Янукович не прошел. В ноябре 2004-го украинцы восстали против фальсификации выборов. Казалось, страна больше никогда не будет прежней. /Getty Images
Категория
30 лет украинского бизнеса
Дата

2004 год. Конец «УкрРудПрома» | История украинского бизнеса

4 хв читання

Янукович не прошел. В ноябре 2004-го украинцы восстали против фальсификации выборов. Казалось, страна больше никогда не будет прежней. Фото Getty Images

30 лет украинского бизнеса. Какими мы были, как стали теми, кто мы есть, — Forbes рассказывает о том, как из руин советского строя прорастали инициатива, изобретательность, деловая хватка украинских предпринимателей. Один год — одна история, один урок. 2004 год

В первом четвертьфинале Лиги чемпионов игра у «Милана» не задалась. На 11-й минуте он пропустил гол от гостей из «Депортиво». Только под конец тайма Кака забил ответный. Но во второй половине матча интрига длилась всего восемь минут. На 46-й Андрей Шевченко вывел «Милан» вперед, а еще два гола закрепили победу – 4: 1. 

В тот вторник, 23 марта 2004 года, на стадионе «Сен Сиро» решалось не только, у кого будет больше шансов попасть в полуфинал. Как стало известно в 2013 году, на матче в присутствии братьев Григория и Игоря Суркисов соучредитель группы «Приват» Игорь Коломойский встретился с Ринатом Ахметовым. Они договорились о том, как делить государственный холдинг «УкрРудПром». 

Холдинг был создан в 1999 году для управления десятком предприятий, добывавших сырье для металлургии. Его «изюминкой» были шесть горно-обогатительных комбинатов (ГОК), добывающих железную руду – основное сырье для меткомбинатов. 

Ахметову они были нужны, чтобы построить вертикально интегрированный металлургический холдинг («Метинвест» был зарегистрирован в 2005-м). В начале 2004 года его структурам принадлежали Харцызский трубный завод, Мариупольская «Азовсталь», Енакиевский метзавод, «Запорожкокс», Авдеевский и Алчевский коксохимические заводы. Для завершения вертикальной интеграции не хватало полного контроля над комбинатами по добыче железной руды. Тем более пакеты акций в некоторых из них у него уже были. 

О секретных договоренностях по приватизации «УкрРудПрома» известно из двух источников. Первый – это материалы Высокого суда правосудия в Лондоне, изложение которых в октябре – ноябре 2013 года опубликовала «Украинская правда». 

Дело было начато в 2013 году по иску Виктора Пинчука к Коломойскому и его партнеру по «Привату» Геннадию Боголюбову. Пинчук утверждал, что в 2004 году передал им $130 млн для покупки Криворожского железорудного комбината (КЖРК), входившего в «УкрРудПром». Пинчук требовал $2 млрд упущенной прибыли и возмещения первоначальных инвестиций. 

Коломойский с Боголюбовым утверждали, что Пинчук никаких денег не передавал. А наоборот – требовал акции предприятия в качестве взятки за подпись своего тестя, бывшего президента Леонида Кучмы, под законом об условиях приватизации «УкрРудПрома», которые давали преференции узкому кругу лиц. 

Вместе с тем, по словам представителей «Привата», у них была договоренность с Ахметовым о передаче ему половины акций КЖРК после приватизационного аукциона. 

Как было на самом деле – пока неизвестно. В начале 2016 года стороны заключили мировое соглашение. Суд не выносил решения, а материалы дела не были опубликованы на его сайте. Но право Пинчука на какую-то долю КЖРК «Приват» признал: в 2017-м «Слідство.Інфо» сообщило, что Коломойский с Боголюбовым передали Пинчуку недвижимость в Лондоне в рамках мирового соглашения. 

Второй источник – стенограмма заседания специальной контрольной комиссии Верховной Рады по вопросам приватизации. 4 марта 2015 года Коломойский рассказал депутатам о приватизации «УкрРудПрома», назвав ее неконституционной и несправедливой.

Через несколько дней после матча в Милане Верховная Рада приняла закон об особенностях приватизации предприятий «УкрРудПрома», а уже 9 апреля президент Леонид Кучма его подписал.

По закону в приватизации могли участвовать только те инвесторы, которые уже владели пакетом акций не менее 25% в одном из предприятий государственного холдинга. Это ограничило список участников тремя лицами – Ахметовым, Коломойским и Вадимом Новинским. 

Getty Images

ГОКи и футбол. Андрей Шевченко забил «Депортиво», пока олигархи делили «УкрРудПром». Фото Getty Images

«В частности, я помню, ограничили право участия ММК имени Ильича Владимира Бойко, который очень хотел купить какое-то предприятие, – вспоминал Коломойский в 2015 году. – Но ему не дали, потому что у него на то время 25% ни в одном из предприятий не было». 

В течение 2004 года в полную собственность Ахметова перешли Северный, Южный и Центральный ГОКи, а также Новотроицкое рудоуправление, «Кривбассвзрывпром» и Докучаевский флюсодоломитный комбинат. 

Новинский получил Ингулецкий ГОК и Балаклавское рудоуправление имени Горького. КЖРК получила группа «Приват», но половина акций сразу после приватизации по договоренности сторон досталась Ахметову. Акции ГОК «Сухая Балка» приобрел Межрегиональный фондовый союз – «кооператив» братьев Суркисов, группы «Приват», Пинчука и Ахметова. 

«У нас в приватизации участвуют все, а покупает все Ахметов», – так пошутил о результатах приватизации «УкрРудПрома» Коломойский в 2015 году. 

Тогда он намекал, что ограничение круга участников приватизации Пинчук и Кучма планировали под себя, но Ахметов их обыграл. 

«Юридическая конструкция приватизации «УкрРудПрома» выглядит примерно так: все понимают, что страну ограбили, но согласно действующему закону», – говорил в 2018 году заместитель председателя спецкомиссии Павел Ризаненко.

Контроль над значительной долей добычи железной руды помог Ахметову присоединить к своей империи новые металлургические активы. В 2007 году он объединил свои металлургические активы с активами Новинского, получившего 25 -процентную долю «Метинвеста». 

Став заложниками поставок железорудного сырья, владельцы заводов рано или поздно соглашались на продажу. В «Метинвест» влились акции Владимира Бойко в ММК имени Ильича, группы Игоря Дворецкого в «Запорожстали» и ИСД в Днепровском металлургическом комбинате. 

Государство получило за акции предприятий «УкрРудПрома» 1,48 млрд грн (около $280 млн). Из двух возможных методологий оценки – доходной и имущественной – Фонд госимущества выбрал ту, которая давала меньшую сумму – доходную, рассказывал Ризаненко, который в 2018 году вместе с еще 54 депутатами обратился в Конституционный Суд с требованием признать закон о приватизации «УкрРудПрома» неконституционным. 

Железорудные карьеры в Украине были проданы во времена плохой конъюнктуры. В течение десятилетия цена руды колебалась в пределах $30–$40/т. В 2005 году цена поднялась до $65/т, а в 2007-м достигла неслыханных $200/т. 

По подсчетам Ризаненко, с 2004 по 2018 год владельцы ГОК «УкрРудПрома» потратили на покупку акций и инвестиции в предприятия около $0,86 млрд, а получили дивидендов на $7,26 млрд. 

Конституционный Суд уже дважды «похоронил» представления депутатов, требовавших отменить ту приватизацию, – под предлогом того, что это не его вопрос. Новое представление, организованное членом фракции «Слуга народа» Максом Бужанским в августе 2020 года, на рассмотрении. Признание приватизации «УкрРудПрома» противоречащим Конституции откроет пути для отмены результатов приватизации (реституции) или компенсации за недополученную государством прибыль. 

А «Милан», несмотря на хорошее начало, в полуфинал не попал. Дома испанцы забили команде Шевченко четыре «сухих» мяча. 

Материалы по теме

Вы нашли ошибку или неточность?

Оставьте отзыв для редакции. Мы учтем ваши замечания как можно скорее.

Предыдущий слайд
Следующий слайд