Как рождалась, жила, умирала и возрождалась предпринимательская культура города Марии. /Getty Images
Категория
Война
Дата

Мариуполь, какой вы не знали. Как рождалась, жила, умирала и возрождалась предпринимательская культура города Марии

Как рождалась, жила, умирала и возрождалась предпринимательская культура города Марии. Фото Getty Images

Forbes получил письмо от мариупольских медийщиков с предложением рассказать историю непромышленного Мариуполя. Результат – этот текст

Forbes запустил YouTube-проект «Країна героїв». Смотрите новый эпизод о Тарасе Чмуте и фонде «Повернись живим»

Специальный военный номер Forbes ко Дню Независимости /Forbes

Специальный военный номер Forbes ко Дню Независимости

Этот материал из специального военного номера Forbes ко Дню Независимости. Приобрести его можно по этой ссылке. Редакция ставила целью сделать объективный срез украинского бизнеса, экономики, государства на шестом месяце войны. В номере мы чтим жертвы российского вторжения.

Последние 100 лет Мариуполь был промышленным городом. Казалось, здесь все заточено под гигантские фабрики: жилье, образование, сфера обслуживания. Предпринимательской инициативы нет, и все в городе решает его величество металлургический комбинат.

Однако в начале двадцатых годов оказалось, что под толстым слоем заводской пыли родилось нечто новое для постсоветского города – гражданское общество, основу которого составляют предприимчивые, инициативные и независимые люди – мариупольский малый и средний бизнес.

Может быть, вы не знали о существовании такого Мариуполя. Познакомимся?

В 1990-е бизнес-среда Мариуполя мало чем отличалась от других регионов: хаос, стрельба, бедность.

Заказные убийства коммерсантов – признак эпохи накопления капитала постсоветской Украины. Отсчет уголовных споров в городе датируется октябрем 1992-го, когда выстрелом в спину был убит мужчина, контролировавший рэкет в центральной части города. В феврале 1993-го в Мариуполе обнаружили мертвым заместителя генерального директора малого предприятия «Булат» Виктора Барбарова. В марте в своей квартире был убит капитан Азовского морского судоходства Валерий Усов.

29 июня 1994-го погиб криминальный авторитет Валерий Бимбат по прозвищу Авторитет. Его ликвидация стала началом крупного криминального перераспределения сфер влияния в Мариуполе. Оно завершилось через четыре года убийством авторитета Ивана Ханчи (Ваня Хан).

Неудивительно, что предпринимательство считалось опасным делом до начала нулевых.

Король погребений

Символично, что одним из первых серьезных легальных бизнесов, начатых в 1990-х, стало бюро ритуальных услуг.

Николай Сапаров, заработавший первые деньги на оптовой торговле, обратил внимание на ритуальный рынок, когда организовывал похороны близкого родственника.

«Клиентский» опыт был не из приятных: памятник нужно было заказывать на комбинате, музыку – в Доме культуры. Было сложно найти людей на копание ямы и вынесение гроба. Подготовка занимала два дня и на каждом этапе сопровождалась расходами.

Первый офис компании «Скорбь» открылся в 1997 году в старой гостинице «Моряк». Услуга «похорон под ключ», которую предлагала «Скорбь», начала пользоваться спросом. Подготовка занимала один день, а стоимость услуги была сопоставима с самостоятельной организацией.

Сапаров пробовал внедрять современные тренды похоронной промышленности: посещал европейские выставки. Тогда в моде были выставки гробов.

В декабре 2000-го первая подобная экспозиция прошла в Мариуполе. Журналисты не жалели сарказма и иронии, освещая событие. Выставка проходила в профилактории «Здоровье».

«Действительно, смешно получилось, – вспоминает Сапаров. – Но в Мариуполе просто не было подходящих по размеру помещений».

«Скорбь», которая в начале нулевых уже была крупнейшей компанией по ритуальным услугам в Украине, объединила людей со специфическим чувством юмора, рассказывает основатель мариупольской рекламной компании «Таргет» Виталий Георгиев.

На старте своего бизнеса он предложил Сапарову распечатать надписи на ритуальных лентах. В качестве примера тот предложил фразу «Любимому дяде от подруг детства», вспоминает Георгиев.

Что со «Скорбью» сейчас? «Она, как и большая часть города, разрушена», – говорит Сапаров. Бюро не работает с середины марта. Часть техники отдали для захоронений, часть сгорела или разграблена.

Мариуполь, какой вы не знали. Как рождалась, жила, умирала и возрождалась предпринимательская культура города Марии /Фото 1

Человек, который не боялся шутить

В 2003 году Георгиев создал рекламное агентство, которое быстро стало №1 в Мариуполе.

«Обычно рекламные агентства ждали, пока клиент придет к ним, – говорит Георгиев. – Мы сами шли к потенциальному клиенту». Такой подход являлся новинкой.

Эпатаж и эксперименты привлекали внимание. «Мы не были наивными, но трудно было играть по правилам», – говорит Георгиев.

Его фирма первой заклеила рекламой городской транспорт, а на одной из маршруток появилась надпись большими черными буквами: «Городской автобус счастья».

Честно выигранный тендер по производству надписи названия заводоуправления «Азовстали» стал неожиданностью. «Это были очень большие буквы», – вспоминает Георгиев. Он лично руководил их установкой на заводоуправлении. «Каждая буква выставлялась отдельно. И я очень радовался, когда сначала установил буквы ВСТАЛ, а потом – все остальные», – с улыбкой говорит основатель «Таргета».

Прозрачные и честные тендеры были исключением, и когда «Таргет» захотел расставить по Мариуполю 23 крупных брандмауэра, оказалось, что без поддержки определенных депутатов сделать это невозможно, говорит Георгиев.

В 2010 году 0629.com.ua стал первым по посещаемости в Донецкой области. «Среди бизнеса сложилось мнение: если тебя нет на 0629, тебя нет в Мариуполе», – говорит Жуков.

Он предложил главе депутатской фракции «Партии регионов» в Мариупольском горсовете Петру Иванову (в розыске с 2014 года за антиукраинскую деятельность. – Forbes) 50% от проекта в обмен на содействие в согласовании решения городским советом. В конце концов компания получила разрешение, но Георгиев в последний момент передумал и отказался от проекта. «Таргет» рос вместе с рынком, а когда в 2008-м рынок рухнул, «Таргет» не пережил кризис. «Я наивно думал, что наш рост – это данность, – объясняет Георгиев. – Не знал о существовании P&L и баланса».

Основатель сайта 0629.com.ua Федор Жуков вспоминает спор с Георгиевым, который состоялся в 2007 году, когда он предложил масштабировать идею на национальном уровне.

«Виталий не захотел рисковать и выбрал быть первым в Мариуполе, чем середняком во многих городах. «Таргет» был прорывным явлением своего времени, – говорит Жуков. – Но это локальная история».

«Подход определяет результат», – формулирует Георгиев урок, усвоившийся после кризиса 2008 года.

После 2008-го Георгиев строил карьеру в рекламных агентствах Киева: был директором по развитию Adpro, затем стратегическим директором в Aimbulance.

из личного архива

И целого города маловато. Из мариупольского сайта 0629 выросла самая большая в Украине сеть городских сайтов. На фото – команда CitySites на iForum 2015. Арт-директор Дмитрий Еварлак, операционный директор Евгений Явтушенко, основатель Федор Жуков, финансовый менеджер Ольга Колесник, основатель Владимир Шпегун. Фото из личного архива

Первая локальная медиаимперия

Сайт 0629.com.ua был случайным проектом веб-студии Mariupol.City, которую основал Федор Жуков. Информационных сайтов в городе уже было достаточно. Собственно, мы не собирались заходить на этот рынок самостоятельно», – говорит Жуков. Хотели договориться о партнерстве с уже существующим медиа IPM.UA. Не вышло. Вспомнили, что из прошлого не очень удачного проекта осталась интернет-платформа для обмена информацией между владельцами груза и транспорта. На ее базе был запущен справочный проект для горожан.

Сайт 0629 появился в 2006 году, название – телефонный код Мариуполя. «Легко вводить в поиск, легко запоминать», – вспоминает Жуков.

Разрабатывали без инвестиций, в свободное от основного бизнеса время. Впоследствии сайт дополнили новостной лентой. «Никто не знал, как привлекать аудиторию, – говорит Жуков. – Первой новостью на сайте стало сообщение о драке мужчины с певицей Жасмин».

Полноценная редакция с собственным контентом с фокусом на жизнь Мариуполя появилась всего через три года.

Уже в 2010 году 0629.com.ua охватывал 98% интернетаудитории Мариуполя, был первым по посещаемости в Донецкой области. Ежедневно на него приходило около 50 000 посетителей. «Среди бизнеса сложилось мнение: если тебя нет на 0629, тебя нет в Мариуполе», – говорит Жуков.

Мариуполь, какой вы не знали. Как рождалась, жила, умирала и возрождалась предпринимательская культура города Марии /Фото 2

В 2009 году Жуков инвестировал $60 000 в запуск аналогов 0629.com.ua в Донецке (62.ua), Луганске (0642.ua) и Одессе (048.ua). «В Донецке и Луганске быстро стали №1. В Одессе вошли в топ-3», – вспоминает Жуков. В разгар кризиса заработать на рекламе было трудно – решили продавать франшизу развития городских сайтов под брендом CitySites с офисом в Харькове и разработкой в Мариуполе.

В конце прошлого года у компании было восемь филиалов в крупнейших городах Украины и 38 франчайзи (самые успешные – Тернополь, Сумы, Славянск, Ужгород). Сайты сети ежемесячно собирали 49 млн просмотров, говорит Жуков. За время войны CitySites потеряли девять сайтов, выручка компании сократилась в 2,5 раза (абсолютных цифр Жуков не разглашает).

«Именно Мариуполь стал примером и драйвером, позволившим построить крупнейшую в Украине сеть городских сайтов, большинство из которых стали СМИ №1 в своих городах», – говорит операционный директор CitySites Евгений Явтушенко.

Эмоциональная память

Екатерине Ильченко было 19 лет, когда ее пригласили строить рекламный отдел 0629. В 2015-м она осуществила мечту – запустила собственный бизнес.

Идея онлайн-конструктора для фотобуков Mofy.life родилась во время прогулки с будущими партнерами возле Драмтеатра.

В разработку сайта вложили $100 000 собственных средств. О привлечении ангельских инвесторов в прифронтовом Мариуполе речь не шла.

«Мы объединили возможности Instagram и печатной фотокниги», – говорит Ильченко. Кроме заказа печати на сайте можно было написать себе бесплатно письмо в будущее, отправить кому-нибудь подарок, распечатать бесплатную фотокартину и подвесить деньги для следующего заказчика.

Проект быстро стал прибыльным, инвестиции окупились через два года.

В прошлом году компания получала 1000–2500 заказов в месяц в зависимости от сезона. «55% от постоянных клиентов», — вспоминает Ильченко. Война обвалила спрос на 90%, большинство команды потеряли дома и оставили Мариуполь.

29 июля Mofy.life сообщил на своей странице в Facebook о заморозке проекта. Какие планы в дальнейшем? «Сохранить здравый смысл, продолжить приносить пользу обществу», – говорит Ильченко.

из личного архива

Ради жизни. В середине марта 2022 года весь состав «Халабуды» выехал из Мариуполя. Кроме основателя Дмитрия Чичеры, его судьба пока неизвестна. Команда «Халабуда» продолжает помогать армии и занимается волонтерством. Фото из личного архива

«Халабуда» просвещения

Основатель образовательного пространства для предпринимателей «Халабуда» Дмитрий Чичера стал известным далеко за пределами Мариуполя благодаря участию в волонтерском движении. «Он одним из первых в 2014 году стал помогать добровольческим батальонам, вставшим на защиту Украины», – рассказывает мариупольская волонтер Елена Золотарева.

С увеличением объемов помощи бывший инженер Чичера сконцентрировался на координировании волонтерских инициатив. А в 2016 году основал «Халабуду» – образовательное пространство для предпринимателей, активных граждан и неравнодушных людей.

«На тестовое открытие «Халабуды» в неотапливаемом помещении на улице Георгиевской собралось очень много людей, – вспоминает партнер Чичеры Галина Балабанова. – Все хотели посмотреть на первое такое пространство в Мариуполе».

Однако через два дня арендодатель попросил уехать без объяснения причин. Новое пространство обустроили в подвале торгового центра «Галакс». «Это был крутой опыт стрессовой ситуации и кризисного менеджмента, – говорит Балабанова. – В итоге все сложилось как надо, новое помещение было лучше предыдущего».

Мариуполь, какой вы не знали. Как рождалась, жила, умирала и возрождалась предпринимательская культура города Марии /Фото 3

Для посетителей работала фотошкола, английский клуб, школа живописи, курсы IT. Часть курсов преподавали за счет грантов. Но основной доход приносили коворкинг и организация конференций, медиамероприятий, презентаций и т.д.

Другая сторона деятельности Чичеры – развитие социального предпринимательства. «Нужно менять представление людей, что власть что-то делает для нас и мы ей за это должны быть благодарны. Это мы делаем, отдавая свои налоги в бюджет», – говорил в интервью 0629 Дмитрий Чичера. Большинство активных местных предпринимателей вошли в основанную Чичерой Мариупольскую ассоциацию предпринимателей. Вместе они основали бизнес-школу в Мариуполе.

В первые часы после начала российского вторжения у Чичеры в «Халабуде» развернулся штаб помощи, объединивший до сотни мариупольцев. Они спасали, кормили, выпекали хлеб, развозили воду, пока это было возможно.

В марте штат «Халабуды» из 10 сотрудников уехал из Мариуполя. Чичера не захотел покидать город. Он написал в Facebook 9 марта: Мы живы!!! Боремся!!! Россияне бомбят Мариуполь авиацией и всем, что есть».

На данный момент судьба Дмитрия Чичеры неизвестна.

Несокрушимый

«Это очень важно – не бросать дело, даже несмотря на сверхсложные обстоятельства», – считает Мария Бубнова. Она знает, о чем говорит, их с мужем предпринимательский путь – ода настойчивости и непокорности.

Плодоовощной бизнес Мария и Сергей Бубновы начали в 2011 году. Продавали овощи на рынке в Мариуполе, впоследствии начали оптовые поставки в супермаркеты. В 2013 году они уже сотрудничали со всеми крупными торговыми сетями Донецкой и Луганской областей. Всё остановила война.

Сеть «Абсолют», как и многие другие бизнесы, уходила из охваченного войной Луганска. Ее долг перед Бубновыми составил 44 000 грн. Рассчиталась оборудованием. Так Бубновы стали владельцами 750 кв. м строительных сэндвич-панелей. Они подтолкнули супругов к запуску производства, из панелей собрали холодильные камеры. Привлекли грант на полмиллиона и в 2018 году начать переработку плодоовощной продукции под брендом «Азовская фабрика-кухня – AFK».

Мариуполь, какой вы не знали. Как рождалась, жила, умирала и возрождалась предпринимательская культура города Марии /Фото 4

Для расширения требовалось помещение. С трудом отыскав такое предложение на рынке, Бубновы прошли всю процедуру, заплатили полную стоимость объекта, однако право собственности оформить не смогли. Продавец отказался подписывать документы, потому что был недоволен работой товарной биржи, проведшей торги. Бубновы остались и без денег, и без здания.

Вернутся ли они? Мариуполь для многих людей стал особым городом. Городом, разрушающим миф о том, что Мариуполь – это общежитие вокруг двух заводов. На самом деле это город креативных людей. И именно эти люди будут определять будущее Мариуполя после победы.

И им пришлось начинать сначала: искать другое помещение, параллельно борясь за свои права на потерянные деньги в Хозяйственном суде Харькова.

В итоге в феврале 2022-го им удалось запустить свою «Азовскую фабрику-кухню». В первые же дни полномасштабного вторжения предприниматели отдали все запасы производимой продукции, консервированных супов защитникам Мариуполя.

Бубновы еще раз потеряли все. Но не опустили руки. Сейчас Сергей пытается перезапустить бизнес в Славутиче, есть предварительная договоренность с USAID о финансировании оборудования. Мария помогает из-за границы, где находится вместе с детьми.

Вернутся ли они? Мария верит, что да. Мариуполь для многих людей стал особым городом. Городом, который разрушает миф о том, что это общежитие вокруг двух заводов. На самом деле это город креативных людей. И именно эти люди будут определять будущее Мариуполя после победы.

Материалы по теме
Контрибьюторы сотрудничают с Forbes на внештатной основе. Их тексты отражают личную точку зрения. У вас другое мнение? Пишите нашему редактору Катерине Рещук - [email protected]
Новый выпуск Forbes Ukraine

Новый выпуск Forbes Ukraine

Заказывайте с бесплатной курьерской доставкой по Украине