Правительство предлагает усовершенствовать подход к мобилизации в Украине, цифровизировав учет военнообязанных и усилив ответственность для избегающих призыва. В январе эту идею ожидает большая дискуссия в Верховной Раде. Сомнения о целесообразности жестких норм есть даже у нардепов фракции «Слуга народа». Как могут измениться законопроекты, представленные Кабмином 25 декабря
Форум «Вільна» повертається 20 лютого, щоб стати вашим джерелом ідей, знайомств і можливостей. Долучайтеся до заходу за посиланням! 🎟
Верховная Рада (ВР) рассмотрит правительственные законопроекты об ужесточении правил мобилизации в Украине в течение ближайшего месяца. Вероятные даты первого голосования – 10–14 января, сообщили три собеседника Forbes среди депутатов фракций «Слуга народа» (СН) и «Голос». Принять законопроект в целом планируют до конца января или в начале февраля, говорит депутат из оборонного комитета Марьяна Безуглая.
Наиболее вероятный сценарий – перед этим документы вернут правительству на доработку, отмечает один из нардепов из СН. В текущей редакции они вряд ли соберут достаточное количество голосов в парламенте, объясняет он. Собеседник попросил об анонимности из-за высокой чувствительности темы. На ряд дискуссионных положений указывает также один из нардепов среди членов оборонного комитета ВР.
- Категория
- Мир
- Дата
Однако не исключено, что депутатов из президентской политсилы все же попытаются убедить поддержать закон, предполагает депутат из оборонного комитета Соломия Бобровская («Голос»).
Законопроекты, в частности, предусматривают существенное ограничение прав военнообязанных за нарушение правил призыва и военной службы.
Основная причина обновления правил мобилизации и вероятного ужесточения требований к гражданам – Вооруженным силам нужны новые военнослужащие в 2024 году, заявил на брифинге 26 декабря главнокомандующий ВСУ Валерий Залужный. Речь идет о пополнении существующих подразделений, формировании новых и перспективе демобилизации в 2025-м для военных, находящихся на войне с первых дней российского вторжения, уточнил Залужный. Об одномоментной мобилизации при этом речь не идет: кто-то будет мобилизован в январе, а кто-то – даже в декабре, добавил он.
Генерал отказался говорить, о каком количестве военнообязанных идет речь. 19 декабря президент Владимир Зеленский заявил, что военное командование озвучивало потребность в 500 000 человек.
Как нужно улучшить эффективность мобилизации, по мнению главкома? В большинстве этих вопросов он отдает пас исполнительной власти. «Правительство должно понимать, что процесс призыва людей [нужно наладить] уже в следующем году», – сказал Залужный.
Он уточнил, что военное командование не инициировало ограничение прав избегающих призыва военнообязанных. «В ВСУ достаточно хлопот, чтобы еще придумывать ограничения для гражданских», – отметил Залужный. Министр обороны Рустем Умеров присутствовал на брифинге, но отказался комментировать законопроект.
Сохранят ли нардепы жесткий подход к мобилизации, предложенный правительством?
Спорные вопросы закона о мобилизации
Новые правила мобилизации и демобилизации нарабатывались в оборонном комитете в течение года, но финальный документ даже для него стал неожиданностью. Большинство дискуссионных норм (относительно ограничения прав лиц, избегающих призыва, электронных повесток или возможной мобилизации людей с инвалидностью третьей группы и т.п.) появились после доработки законопроекта Министерством обороны, говорят два нардепа среди членов комитета.
«Увидели пояснительную записку вечером на Рождество», – говорит Бобровская. К разработке финальной версии был подключен и Генштаб, утверждает Безуглая.
К законопроекту не только добавились новые спорные нормы, но и исчезли предложенные комитетом. Одна из них – ротации. В Силах обороны более 1 млн человек, но непосредственно на линии столкновения – до 300 000, говорит Безуглая. «Есть подразделения, которые постоянно находятся в тылу – обороняют Сумскую область или границу с Беларусью, – отмечает она. – Это военные, которые прошли подготовку, но их почему-то не ротируют».
Безуглая планирует подавать правку относительно обязательных ротаций. В последние недели она активно критикует военное командование в соцсетях.
Не согласны нардепы и с решением о мобилизации людей с инвалидностью третьей группы. «Когда говорят, что их пригодность к службе должна решить военно-врачебная комиссия (ВВК), то в прозрачность этого механизма трудно поверить», – говорит Бобровская. На таком подходе во время брифинга настаивал Залужный.
Также в документе появилась норма о том, что для уточнения данных человек может быть задержан на срок от трех часов до трех суток, говорит Соломия Бобровская. «Фактически это похищение людей и драконовские методы», – считает она.
Аналогичного мнения она и о непомерно больших штрафах, устанавливаемых за неявку в ТЦК или нарушение военного учета. «В региональных центрах у большинства людей нет таких средств», – объясняет Бобровская.
Документ несет также и экономические риски, в частности, из-за ограничений для людей, уклоняющихся от военного учета, в определенных государственных и финансовых услугах.
Если финальная версия законопроекта, который будет проголосован в январе, заставит значительную часть населения оборвать какие-либо связи с государством, чтобы оно не могло их вычислить, найти и призвать, негативный эффект для экономики будет трудно переоценить, говорит глава экономического комитета Дмитрий Наталуха.
Среди возможных последствий нардеп называет прекращение работы с государственными банками (а это большая часть рынка), снятия наличных, переход на серое трудоустройство и, как следствие – снижение налоговых поступлений (за счет которых обеспечиваются ВСУ), увеличение эмиграции трудоспособных женщин, снижение внутренней логистики, а значит – снижение экономической активности и т.д.
«Если в 2022-м часть населения убегала от вражеского государства, то при ошибочном решении в 2024-м появится риск, что украинцы начнут убегать уже от свого», – добавляет Наталуха.
Опрошенные говорят, что у законопроекта в таком виде нет «хорошего финала». «Военные не поймут, почему парламент не принимает документ о демобилизации, а гражданские – почему их бросают в такие условия», – добавляет Бобровская. Для того чтобы нормировать вопросы мобилизации, нужно провести очень откровенный разговор и учесть позицию как военных, так и общества, добавляет Наталуха. «По-моему, первое и ключевое, что нам всем нужно сделать – это перестать разграничивать позицию военных и общества, – говорит нардеп. – Военные воюют в интересах и за счет общества, общество работает и мобилизует ресурсы в интересах военных».
Как правительство предлагает усовершенствовать мобилизацию в Украине
(Нажмите «Читать больше», чтобы открыть полный текст)
25 декабря Кабмин внес в Верховную Раду два законопроекта: об усовершенствовании мобилизации и военного учета №10378 и об усилении ответственности за военные нарушения №10379.
Первый законопроект предусматривает:
- снижение призывного возраста с 27 до 25 лет;
- повестку с вызовом в военкомат могут отправить через электронный кабинет призывника или по электронной почте;
- отмена срочной службы (в срок до шести месяцев с момента вступления в силу закона с последующей полугодовой отсрочкой от мобилизации);
- установление сроков службы во время войны – 36 месяцев; это касается как мобилизованных, так и контрактников в случае истечения срока контракта (сейчас контракт автоматически продлевается до конца военного положения);
- предоставление 90 дней отпуска для освободившихся из плена военнослужащих с сохранением выплат;
- право на увольнение с военной службы людям с инвалидностью I и II групп;
- введение базовой общевоенной подготовки до трех месяцев для всех граждан от 18 до 25 лет при всех учебных заведениях;
- предоставление полномочий Нацполиции по участию в мероприятиях по мобилизации;
- ограничение прав уклоняющихся от военного учета и военной службы (запрет выезда за границу и проведения операций с имуществом, ограничение права управления собственным транспортом и получение водительского удостоверения, отказ в заключении кредитного договора, договора займа, приостановление льгот и услуг от государства);
- мужчины от 18 до 60 лет, которые находятся за границей, смогут подать документы на оформление паспорта Украины при наличии военно-учетных документов.
Второй законопроект посвящен увеличению штрафов за нарушение правил военного учета и законодательства об обороне, воинской обязанности и военной службе, мобилизационной подготовки и мобилизации:
- нарушение призывниками, военнообязанными и резервистами правил военного учета – штраф от 8500 грн до 17 000 грн;
- нарушение законодательства об обороне, воинской обязанности и военной службе, мобилизационной подготовки и мобилизации – штраф от 25 500 грн до 34 000 грн для граждан и от 34 000 грн до 85 000 грн для должностных лиц;
- нарушение этого законодательства в особый период – штраф от 34 000 грн до 51 000 грн для граждан и от 153 000 грн до 204 000 грн для должностных лиц;
- в ст. 336 УКУ предлагается добавить дополнение, определяющее уклонение от призыва во время мобилизации и отказ от прохождения медицинского осмотра;
- предлагается введение возможности задерживать в особый период, в частности, за нарушение правил военного учета и мобилизации сроком до трех часов для составления протокола, а при необходимости – до трех суток для установления личности и/или выяснения обстоятельств правонарушения.
26 декабря также стало известно, что Минобороны завершило работу над реестром военнообязанных «Оберег». Об этом рассказала изданию DOU заместитель министра обороны по вопросам цифрового развития и цифровизации Екатерина Черногоренко. В базе данных реестра содержатся персональные данные обо всех военнообязанных украинцах в возрасте от 18 до 60 лет.
Реально ли выполнить мобилизационные требования законопроекта
Вопрос к мобилизационным законопроектам Кабмина есть не только у нардепов. Существенные ограничения прав и свобод граждан – наиболее контраверсионная норма, согласен юрист практики безопасности бизнеса в Juscutum Вячеслав Мироненко. «Правовой подход подсказывает, что такие радикальные меры должны применяться исключительно судом», – говорит он.
Поданные правительством документы не устанавливают ни порядок наложения таких временных ограничений, ни субъекта, уполномоченного на их применение, добавляет Мироненко. То же касается и отправки повесток на электронную почту. «Этот вопрос не урегулирован законодателем, а потому невозможно подтвердить, получило ли лицо повестку должным образом», – объясняет юрист.
Другой недостаток – отсутствие четкого понимания, как будет выглядеть и работать электронный кабинет призывника и каков порядок взаимодействия с ним как у органов государственной власти, так и у простых граждан, говорит Мироненко.
Для этого парламент сначала должен принять во втором чтении законопроект №10062 о создании такого реестра. Уже после этого Кабмин должен будет прописать порядок и правила регистрации военнообязанных. Этот законопроект был принят в первом чтении 8 ноября.
Вы нашли ошибку или неточность?
Оставьте отзыв для редакции. Мы учтем ваши замечания как можно скорее.