Правительство предлагает усовершенствовать подход к мобилизации в Украине, цифровизировав учет военнообязанных и усилив ответственность для избегающих призыва. В январе эту идею ожидает большая дискуссия в Верховной Раде. Сомнения о целесообразности жестких норм есть даже у нардепов фракции «Слуга народа». Как могут измениться законопроекты, представленные Кабмином 25 декабря
Amazon інвестує мільярди доларів у ШІ, роботів та машинне навчання. Якими принципами й правилами керується компанія?
Дізнайтеся вже 22 листопада на Forbes Tech 2024. Купуйте квиток за посиланням!
Верховная Рада (ВР) рассмотрит правительственные законопроекты об ужесточении правил мобилизации в Украине в течение ближайшего месяца. Вероятные даты первого голосования – 10–14 января, сообщили три собеседника Forbes среди депутатов фракций «Слуга народа» (СН) и «Голос». Принять законопроект в целом планируют до конца января или в начале февраля, говорит депутат из оборонного комитета Марьяна Безуглая.
Наиболее вероятный сценарий – перед этим документы вернут правительству на доработку, отмечает один из нардепов из СН. В текущей редакции они вряд ли соберут достаточное количество голосов в парламенте, объясняет он. Собеседник попросил об анонимности из-за высокой чувствительности темы. На ряд дискуссионных положений указывает также один из нардепов среди членов оборонного комитета ВР.
Однако не исключено, что депутатов из президентской политсилы все же попытаются убедить поддержать закон, предполагает депутат из оборонного комитета Соломия Бобровская («Голос»).
Законопроекты, в частности, предусматривают существенное ограничение прав военнообязанных за нарушение правил призыва и военной службы.
Основная причина обновления правил мобилизации и вероятного ужесточения требований к гражданам – Вооруженным силам нужны новые военнослужащие в 2024 году, заявил на брифинге 26 декабря главнокомандующий ВСУ Валерий Залужный. Речь идет о пополнении существующих подразделений, формировании новых и перспективе демобилизации в 2025-м для военных, находящихся на войне с первых дней российского вторжения, уточнил Залужный. Об одномоментной мобилизации при этом речь не идет: кто-то будет мобилизован в январе, а кто-то – даже в декабре, добавил он.
Генерал отказался говорить, о каком количестве военнообязанных идет речь. 19 декабря президент Владимир Зеленский заявил, что военное командование озвучивало потребность в 500 000 человек.
Как нужно улучшить эффективность мобилизации, по мнению главкома? В большинстве этих вопросов он отдает пас исполнительной власти. «Правительство должно понимать, что процесс призыва людей [нужно наладить] уже в следующем году», – сказал Залужный.
Он уточнил, что военное командование не инициировало ограничение прав избегающих призыва военнообязанных. «В ВСУ достаточно хлопот, чтобы еще придумывать ограничения для гражданских», – отметил Залужный. Министр обороны Рустем Умеров присутствовал на брифинге, но отказался комментировать законопроект.
Сохранят ли нардепы жесткий подход к мобилизации, предложенный правительством?
Спорные вопросы закона о мобилизации
Новые правила мобилизации и демобилизации нарабатывались в оборонном комитете в течение года, но финальный документ даже для него стал неожиданностью. Большинство дискуссионных норм (относительно ограничения прав лиц, избегающих призыва, электронных повесток или возможной мобилизации людей с инвалидностью третьей группы и т.п.) появились после доработки законопроекта Министерством обороны, говорят два нардепа среди членов комитета.
«Увидели пояснительную записку вечером на Рождество», – говорит Бобровская. К разработке финальной версии был подключен и Генштаб, утверждает Безуглая.
К законопроекту не только добавились новые спорные нормы, но и исчезли предложенные комитетом. Одна из них – ротации. В Силах обороны более 1 млн человек, но непосредственно на линии столкновения – до 300 000, говорит Безуглая. «Есть подразделения, которые постоянно находятся в тылу – обороняют Сумскую область или границу с Беларусью, – отмечает она. – Это военные, которые прошли подготовку, но их почему-то не ротируют».
Безуглая планирует подавать правку относительно обязательных ротаций. В последние недели она активно критикует военное командование в соцсетях.
Не согласны нардепы и с решением о мобилизации людей с инвалидностью третьей группы. «Когда говорят, что их пригодность к службе должна решить военно-врачебная комиссия (ВВК), то в прозрачность этого механизма трудно поверить», – говорит Бобровская. На таком подходе во время брифинга настаивал Залужный.
Также в документе появилась норма о том, что для уточнения данных человек может быть задержан на срок от трех часов до трех суток, говорит Соломия Бобровская. «Фактически это похищение людей и драконовские методы», – считает она.
Аналогичного мнения она и о непомерно больших штрафах, устанавливаемых за неявку в ТЦК или нарушение военного учета. «В региональных центрах у большинства людей нет таких средств», – объясняет Бобровская.
Документ несет также и экономические риски, в частности, из-за ограничений для людей, уклоняющихся от военного учета, в определенных государственных и финансовых услугах.
Если финальная версия законопроекта, который будет проголосован в январе, заставит значительную часть населения оборвать какие-либо связи с государством, чтобы оно не могло их вычислить, найти и призвать, негативный эффект для экономики будет трудно переоценить, говорит глава экономического комитета Дмитрий Наталуха.
Среди возможных последствий нардеп называет прекращение работы с государственными банками (а это большая часть рынка), снятия наличных, переход на серое трудоустройство и, как следствие – снижение налоговых поступлений (за счет которых обеспечиваются ВСУ), увеличение эмиграции трудоспособных женщин, снижение внутренней логистики, а значит – снижение экономической активности и т.д.
«Если в 2022-м часть населения убегала от вражеского государства, то при ошибочном решении в 2024-м появится риск, что украинцы начнут убегать уже от свого», – добавляет Наталуха.
Опрошенные говорят, что у законопроекта в таком виде нет «хорошего финала». «Военные не поймут, почему парламент не принимает документ о демобилизации, а гражданские – почему их бросают в такие условия», – добавляет Бобровская. Для того чтобы нормировать вопросы мобилизации, нужно провести очень откровенный разговор и учесть позицию как военных, так и общества, добавляет Наталуха. «По-моему, первое и ключевое, что нам всем нужно сделать – это перестать разграничивать позицию военных и общества, – говорит нардеп. – Военные воюют в интересах и за счет общества, общество работает и мобилизует ресурсы в интересах военных».
Как правительство предлагает усовершенствовать мобилизацию в Украине
(Нажмите «Читать больше», чтобы открыть полный текст)
25 декабря Кабмин внес в Верховную Раду два законопроекта: об усовершенствовании мобилизации и военного учета №10378 и об усилении ответственности за военные нарушения №10379.
Первый законопроект предусматривает:
- снижение призывного возраста с 27 до 25 лет;
- повестку с вызовом в военкомат могут отправить через электронный кабинет призывника или по электронной почте;
- отмена срочной службы (в срок до шести месяцев с момента вступления в силу закона с последующей полугодовой отсрочкой от мобилизации);
- установление сроков службы во время войны – 36 месяцев; это касается как мобилизованных, так и контрактников в случае истечения срока контракта (сейчас контракт автоматически продлевается до конца военного положения);
- предоставление 90 дней отпуска для освободившихся из плена военнослужащих с сохранением выплат;
- право на увольнение с военной службы людям с инвалидностью I и II групп;
- введение базовой общевоенной подготовки до трех месяцев для всех граждан от 18 до 25 лет при всех учебных заведениях;
- предоставление полномочий Нацполиции по участию в мероприятиях по мобилизации;
- ограничение прав уклоняющихся от военного учета и военной службы (запрет выезда за границу и проведения операций с имуществом, ограничение права управления собственным транспортом и получение водительского удостоверения, отказ в заключении кредитного договора, договора займа, приостановление льгот и услуг от государства);
- мужчины от 18 до 60 лет, которые находятся за границей, смогут подать документы на оформление паспорта Украины при наличии военно-учетных документов.
Второй законопроект посвящен увеличению штрафов за нарушение правил военного учета и законодательства об обороне, воинской обязанности и военной службе, мобилизационной подготовки и мобилизации:
- нарушение призывниками, военнообязанными и резервистами правил военного учета – штраф от 8500 грн до 17 000 грн;
- нарушение законодательства об обороне, воинской обязанности и военной службе, мобилизационной подготовки и мобилизации – штраф от 25 500 грн до 34 000 грн для граждан и от 34 000 грн до 85 000 грн для должностных лиц;
- нарушение этого законодательства в особый период – штраф от 34 000 грн до 51 000 грн для граждан и от 153 000 грн до 204 000 грн для должностных лиц;
- в ст. 336 УКУ предлагается добавить дополнение, определяющее уклонение от призыва во время мобилизации и отказ от прохождения медицинского осмотра;
- предлагается введение возможности задерживать в особый период, в частности, за нарушение правил военного учета и мобилизации сроком до трех часов для составления протокола, а при необходимости – до трех суток для установления личности и/или выяснения обстоятельств правонарушения.
26 декабря также стало известно, что Минобороны завершило работу над реестром военнообязанных «Оберег». Об этом рассказала изданию DOU заместитель министра обороны по вопросам цифрового развития и цифровизации Екатерина Черногоренко. В базе данных реестра содержатся персональные данные обо всех военнообязанных украинцах в возрасте от 18 до 60 лет.
Реально ли выполнить мобилизационные требования законопроекта
Вопрос к мобилизационным законопроектам Кабмина есть не только у нардепов. Существенные ограничения прав и свобод граждан – наиболее контраверсионная норма, согласен юрист практики безопасности бизнеса в Juscutum Вячеслав Мироненко. «Правовой подход подсказывает, что такие радикальные меры должны применяться исключительно судом», – говорит он.
Поданные правительством документы не устанавливают ни порядок наложения таких временных ограничений, ни субъекта, уполномоченного на их применение, добавляет Мироненко. То же касается и отправки повесток на электронную почту. «Этот вопрос не урегулирован законодателем, а потому невозможно подтвердить, получило ли лицо повестку должным образом», – объясняет юрист.
Другой недостаток – отсутствие четкого понимания, как будет выглядеть и работать электронный кабинет призывника и каков порядок взаимодействия с ним как у органов государственной власти, так и у простых граждан, говорит Мироненко.
Для этого парламент сначала должен принять во втором чтении законопроект №10062 о создании такого реестра. Уже после этого Кабмин должен будет прописать порядок и правила регистрации военнообязанных. Этот законопроект был принят в первом чтении 8 ноября.
Вы нашли ошибку или неточность?
Оставьте отзыв для редакции. Мы учтем ваши замечания как можно скорее.