говорит предприниматель.

Креативные «инвалиды-деловоды»

Продюсеру Владимиру Яценко, 44, соучредителю кинопродакшной ForeFilms, армия напоминает кинопроизводство. «И в армии, и в продюсировании фильма есть риски, которые ты не можешь предусмотреть, оценить и нивелировать», – говорит Яценко. Он отмечает, что в армии, как и в продюсерской работе, ему приходится принимать большие риски на неопределенность. «Разница лишь в том, что в армии тебе страшно, а иногда очень страшно», – говорит Яценко.

из личного архива

С камерой наперевес. В английском shooting означает снимать и стрелять. Владимир Яценко нашел, как объединить эти два совершенно разных процесса Фото из личного архива

До войны он спродюсировал несколько знаковых фильмов украинского кино: «Атлантида», «Дикое поле», «Домой».

Его путь в ВСУ оригинален. В первые дни войны Яценко объединился с друзьями и знакомыми по киноиндустрии. Выезжали в места, куда падали российские ракеты, и снимали последствия. Весь контент выкладывали в сеть со свободным разрешением для использования другими медиа. Мы ездили под Киев, когда там началась рубка. Попадали под обстрелы, снимали эвакуацию», – вспоминает продюсер. В ходе таких вылазок они знакомились и кооперировались с ГСЧС, военными и разведчиками.

С последними группа Яценко попала в только что освобожденный Ирпень, когда туда еще не успели приехать журналисты. Они сняли ролик, который транслировал CNN и набрал более 200 млн просмотров в США и Европе. «Тогда я понял, что камера может быть сильным инструментом, как и оружие», – говорит Яценко.

Чем опаснее становилась ситуация, тем реже гражданских операторов пускали снимать. В начале мая Яценко с товарищами мобилизовались и приступили к службе в Главном управлении разведки, рассказывает продюсер.

В настоящее время пятеро побратимов являются военнослужащими, но чаще, чем оружие, они держат в руках камеру. «Наше подразделение называется «инвалиды-деловоды», – шутит Яценко. Он объясняет название: ни один из участников группы не прошел бы реальную медкомиссию, а в военкомате не знали, как записать киношников, и записали делопроизводителями.

Группа продолжает снимать контент, но сейчас для внутреннего использования армии. «У нас большая степень свободы», – говорит Яценко. – Но если большинство лезет в какую-то опасную задницу по приказу, то мы идем туда добровольно и умирать будем вместе». «Каждый раз принимать это решение трудно», – признается Яценко.

Продюсер говорит, что война выявила в нем новую мотивацию. «У меня неделю назад родился сын, и я четко понял, что мне нужно ответить, если через 15 лет сын спросит: «Что ты делал во время войны?» – говорит продюсер. «Отсутствие ответа меня бы разрушило изнутри. Поэтому я не мог не пойти», – добавляет он.

из личного архива

Сергей Федоренко ушел с должности коммерческого директора в «Укргаздобыче», ответственность за людей и процессы догнала его в ВСУ Фото из личного архива

Уроки войны

Никто из предпринимателей не романтизирует войну. Но почти каждый чему-то научился, что-то открыл в себе благодаря экстремальным обстоятельствам. Например, Федоренко из «Укргаздобычи» узнал, что более стрессоустойчив, чем себя считал; что умеет исключать эмпатию и относиться к смерти даже побратимов гораздо проще, чем думал раньше; что жизнь – это не состязание.

«Раньше, когда мне бросали вызов, я за него хватался и начинал что-то делать, а теперь я думаю, нужно ли мне вообще принимать тот вызов», – рассказывает Федоренко.

«Я за полгода вспомнил и переосмыслил все, – говорит Шевченко. – Как начинал бизнес, с какими проблемами сталкивался». Предприниматель говорит, что после победы станет более демократичным руководителем.

За время службы он почувствовал, как это, быть рядовым, и как сложно продвигать свои идеи снизу. «Теперь я обращаю внимание на сотрудников там, где раньше не обращал», – говорит предприниматель. У него произошла переоценка значимости в коллективе. Шевченко стал больше ценить рядовых сотрудников. «Лучше наградить обычного работника, чем руководителя, потому что если бы не люди под ним, то не было бы никакого руководителя», – говорит Шевченко.

Уточнение

В номере октябрь-ноябрь в материале «Капиталист на линии фронта» была допущена ошибка. На странице 117 написано «Девелопер и совладелец Shota Office Борис Мартыненко…», а на самом деле «Девелопер и соучредитель группы компаний Focus Office и Focus Construction Борис Мартыненко…». На странице 118 в цитате есть «То, что могу сказать – моя работа связана со спецслужбами…» должно быть «То, что могу сказать – моя работа связана с силами специального назначения…»

Материалы по теме

Вы нашли ошибку или неточность?

Оставьте отзыв для редакции. Мы учтем ваши замечания как можно скорее.

Исправить
Предыдущий слайд
Следующий слайд
Новый выпуск Forbes Ukraine

Заказывайте с бесплатной курьерской доставкой по Украине