Жесткий призыв. В Украине хотят ужесточить правила мобилизации. Нарушает ли законопроект №10378 конституционные права и как его нормы могут повлиять на бизнес? Объясняют юристы /Иллюстрация Shutterstock / Анна Наконечная
Категория
Война
Дата

Жесткий призыв. В Украине хотят ужесточить правила мобилизации. Нарушает ли законопроект №10378 конституционные права и как его нормы могут повлиять на бизнес? Объясняют юристы

7 хв читання

Иллюстрация Shutterstock / Анна Наконечная

Еще 19 декабря президент Владимир Зеленский отмечал на пресс-конференции, что Генштаб и главком должны его уговорить мобилизовать дополнительно в ВСУ 450 000–500 000 человек. А уже 25 декабря Кабинет министров зарегистрировал в ВР законопроект №10378 по «совершенствованию вопросов мобилизации», которым хочет мотивировать украинцев мобилизоваться в армию. Forbes Украина попросил юристов прокомментировать, нарушает ли этот законопроект конституционные права граждан, как повлияют усиленные нормы мобилизации на бизнес и правомерно ли вносить «уклонистов» в Единый реестр должников

25 декабря Кабмин внес в Верховную Раду «мобилизационный» законопроект10378 «О внесении изменений в некоторые законодательные акты Украины по усовершенствованию отдельных вопросов мобилизации, военного учета и прохождения военной службы» и №10379 «О внесении изменений в Кодекс Украины об административных правонарушениях и Уголовный кодекс Украины об усилении ответственности за военные правонарушения». «В мобилизационном законопроекте все плохо. А больше всего – это ставка на кнут», – отметил в facebook журналист Игорь Гошовский, защищающий Украину. А омбудсмен Дмитрий Лубинец указал, что в законопроекте есть нормы, противоречащие Конституции Украины.

Нарушает ли законопроект №10378 конституционные права граждан и какие, рассказывает юрист АО «ДИКСИ ЛЕКС» Андрей Бовкун

Юрист АО «ДИКСИ ЛЕКС» Андрей Бовкун /из личного архива

Юрист АО «ДИКСИ ЛЕКС» Андрей Бовкун Фото из личного архива

Конституция Украины предусматривает не только права граждан, но и их обязанности. Статья 65 основного закона налагает на каждого гражданина обязанность защиты Отечества, независимости и территориальной целостности Украины, а статья 64 предусматривает, что в условиях военного или чрезвычайного положения могут устанавливаться отдельные ограничения прав и свобод.

Однако большинство норм законопроекта, таких как ограничение прав уклоняющихся, электронные повестки и возможная мобилизация людей с инвалидностью третьей группы, нуждаются в доработке. Их реализация в текущей редакции законопроекта может привести к нарушению фундаментальных прав человека, определенных как Конституцией Украины, так и Конвенцией о защите прав человека и основных свобод.

К примеру, электронный кабинет призывника, военнообязанного, резервиста может стать проблемой для некоторых лиц, поскольку не все имеют доступ к компьютерам, смартфонам и интернету. Лицо нельзя заставить приобрести себе смартфон или постоянно мониторить электронную почту.

Это сродни ситуации с мобильным приложением «Дія». Поэтому этот вопрос требует решения, чтобы не допустить дискриминации по финансовому состоянию, а также не допустить безосновательного применения к лицу определенных ограничений или наложения штрафа.

К примеру, из-за отсутствия смартфона или возможности своевременно проверить свою электронную почту, человек не знал, что ему поступила повестка. После того, как такое лицо не появилось за повесткой, Территориальный центр комплектования и социальной поддержки (ТЦК и СП), считая, что повестка была вручена, безосновательно сообщает правоохранительным органам о том, что такое лицо является «уклонистом», или же применяет к лицу нововведенные ограничения.

Это лишь одна из сотен ситуаций, которые могут возникнуть при принятии законопроекта №10378 Верховной Радой в текущей редакции.

В законопроекте не предусмотрено, что меры ограничения будут применяться только на основании решения суда. В то же время указано, что по сообщению руководителя ТЦК и СП данные вносятся в реестр должников. Это может привести к тому, что руководитель ТЦК и СП будет иметь неограниченную власть над призывниками, военнообязанными и резервистами.

Он сможет без решения суда и участия правоохранительных органов самостоятельно определять, на кого налагать ограничения. При этом законопроект №10378 не предусматривает механизм проверки законности и обоснованности такой процедуры.

Какие дополнительные проблемы создает законопроект №10378 для бизнеса, рассказывает управляющий партнер ЮФ «Gracers» Сергей Лысенко.

Управляющий партнер ЮФ «Gracers» Сергей Лысенко /из личного архива

Управляющий партнер ЮФ «Gracers» Сергей Лысенко Фото из личного архива

Принятие законопроекта №10378 о «совершенствовании вопросов мобилизации» в том виде, как его подал Кабмин в Верховную Раду, вызовет для бизнеса дополнительные проблемы. Они не новые, усиливаются уже существующие нормы.

Наиболее спорная норма для бизнеса – предоставление возможности вносить данные сотрудников-призывников в Единый реестр должников. Львиная доля работы ведется через деятельность ФЛП и личные счета предпринимателей. Фактически будет возможность беспрепятственно налагать аресты без решения суда.

Каков риск? Направил данные в реестр и ждешь, пока к тебе явятся за справкой о снятии этого ареста. А обоснованно или нет это было сделано, проверять уже не будет особого смысла – важнее срочно снять аресты, потому что срывается какой-то контракт или поставка партии товара. Даже оплатить обязательный платеж в госбюджет. Если же упомянуть волонтеров – они вообще все платежи производят с личных счетов.

Также следует упомянуть об уточнении возможности мобилизации транспортных средств именно ФЛП. Власти обратили внимание на то, что наибольшее количество транспорта, которое было бы интересно ВСУ, находится в использовании предпринимателями и порядок его привлечения нужно усовершенствовать. В то же время чаще всего у предпринимателей – это единственный «скакун» в конюшне, а зачастую и кормилец.

Есть еще две опосредованные проблемы. Первая – то, как сам по себе этот законопроект составлен и внесен на рассмотрение. Он вызвал страх и беспокойство у населения. Вторая – коммуникация власти с населением по этому законопроекту. Провластная партия разослала «темники» с запретом комментировать вопрос о нем и всех направила к военным. Военные же говорят – ВСУ нужны люди, а все остальное написала власть. Как результат – у населения паника, мнения о переоформлении имущества на жен, дискуссии об увеличении желающих уехать из страны.

А выезд населения из страны – это уменьшение количества трудоспособного населения, углубление проблемы для бизнеса найти сотрудников и, как следствие, уменьшение возможности производить продукты и услуги, а следовательно уменьшение доходов в бюджет.

Юрист ЮК «АРМАДА» Екатерина Жук объясняет нормы по ограничению прав «уклонистов»

Юрист ЮК «АРМАДА» Екатерина Жук /из личного архива

Юрист ЮК «АРМАДА» Екатерина Жук Фото из личного архива

Статьей 20 законопроекта №10378 предлагается ввести временные меры, которые могут быть предприняты к гражданам при проведении мобилизации. Эта норма распространяется на граждан именно при проведении мобилизации и применяется в случае невыполнения военнообязанными обязанностей во время мобилизации. Ключевой обязанностью, за невыполнение которой могут наступить негативные меры ограничительного характера, является явка в ТЦК и СП.

Формула мобилизации

В случае получения повестки о вызове в Территориальный центр комплектования и социальной поддержки гражданин обязан явиться в указанное место и срок.

Военнообязанные и резервисты, приписанные в воинские части для прохождения военной службы в военное время, должны явиться в ТЦК и СП в сроки, указанные в полученных ими повестках или мобилизационных распоряжениях. Резервисты, которые проходят службу в военном резерве, должны явиться в воинские части в сроки, определенные командирами воинских частей.

Военнообязанные резервисты Службы безопасности Украины должны явиться по вызову руководителей органов, в которых они состоят на военном учете. А военнообязанные, резервисты Службы внешней разведки или разведывательного органа Министерства обороны Украины должны явиться по вызову руководителей соответствующих подразделений.

Что касается других военнообязанных (а это большинство), то они обязаны в течение 60 дней с даты начала проведения мобилизации или в течение 20 дней с даты ее продления уточнить свои учетные данные через центр предоставления административных услуг, или электронный кабинет призывника, военнообязанного, резервиста или лично в территориальном центре комплектования и социальной поддержки по месту своего пребывания или нахождения.

Напомним, что указом президента Украины №735/2023 от 6 ноября 2023 года срок проведения мобилизации продлен до 14 февраля 2024 года. То есть, в случае принятия законопроекта и вступления его в силу к этому сроку военнообязанные будут обязаны в течение 20 дней уточнить свои учетные данные.

Невыполнение вышеупомянутых обязанностей может повлечь применение временных ограничительных мер. В случае совершения одного из вышеуказанных нарушений данные таких военнообязанных или резервистов по сообщению руководителя ТЦК и СП вносятся в Единый реестр должников и применяются следующие ограничения в виде:

- запрета выезда за границу;

- запрета на проведение операций с движимым и недвижимым имуществом;

- ограничения на право управления собственным транспортным средством и получение водительского удостоверения;

- ограничения права на пользование и распоряжение денежными средствами и другими ценностями;

- отказа в заключении кредитного договора, договора ссуды;

- приостановки получения льгот и услуг от государства.

Законопроект не регулирует сам механизм реализации таких полномочий руководителя ТЦК и СП, равно как и не предусматривает внесения изменений в ряд нормативно-правовых актов для того, чтобы эта процедура приобрела легальный статус.

Что же такое Единый реестр должников

Согласно Закону Украины №1404-VIII от 2 июня 2016-го «Об исполнительном производстве», Единый реестр должников – это систематизированная база данных о должниках, являющаяся составной частью автоматизированной системы исполнительного производства и ведущейся с целью обнародования в режиме реального времени информации о невыполненных имущественные обязательства должников и предотвращения отчуждения должниками имущества.

Понятно, что имущественные обязательства связаны с благом, подлежащим денежной оценке. Итак, возникает вопрос, является ли обязательство военнообязанного по явке в ТЦК имущественным?

В случае неявки военнообязанного в ТЦК, данные гражданина Украины не могут вноситься в Единый реестр должников, ведь эти обязательства носят неимущественный характер.

Кроме этого, важно обратить внимание на саму процедуру внесения сведений о должнике в Единый реестр должников. Так, по действующему законодательству, сведения о должнике вносятся в Единый реестр должников одновременно с вынесением постановления об открытии исполнительного производства. Постановление об открытии исполнительного производства вправе выносить государственный или частный исполнитель из исполнительного документа.

Статья 3 закона об исполнительном производстве четко определяет список исполнительных документов, среди которых нет «сообщения руководителя ТЦК и СП».

Теоретически можно допустить, что таким документом может быть постановление руководителя ТЦК и СП о привлечении военнообязанного к ответственности за административное правонарушение. Но это точно не «сообщение руководителя ТЦК и СП», как указано в проекте. Такое уведомление не является исполнительным документом.

Для реализации временных мер за невыполнение военнообязанными и резервистами обязанностей в соответствии с Законом Украины «О мобилизационной подготовке и мобилизации» должны быть устранены коллизии и подробно урегулирована процедура применения таких мер.

Это в свою очередь требует внесения изменений в нормативно-правовые акты, регулирующие наложение таких ограничений, о чем зарегистрированный проект Закона Украины №10378 от 25 декабря 2023 года не говорит.

Действующая редакция нормы проекта закона о применении временных мер ставит под вопрос как законность таких действий со стороны руководителя ТЦК и СП, так и практическую возможность реализации таких полномочий.

Ввиду этого нужно держать руку на пульсе последних законодательных изменений в сфере мобилизации, ведь это лишь проект закона, который может изменяться.

Материалы по теме

Вы нашли ошибку или неточность?

Оставьте отзыв для редакции. Мы учтем ваши замечания как можно скорее.

Предыдущий слайд
Следующий слайд