Еще 19 декабря президент Владимир Зеленский отмечал на пресс-конференции, что Генштаб и главком должны его уговорить мобилизовать дополнительно в ВСУ 450 000–500 000 человек. А уже 25 декабря Кабинет министров зарегистрировал в ВР законопроект №10378 по «совершенствованию вопросов мобилизации», которым хочет мотивировать украинцев мобилизоваться в армию. Forbes Украина попросил юристов прокомментировать, нарушает ли этот законопроект конституционные права граждан, как повлияют усиленные нормы мобилизации на бизнес и правомерно ли вносить «уклонистов» в Единый реестр должников
25 декабря Кабмин внес в Верховную Раду «мобилизационный» законопроект №10378 «О внесении изменений в некоторые законодательные акты Украины по усовершенствованию отдельных вопросов мобилизации, военного учета и прохождения военной службы» и №10379 «О внесении изменений в Кодекс Украины об административных правонарушениях и Уголовный кодекс Украины об усилении ответственности за военные правонарушения». «В мобилизационном законопроекте все плохо. А больше всего – это ставка на кнут», – отметил в facebook журналист Игорь Гошовский, защищающий Украину. А омбудсмен Дмитрий Лубинец указал, что в законопроекте есть нормы, противоречащие Конституции Украины.
Нарушает ли законопроект №10378 конституционные права граждан и какие, рассказывает юрист АО «ДИКСИ ЛЕКС» Андрей Бовкун
Конституция Украины предусматривает не только права граждан, но и их обязанности. Статья 65 основного закона налагает на каждого гражданина обязанность защиты Отечества, независимости и территориальной целостности Украины, а статья 64 предусматривает, что в условиях военного или чрезвычайного положения могут устанавливаться отдельные ограничения прав и свобод.
Однако большинство норм законопроекта, таких как ограничение прав уклоняющихся, электронные повестки и возможная мобилизация людей с инвалидностью третьей группы, нуждаются в доработке. Их реализация в текущей редакции законопроекта может привести к нарушению фундаментальных прав человека, определенных как Конституцией Украины, так и Конвенцией о защите прав человека и основных свобод.
К примеру, электронный кабинет призывника, военнообязанного, резервиста может стать проблемой для некоторых лиц, поскольку не все имеют доступ к компьютерам, смартфонам и интернету. Лицо нельзя заставить приобрести себе смартфон или постоянно мониторить электронную почту.
Это сродни ситуации с мобильным приложением «Дія». Поэтому этот вопрос требует решения, чтобы не допустить дискриминации по финансовому состоянию, а также не допустить безосновательного применения к лицу определенных ограничений или наложения штрафа.
К примеру, из-за отсутствия смартфона или возможности своевременно проверить свою электронную почту, человек не знал, что ему поступила повестка. После того, как такое лицо не появилось за повесткой, Территориальный центр комплектования и социальной поддержки (ТЦК и СП), считая, что повестка была вручена, безосновательно сообщает правоохранительным органам о том, что такое лицо является «уклонистом», или же применяет к лицу нововведенные ограничения.
Это лишь одна из сотен ситуаций, которые могут возникнуть при принятии законопроекта №10378 Верховной Радой в текущей редакции.
В законопроекте не предусмотрено, что меры ограничения будут применяться только на основании решения суда. В то же время указано, что по сообщению руководителя ТЦК и СП данные вносятся в реестр должников. Это может привести к тому, что руководитель ТЦК и СП будет иметь неограниченную власть над призывниками, военнообязанными и резервистами.
Он сможет без решения суда и участия правоохранительных органов самостоятельно определять, на кого налагать ограничения. При этом законопроект №10378 не предусматривает механизм проверки законности и обоснованности такой процедуры.
Какие дополнительные проблемы создает законопроект №10378 для бизнеса, рассказывает управляющий партнер ЮФ «Gracers» Сергей Лысенко.
Принятие законопроекта №10378 о «совершенствовании вопросов мобилизации» в том виде, как его подал Кабмин в Верховную Раду, вызовет для бизнеса дополнительные проблемы. Они не новые, усиливаются уже существующие нормы.
Наиболее спорная норма для бизнеса – предоставление возможности вносить данные сотрудников-призывников в Единый реестр должников. Львиная доля работы ведется через деятельность ФЛП и личные счета предпринимателей. Фактически будет возможность беспрепятственно налагать аресты без решения суда.
Каков риск? Направил данные в реестр и ждешь, пока к тебе явятся за справкой о снятии этого ареста. А обоснованно или нет это было сделано, проверять уже не будет особого смысла – важнее срочно снять аресты, потому что срывается какой-то контракт или поставка партии товара. Даже оплатить обязательный платеж в госбюджет. Если же упомянуть волонтеров – они вообще все платежи производят с личных счетов.
Также следует упомянуть об уточнении возможности мобилизации транспортных средств именно ФЛП. Власти обратили внимание на то, что наибольшее количество транспорта, которое было бы интересно ВСУ, находится в использовании предпринимателями и порядок его привлечения нужно усовершенствовать. В то же время чаще всего у предпринимателей – это единственный «скакун» в конюшне, а зачастую и кормилец.
Есть еще две опосредованные проблемы. Первая – то, как сам по себе этот законопроект составлен и внесен на рассмотрение. Он вызвал страх и беспокойство у населения. Вторая – коммуникация власти с населением по этому законопроекту. Провластная партия разослала «темники» с запретом комментировать вопрос о нем и всех направила к военным. Военные же говорят – ВСУ нужны люди, а все остальное написала власть. Как результат – у населения паника, мнения о переоформлении имущества на жен, дискуссии об увеличении желающих уехать из страны.
А выезд населения из страны – это уменьшение количества трудоспособного населения, углубление проблемы для бизнеса найти сотрудников и, как следствие, уменьшение возможности производить продукты и услуги, а следовательно уменьшение доходов в бюджет.
Юрист ЮК «АРМАДА» Екатерина Жук объясняет нормы по ограничению прав «уклонистов»
Статьей 20 законопроекта №10378 предлагается ввести временные меры, которые могут быть предприняты к гражданам при проведении мобилизации. Эта норма распространяется на граждан именно при проведении мобилизации и применяется в случае невыполнения военнообязанными обязанностей во время мобилизации. Ключевой обязанностью, за невыполнение которой могут наступить негативные меры ограничительного характера, является явка в ТЦК и СП.
Формула мобилизации
В случае получения повестки о вызове в Территориальный центр комплектования и социальной поддержки гражданин обязан явиться в указанное место и срок.
Военнообязанные и резервисты, приписанные в воинские части для прохождения военной службы в военное время, должны явиться в ТЦК и СП в сроки, указанные в полученных ими повестках или мобилизационных распоряжениях. Резервисты, которые проходят службу в военном резерве, должны явиться в воинские части в сроки, определенные командирами воинских частей.
Военнообязанные резервисты Службы безопасности Украины должны явиться по вызову руководителей органов, в которых они состоят на военном учете. А военнообязанные, резервисты Службы внешней разведки или разведывательного органа Министерства обороны Украины должны явиться по вызову руководителей соответствующих подразделений.
Что касается других военнообязанных (а это большинство), то они обязаны в течение 60 дней с даты начала проведения мобилизации или в течение 20 дней с даты ее продления уточнить свои учетные данные через центр предоставления административных услуг, или электронный кабинет призывника, военнообязанного, резервиста или лично в территориальном центре комплектования и социальной поддержки по месту своего пребывания или нахождения.
Напомним, что указом президента Украины №735/2023 от 6 ноября 2023 года срок проведения мобилизации продлен до 14 февраля 2024 года. То есть, в случае принятия законопроекта и вступления его в силу к этому сроку военнообязанные будут обязаны в течение 20 дней уточнить свои учетные данные.
Невыполнение вышеупомянутых обязанностей может повлечь применение временных ограничительных мер. В случае совершения одного из вышеуказанных нарушений данные таких военнообязанных или резервистов по сообщению руководителя ТЦК и СП вносятся в Единый реестр должников и применяются следующие ограничения в виде:
- запрета выезда за границу;
- запрета на проведение операций с движимым и недвижимым имуществом;
- ограничения на право управления собственным транспортным средством и получение водительского удостоверения;
- ограничения права на пользование и распоряжение денежными средствами и другими ценностями;
- отказа в заключении кредитного договора, договора ссуды;
- приостановки получения льгот и услуг от государства.
Законопроект не регулирует сам механизм реализации таких полномочий руководителя ТЦК и СП, равно как и не предусматривает внесения изменений в ряд нормативно-правовых актов для того, чтобы эта процедура приобрела легальный статус.
Что же такое Единый реестр должников
Согласно Закону Украины №1404-VIII от 2 июня 2016-го «Об исполнительном производстве», Единый реестр должников – это систематизированная база данных о должниках, являющаяся составной частью автоматизированной системы исполнительного производства и ведущейся с целью обнародования в режиме реального времени информации о невыполненных имущественные обязательства должников и предотвращения отчуждения должниками имущества.
Понятно, что имущественные обязательства связаны с благом, подлежащим денежной оценке. Итак, возникает вопрос, является ли обязательство военнообязанного по явке в ТЦК имущественным?
В случае неявки военнообязанного в ТЦК, данные гражданина Украины не могут вноситься в Единый реестр должников, ведь эти обязательства носят неимущественный характер.
Кроме этого, важно обратить внимание на саму процедуру внесения сведений о должнике в Единый реестр должников. Так, по действующему законодательству, сведения о должнике вносятся в Единый реестр должников одновременно с вынесением постановления об открытии исполнительного производства. Постановление об открытии исполнительного производства вправе выносить государственный или частный исполнитель из исполнительного документа.
Статья 3 закона об исполнительном производстве четко определяет список исполнительных документов, среди которых нет «сообщения руководителя ТЦК и СП».
Теоретически можно допустить, что таким документом может быть постановление руководителя ТЦК и СП о привлечении военнообязанного к ответственности за административное правонарушение. Но это точно не «сообщение руководителя ТЦК и СП», как указано в проекте. Такое уведомление не является исполнительным документом.
Для реализации временных мер за невыполнение военнообязанными и резервистами обязанностей в соответствии с Законом Украины «О мобилизационной подготовке и мобилизации» должны быть устранены коллизии и подробно урегулирована процедура применения таких мер.
Это в свою очередь требует внесения изменений в нормативно-правовые акты, регулирующие наложение таких ограничений, о чем зарегистрированный проект Закона Украины №10378 от 25 декабря 2023 года не говорит.
Действующая редакция нормы проекта закона о применении временных мер ставит под вопрос как законность таких действий со стороны руководителя ТЦК и СП, так и практическую возможность реализации таких полномочий.
Ввиду этого нужно держать руку на пульсе последних законодательных изменений в сфере мобилизации, ведь это лишь проект закона, который может изменяться.
Вы нашли ошибку или неточность?
Оставьте отзыв для редакции. Мы учтем ваши замечания как можно скорее.