30 лет украинского бизнеса. Какими мы были, как стали теми, кто мы есть, — Forbes рассказывает о том, как из руин советского строя прорастали инициатива, изобретательность, деловая хватка украинских предпринимателей. Один год — одна история, один урок. 2001 год
Форум «Енергія бізнесу» у Києві вже 9 жовтня
Бізнес будує нову енергореальність, забезпечуючи незалежність в умовах блекаутів. 9 жовтня на форумі «Енергія бізнесу» обговоримо технології та інвестиції, що змінюють правила гри на енергоринку. Дізнайтеся, як адаптувати бізнес до майбутніх енергетичних викликів, за посиланням.
«Первый магазин было открывать проще, чем следующие: никто не знал, как оно должно быть, как понимали, так и делали», – вспоминает Игорь Шандар, 56 один из основателей сети строительных гипермаркетов «Новая линия». Когда понимания стало больше, требования к менеджерам и персоналу выросли, а с ними и объем работ перед открытием новых магазинов.
Сегодня трудно представить, что всего 20 лет назад на этом рынке безраздельно доминировали строительные рынки. «Новая линия» стала в 2001 году первой ласточкой организованной торговли стройматериалами.
Экономика оттолкнулась от дна. После десятилетнего кризиса 2001-й стал вторым годом экономического подъема. После роста на 5,9% в 2000 году украинский ВВП в 2001-м увеличился на 9,2%.
Спрос на стройматериалы подстегивало не только экономическое оживление. Украинцам наконец стали доступны импортные товары для ремонта, дефицитные в СССР и большую часть 1990-х. К тому же застройщики начали сдавать новые квартиры без внутренней отделки.
Кодовым словом этого периода стал «евроремонт»: теперь его могли себе позволить не только «новые украинцы». В это понятие входило капитальное обновление жилья с заменой коммуникаций и отделкой современными импортными материалами. Квартиры, возведенные до строительного бума, подвергали перепланировке: сносили внутренние стены (иногда даже несущие) и разделяли пространство гипсокартонными перегородками.
Стандартов евроремонта не существовало, рассказывает одесский архитектор Сергей Славский. «Все зависело от желания прораба заработать больше», – говорит он. Евроремонт в хрущевке мог обойтись в такую же цену, как и сама квартира, рассказывает Антон Решко, который в начале 2000-х работал в украинско-французской строительной компании «Основа-солсиф». По словам Славского, за квадратный метр гипсокартонной перегородки строители просили $12, в Европе это стоило $2.
Для украинцев, которые начали бывать за рубежом, ремонт с приставкой «евро» означал более высокое качество жизни, говорит Решко. Идею сети гипермаркетов основатели «Новой линии» Игорь и Олег Шандары, 59, подсмотрели в Германии. Еще в начале 1990-х они занялись импортом немецких отделочных материалов, а в 1996 году начали их продавать в собственном магазинчике.
Гостя у партнеров, братья побывали в строительном гипермаркете Hagebaumarkt. «Все поражало и удивляло своим масштабом», – рассказывает Игорь Шандар. Первый гипермаркет они открыли на Харьковском жилмассиве в Киеве: шестая часть всего построенного в стране жилья, по данным Укрстата, приходилась в 2001 году на столицу. На магазин площадью 4500 кв. м пошли сбережения братьев и кредит ПУМБ, под который заложили каркас здания вместе с земельным участком. Чтобы заполнить полки, Шандары взяли товарный кредит у немецких партнеров.
Новый формат поначалу оказался слишком непривычным. Продавцы не умели продавать, а покупатели – покупать. «Все привыкли, что есть прилавок, продавец и тебе все дали, – рассказывает Шандар, – а тут – сам пришел, взял и пошел».
С ассортиментом и мерчандайзингом помогали партнеры из Германии, но украинский формат оказался не похожим на прототип. «Ассортимент в «Новой линии» был больше, чем в среднем европейском гипермаркете», – говорит Александр Ланецкий, бывший директор сети продовольственных магазинов «Буми-маркет». Украинские потребители привыкли к огромному выбору товара на рынках, и Шандарам приходилось с этим считаться. К тому же в первом гипермаркете было дороже, чем на базаре. Торговые залы стояли полупустыми, вспоминает Ланецкий, люди приходили в основном поглазеть.
Впрочем, культурный шок продолжался не долго. Шандары учились торговать, а покупатели – не бояться заграничных форматов. В 2003 году по следам «Новой линии» пошел нынешний лидер рынка – сеть «Эпицентр», сделавшая ставку на недорогие товары при большом ассортименте и гигантских площадях (до 20 000 кв. м). Формула оказалась выигрышной: в 2011-м первую «Новую линию», оказавшуюся слишком маленькой, пришлось закрыть. А в ноябре 2013-го «Эпицентр» купил 16 оставшихся гипермаркетов сети.
Игорь Шандар ушел в строительный бизнес. Принадлежащая ему компания «Финпрофиль плюс» строит промышленные объекты. Старший брат переехал в США, чем он занимается его родственник не знает.
Основатель «Новой Почты» Вячеслав Климов о времени:
«Если я скажу, что мы сели и решили заниматься экспресс-доставкой, это будет неправда. Все наши обсуждения были из разряда «а давай что-нибудь придумаем». То было очень бизнес-активное время, легкое для старта любого предприятия – один сплошной так называемый green field с огромным количеством незанятых ниш и очень низкими барьерами на вход. Я не знаю ни одного бизнеса, который нельзя было бы начать в то время».
Бизнес-завтрак Startup Ukraine, 2012
Вы нашли ошибку или неточность?
Оставьте отзыв для редакции. Мы учтем ваши замечания как можно скорее.