Сотни бизнесменов и топ-менеджеров защищают страну. Предпринимательские рефлексы оказались востребованы в новой украинской армии.
Новый номер журнала Forbes
Этот материал из последнего номера Forbes. Приобрести его можно по этой ссылке. В номере Александр Конотопский и его Ajax Systems, 30 устойчивых компаний Украины во время войны, список украинских предпринимателей, которые пошли воевать, и пр.
Предпринимательское дарование невозможно сломать ракетами. Сотни украинских бизнесменов и топ-менеджеров пошли защищать страну и доказали, что их опыт, навыки и лидерские качества востребованы в ВСУ: многие сделали сногсшибательную по военным меркам карьеру. Большинство предпринимателей восемь месяцев назад шли добровольцами и были рядовыми, сейчас многие из них уже имеют офицерское звание, руководят подразделениями и отвечают за масштабные проекты в армии. Forbes рассказывает истории пятерых бизнесменов, которые смогли сделать карьеру в ВСУ.
«Бизнесовая стратегия всегда пыталась что-нибудь взять с войны. Трактат «Искусство войны» Сунь-цзы – настольная книга многих предпринимателей», – говорит Сергей Федоренко, 35, до 25 февраля работавший коммерческим директором «Укргаздобычи», а сейчас командир роты и обучает лидерству военных.
По его словам, война сродни бизнесу, если умеешь управлять людьми. «Но добавляется только один фактор – страх, – отмечает Федоренко. – Каждое твое решение может привести твоих подчиненных к смерти».
Предприниматель готовился к войне с 2015 года, прошел несколько частных военных курсов. Уже 25 февраля он присоединился к силам территориальной обороны (ТрО) столичной Оболони. Федоренко пришел солдатом-стрелком. И уже во время боев за Киев стал командиром подразделения. Он вспоминает: россияне накрыли «Градами» соседнюю с ними артиллерийскую батарею и требовалась группа, которая бы проверила, что с личным составом артиллеристов, и помогла им.
«Командир говорит: «Нужно ехать», а все окоченевшие, ехать туда рискованно, – рассказывает он. – Я сказал, что пойду, взял нескольких бойцов с собой». Когда группа вернулась с боевой задачи, командир сказал Федоренко: «Ты взял на себя лидерство, вот и управляй теперь этим подразделением».
Сегодня Федоренко занимает руководящий пост, который влияет на большое количество людей, но в целях безопасности не разглашает детали. Он выделяет два этапа карьеры в ВСУ.
В первые месяцы войны нужны были люди, которые могли взять на себя лидерство и увлечь за собой других. На втором этапе лидерам нужно заниматься менеджментом и быстро учиться.
Пригодились все навыки, присущие хорошему менеджеру мирного времени: умение делегировать, принимать решения, ставить задачи, проводить оценку сделанного при выполнении боевого задания.
Мой стиль управления: я даю людям возможность принимать решения и отчитываться только о результате, а не о методах его достижения, и не даю перекладывать на меня ответственность, если что-то у подчиненного не получается, говорит Федоренко. По его словам, этот подход отлично работает в армии.
Единственное отличие – в армии есть автократичность: командир может давать приказы, которые должны быть исполнены. Хороший командир должен не только предписывать, но и удобно организовывать работу и быт подразделения. «С хорошим командиром в армии легко выполнять задачи, – говорит Федоренко. – Но ты все равно рискуешь жизнью».
Тачку на прокачку
Инициативность предпринимателей помогает найти свое место в армии. «Гражданские приходят в армию с большим количеством идей. Айтишники пытаются все цифрировать, финансисты и юристы – систематизировать», – рассказывает Виктор Шевченко, 42, соучредитель крупной логистической компании Zammler.
Сам Шевченко прошел путь от одного из сотни тысяч добровольцев в ТрО до ответственного за значительную часть логистики и обеспечения ТрО грузовиками.
Более чем стотысячные Силы территориальной обороны, по сути, создавались с колес во время войны, и даже сейчас им не хватает почти 4000 машин. Чтобы закрыть потребность, Шевченко подошел к решению масштабной задачи креативно: придумал и реализует проект «Тачка на прокачку». Списанные Минобороны сломанные грузовики отправляются на частные СТО, где их ремонтируют и возвращают армии.
Пока этот проект поддерживает военное руководство, но в начале никто не верил в идею. Шевченко пришлось на собственных мощностях компании Zammler отремонтировать 17 грузовиков, чтобы показать, что это возможно. «Бизнес гораздо креативнее армии, – признается Шевченко. – В армии большое влияние имеет бюрократия. Она важна, но иногда трудно запускать процессы».
У Шевченко одна из самых молниеносных карьер: путь из условного окопа до штаба он прошел за два дня. Первую армейскую задачу соучредитель Zammler получил уже 24 февраля. Его попросили найти транспорт, который перевезет медицинские средства в центральную больницу, надеясь, что выходец из логистического бизнеса сможет оперативно справиться с этой задачей.
«Это кажется легким, но в первый день все были растеряны и водителей было нереально найти», – вспоминает Шевченко. Он обнаружил водителя и машину в своей компании. Уже на следующий день Шевченко забрали в штаб командования, где он должен был отвечать за логистику. Не обошлось без армейских курьезов. Все должности были заняты, и Шевченко записали как помощника кочегара полевой бани.
Он занимался поставками горючего, затем в батальоне был начальником автомобильной службы, впоследствии стал офицером управления логистики ТрО Украины. «Несмотря на должности, я все время занимался глобальными для армии вещами», – говорит Шевченко.
Задания были привычными для Шевченко, а вот возможные последствия – нет. «Ты даешь задание водителю и понимаешь, что этот человек может не вернуться», – говорит Шевченко. Или от скорости и качества выполнения задания может зависеть успешность боевой операции.
Он вспоминает, как во время боев в Киевской области позвонил по телефону генерал и попросил перебросить на критическое направление 300 военных за три часа. Требовалось найти несколько автобусов в очень короткий срок. «Мы нашли, а к утру я узнал, что ребята, которых мы перевезли, не дали прорваться российскому десанту, – вспоминает Шевченко. – История могла бы пойти по-другому, если бы мы не выполнили эту задачу».
Бизнесмен под прикрытием
Девелопер и соучредитель группы компаний Focus Office и Focus Construction Борис Мартыненко, 37, предоставлял свои «услуги» ВСУ, не дожидаясь полномасштабного вторжения. Как и Федоренко, он начал приобретать военные навыки с 2015 года. Говорит, что два-три месяца в году проводил на военных курсах и полигонах. «Там и сдружился с одним из подразделений спецназовцев», – вспоминает Мартыненко.
Первый боевой опыт получил в конце 2018 года. Мартыненко избегает деталей: где, в составе какого подразделения. Объясняет, что был добровольцем и с формальной точки зрения не очень-то мог делать то, чем занималось его подразделение.
24 февраля Мартыненко встретил на позициях в Счастье Луганской области на передовой. «Попали под плотный обстрел «Градами», – вспоминает он. Части подразделения, в которую вошел и Мартыненко, приказали как можно скорее прибыть в Киев. Ему поручили организовывать работу личного состава.
Предприниматель очень осторожно подбирает слова, объясняя, чем занимается сейчас. «То, что могу сказать: моя работа связана с силами специального назначения, я имею звание лейтенанта, но занимаю должность подполковника», – отмечает Мартыненко.
Он считает, что хорошим военным командирам, как и предпринимателям, нужны схожие навыки: сфокусированность на результате, умение управлять людьми, стратегическое мышление, гибкость. «Если бы коммерсанты руководили военными организациями, они были бы в десятки раз эффективнее, – считает Мартыненко. – Они заточены на результат, а не на процедуру».
Летать, искать, палить
Первый разговор с Робертом Бровди, 47, длился несколько минут. Он попросил прервать интервью для выполнения срочных военных дел. Через полчаса перезвонил уже совсем другой Бровди: «Мы так хорошо дали по пяти российским кораблям!!!» – почти кричал в трубку командир подразделения аэромобильной разведки. В тот день по корректировке его команды подбили артиллеристы пять единиц вражеской техники. Видео этого боя, кстати, есть на YouTube.
В отличие от бизнеса ты не можешь что-то недоработать, недоделать и чтобы эмоции стали выше холодной головы
Роберт Бровди
Бровди – хорошо известное имя в деловых кругах. Он был заместителем председателя Государственной продовольственно-зерновой корпорации во времена правления Януковича, когда ГПЗКУ получила $1,5 млрд кредита от Китая, но не выполнила в полной мере обязательства по поставке зерна.
Бровди комментирует этот период как короткий и интересный опыт, однако несколько испортивший ему репутацию. «Я там поймал немного ненужного для себя заангажирования», – говорит предприниматель. В последние несколько лет перед российским вторжением Бровди занимался инвестициями в производственные проекты и недвижимость.
7 февраля он добровольцем записался в оболонское ТрО. «Все происходило быстро, – вспоминает он. – В конце февраля надели форму и начали боевое согласование». Его быстро назначили комвзвода.
Бровди участвовал в эвакуации людей из Ирпеня, выполнял боевые задачи в Буче и Бородянке. В конце апреля его подразделение было отправлено на передовую на херсонском направлении.
Бровде не очень нравилось часами лежать в окопе, ожидая обстрелов. Наперекор бюрократии и процедурам он за свой счет приобрел дрон и начал обследовать линию фронта. Впоследствии создал отдельное подразделение аэроразведчиков, которое назвал своим позывным «Птахи Мадяра». «Сидя в окопе, ты не можешь влиять на ход событий, а работа в аэроразведке мгновенно повышает мотивацию и КПД», – объясняет Бровди.
Подразделение выполняет пять видов аэроразведки: находит вражеские силы, патрулирует линию фронта, корректирует огонь, управляет дронами-камикадзе и «факультативно» сбрасывает взрывные устройства на врага.
Бровди сравнивает свою деятельность в армии с бизнесом по продажам. Ты ставишь цель найти и идентифицировать врага, проинформировать артиллерию, уничтожить врага. «Это законченный цикл бизнеса, где ты просто каждый раз совершенствуешь продукт», – говорит предприниматель. Для этого действия должны быть алгоритмированы и изучены личным составом наизусть. Сейчас, когда в подразделение приходит новенький, он должен изучить протоколы работы и интегрироваться «в производственный процесс» подразделения.
Еще одно сходство с бизнесом – результат зависит от людей, от команды. Разница, по мнению Бровди, в том, что на войне нельзя давать волю чувствам: на кого-то обижаться, оставлять вопрос нерешенным. «В отличие от бизнеса ты не можешь что-то недоработать, недоделать и чтобы эмоции стали выше холодной головы», – говорит предприниматель.
Креативные «инвалиды-деловоды»
Продюсеру Владимиру Яценко, 44, соучредителю кинопродакшной ForeFilms, армия напоминает кинопроизводство. «И в армии, и в продюсировании фильма есть риски, которые ты не можешь предусмотреть, оценить и нивелировать», – говорит Яценко. Он отмечает, что в армии, как и в продюсерской работе, ему приходится принимать большие риски на неопределенность. «Разница лишь в том, что в армии тебе страшно, а иногда очень страшно», – говорит Яценко.
До войны он спродюсировал несколько знаковых фильмов украинского кино: «Атлантида», «Дикое поле», «Домой».
Его путь в ВСУ оригинален. В первые дни войны Яценко объединился с друзьями и знакомыми по киноиндустрии. Выезжали в места, куда падали российские ракеты, и снимали последствия. Весь контент выкладывали в сеть со свободным разрешением для использования другими медиа. Мы ездили под Киев, когда там началась рубка. Попадали под обстрелы, снимали эвакуацию», – вспоминает продюсер. В ходе таких вылазок они знакомились и кооперировались с ГСЧС, военными и разведчиками.
С последними группа Яценко попала в только что освобожденный Ирпень, когда туда еще не успели приехать журналисты. Они сняли ролик, который транслировал CNN и набрал более 200 млн просмотров в США и Европе. «Тогда я понял, что камера может быть сильным инструментом, как и оружие», – говорит Яценко.
Чем опаснее становилась ситуация, тем реже гражданских операторов пускали снимать. В начале мая Яценко с товарищами мобилизовались и приступили к службе в Главном управлении разведки, рассказывает продюсер.
В настоящее время пятеро побратимов являются военнослужащими, но чаще, чем оружие, они держат в руках камеру. «Наше подразделение называется «инвалиды-деловоды», – шутит Яценко. Он объясняет название: ни один из участников группы не прошел бы реальную медкомиссию, а в военкомате не знали, как записать киношников, и записали делопроизводителями.
Группа продолжает снимать контент, но сейчас для внутреннего использования армии. «У нас большая степень свободы», – говорит Яценко. – Но если большинство лезет в какую-то опасную задницу по приказу, то мы идем туда добровольно и умирать будем вместе». «Каждый раз принимать это решение трудно», – признается Яценко.
Продюсер говорит, что война выявила в нем новую мотивацию. «У меня неделю назад родился сын, и я четко понял, что мне нужно ответить, если через 15 лет сын спросит: «Что ты делал во время войны?» – говорит продюсер. «Отсутствие ответа меня бы разрушило изнутри. Поэтому я не мог не пойти», – добавляет он.
Уроки войны
Никто из предпринимателей не романтизирует войну. Но почти каждый чему-то научился, что-то открыл в себе благодаря экстремальным обстоятельствам. Например, Федоренко из «Укргаздобычи» узнал, что более стрессоустойчив, чем себя считал; что умеет исключать эмпатию и относиться к смерти даже побратимов гораздо проще, чем думал раньше; что жизнь – это не состязание.
«Раньше, когда мне бросали вызов, я за него хватался и начинал что-то делать, а теперь я думаю, нужно ли мне вообще принимать тот вызов», – рассказывает Федоренко.
«Я за полгода вспомнил и переосмыслил все, – говорит Шевченко. – Как начинал бизнес, с какими проблемами сталкивался». Предприниматель говорит, что после победы станет более демократичным руководителем.
За время службы он почувствовал, как это, быть рядовым, и как сложно продвигать свои идеи снизу. «Теперь я обращаю внимание на сотрудников там, где раньше не обращал», – говорит предприниматель. У него произошла переоценка значимости в коллективе. Шевченко стал больше ценить рядовых сотрудников. «Лучше наградить обычного работника, чем руководителя, потому что если бы не люди под ним, то не было бы никакого руководителя», – говорит Шевченко.
Уточнение
В номере октябрь-ноябрь в материале «Капиталист на линии фронта» была допущена ошибка. На странице 117 написано «Девелопер и совладелец Shota Office Борис Мартыненко…», а на самом деле «Девелопер и соучредитель группы компаний Focus Office и Focus Construction Борис Мартыненко…». На странице 118 в цитате есть «То, что могу сказать – моя работа связана со спецслужбами…» должно быть «То, что могу сказать – моя работа связана с силами специального назначения…»
Вы нашли ошибку или неточность?
Оставьте отзыв для редакции. Мы учтем ваши замечания как можно скорее.