30 лет украинского бизнеса. Какими мы были, как стали теми, кто мы есть, — Forbes рассказывает о том, как из руин советского строя прорастали инициатива, изобретательность, деловая хватка украинских предпринимателей. Один год — одна история, один урок. 1997 год
За 107 років існування Forbes логотип змінювався 18 разів, але таким авангардним і вільним світ його бачить вперше. В новому числі журналу Forbes Ukraine: сучасне мистецтво, топ-50 благодійних фондів, альтернативна енергетика, 30 до 30. Замовляйте вже зараз!
Мартовским вечером 1996 года дизайнер Сергей Бызов пришел на день рождения Ирины Данилевской без подарка. Поздравляя главреда первого в Украине глянцевого журнала «Ева», Бызов сказал: «Ира, дарю тебе идею – давай сделаем украинскую Неделю моды!»
Советская система домов моделей со штатными дизайнерами приказала долго жить. Появились независимые дизайнеры, часто не имевшие специального образования и искавшие самовыражения: художники, фотографы, режиссеры. «Мода была не бизнесом, а понтами, – вспоминает дизайнер Алексей Залевский. – Набирал популярность модельный бизнес: в каждом ночном клубе проходил какой-нибудь конкурс красоты». Их участницам надо было в чем-то выходить на сцену. Так возникли клубные показы авангардной моды, выглядевшие как театрализованные шоу, рассказывает Залевский.
«Нужно было уходить от шоу-показов и начинать строить индустрию», – рассказывает Данилевская, которая стала директором Ukrainian Fashion Week (UFW). Кроме нее учредителями первой Недели моды стали ателье Бызова и основатель РИА «Янко» Владимир Нечипорук.
В ноябре 1997-го Данилевская провела первые показы UFW, которые тогда назывались «Сезоны моды». Это была первая неделя pret-a-porter на постсоветском пространстве. Чтобы сделать все как нужно, она написала в Палату высокой моды Франции с просьбой поделиться правилами недели pret-a-porter. «Внезапно в нашем офисе сработал факс, – вспоминает Данилевская. – Я схватила в соседнем офисе запасной рулон факсовой бумаги, боясь упустить хоть слово». Команда UFW получила 15 страниц инструкций «как быть дизайнером»: выпускать по две коллекции в год, в каждой должно быть минимум 30 единиц, должны соблюдаться сезонность, размерная сетка и т. д.
Данилевская работала с медиа, договаривалась с байерами, возила «украинские десанты» на мировые Недели моды. Но спрос на отечественных дизайнеров был невелик, а местные фабрики сконцентрировались на работе с зарубежными брендами. «Люди с деньгами хотели носить Chanel», – объясняет фешен-критик Зоя Звиняцковская. «Дизайнеров просили пришивать к вещам бирки иностранных брендов», – вспоминает Залевский.
Несмотря на единичные успехи украинских дизайнеров и появление конкурента UFW – Mersedes-Benz Kiev Fashion Days, индустрии моды в Украине так и не появилось. Не хватает крупных швейных фабрик, внутреннего и внешнего спроса, профессиональных кадров. «Cтоило не гнаться за построением индустрии, а делать аналог London Fashion Week – маленькую креативную Неделю моды, которая могла бы привлечь к себе внимание сильными дизайнерами, задающими тренды», – говорит Залевский.
Рождение Уанета
Первые электронные доски, которые работали по коммутированной телефонной сети (BBS), появились в Украине на рубеже независимости. В 1991-92 годах в Киеве было около 50 BBS», – писал пионер уанета, один из основателей ресурса AIN.UA Александр Брамс.
В 1992 году Украина получила собственный домен верхнего уровня – зону UA. Но до онлайн-суверенитета было далеко. «Вся страна гоняла трафик через Россию, скорость была низковата даже по тем временам», – вспоминает сотрудник одного из первых украинских провайдеров, пожелавший сохранить анонимность.
Прорыв случился в 1996-1997 годах. Что случилось? Сначала «Укртелеком» данных вредрил технологию ISDN, а потом открыл в Киеве первый интернет-узел, чье оптоволокно вело в Лондон. Скорость передачи данных – 2 Мбит/с. Для сравнения: по данным Speedtest, в 2021 году средняя скорость интернет-подключения в Украине достигла 64,3 Мбит/с. «По-настоящему массовой услугой интернет стал в 1999 году, когда ввели в оборот «карточки» на доступ через телефонный канал», – рассказали Forbes в «Укртелекоме». В 2020 году только провайдеры фиксированной связи обслужили 7,8 млн клиентов и заработали 13,9 млрд грн, сообщает регулятор НКРСИ.
Вы нашли ошибку или неточность?
Оставьте отзыв для редакции. Мы учтем ваши замечания как можно скорее.