Категория
30 лет украинского бизнеса
Дата

2001 год. Украина обустраивается | История украинского бизнеса

3 хв читання

Міське господарство. На балконах квартир і у внутрішніх двориках у 2001 році кияни утримували 3000 свиней і 500 корів. /Getty Images

Міське господарство. На балконах квартир і у внутрішніх двориках у 2001 році кияни утримували 3000 свиней і 500 корів. Фото Getty Images

30 лет украинского бизнеса. Какими мы были, как стали теми, кто мы есть, — Forbes рассказывает о том, как из руин советского строя прорастали инициатива, изобретательность, деловая хватка украинских предпринимателей. Один год — одна история, один урок. 2001 год

«Первый магазин было открывать проще, чем следующие: никто не знал, как оно должно быть, как понимали, так и делали», – вспоминает Игорь Шандар, 56 один из основателей сети строительных гипермаркетов «Новая линия». Когда понимания стало больше, требования к менеджерам и персоналу выросли, а с ними и объем работ перед открытием новых магазинов. 

Сегодня трудно представить, что всего 20 лет назад на этом рынке безраздельно доминировали строительные рынки. «Новая линия» стала в 2001 году первой ласточкой организованной торговли стройматериалами. 

Экономика оттолкнулась от дна. После десятилетнего кризиса 2001-й стал вторым годом экономического подъема. После роста на 5,9% в 2000 году украинский ВВП в 2001-м увеличился на 9,2%. 

Спрос на стройматериалы подстегивало не только экономическое оживление. Украинцам наконец стали доступны импортные товары для ремонта, дефицитные в СССР и большую часть 1990-х. К тому же застройщики начали сдавать новые квартиры без внутренней отделки. 

Кодовым словом этого периода стал «евроремонт»: теперь его могли себе позволить не только «новые украинцы». В это понятие входило капитальное обновление жилья с заменой коммуникаций и отделкой современными импортными материалами. Квартиры, возведенные до строительного бума, подвергали перепланировке: сносили внутренние стены (иногда даже несущие) и разделяли пространство гипсокартонными перегородками. 

Стандартов евроремонта не существовало, рассказывает одесский архитектор Сергей Славский. «Все зависело от желания прораба заработать больше», – говорит он. Евроремонт в хрущевке мог обойтись в такую же цену, как и сама квартира, рассказывает Антон Решко, который в начале 2000-х работал в украинско-французской строительной компании «Основа-солсиф». По словам Славского, за квадратный метр гипсокартонной перегородки строители просили $12, в Европе это стоило $2. 

Для украинцев, которые начали бывать за рубежом, ремонт с приставкой «евро» означал более высокое качество жизни, говорит Решко. Идею сети гипермаркетов основатели «Новой линии» Игорь и Олег Шандары, 59, подсмотрели в Германии. Еще в начале 1990-х они занялись импортом немецких отделочных материалов, а в 1996 году начали их продавать в собственном магазинчике.

УНИАН

Первая перепись. В 2001 году в городах жили 67,2% украинцев, или 32,6 млн, в селах – 32,8%, или 15,9 млн. Фото УНИАН

Гостя у партнеров, братья побывали в строительном гипермаркете Hagebaumarkt. «Все поражало и удивляло своим масштабом», – рассказывает Игорь Шандар. Первый гипермаркет они открыли на Харьковском жилмассиве в Киеве: шестая часть всего построенного в стране жилья, по данным Укрстата, приходилась в 2001 году на столицу. На магазин площадью 4500 кв. м пошли сбережения братьев и кредит ПУМБ, под который заложили каркас здания вместе с земельным участком. Чтобы заполнить полки, Шандары взяли товарный кредит у немецких партнеров. 

Новый формат поначалу оказался слишком непривычным. Продавцы не умели продавать, а покупатели – покупать. «Все привыкли, что есть прилавок, продавец и тебе все дали, – рассказывает Шандар, – а тут – сам пришел, взял и пошел». 

С ассортиментом и мерчандайзингом помогали партнеры из Германии, но украинский формат оказался не похожим на прототип. «Ассортимент в «Новой линии» был больше, чем в среднем европейском гипермаркете», – говорит Александр Ланецкий, бывший директор сети продовольственных магазинов «Буми-маркет». Украинские потребители привыкли к огромному выбору товара на рынках, и Шандарам приходилось с этим считаться. К тому же в первом гипермаркете было дороже, чем на базаре. Торговые залы стояли полупустыми, вспоминает Ланецкий, люди приходили в основном поглазеть.

Впрочем, культурный шок продолжался не долго. Шандары учились торговать, а покупатели – не бояться заграничных форматов. В 2003 году по следам «Новой линии» пошел нынешний лидер рынка – сеть «Эпицентр», сделавшая ставку на недорогие товары при большом ассортименте и гигантских площадях (до 20 000 кв. м). Формула оказалась выигрышной: в 2011-м первую «Новую линию», оказавшуюся слишком маленькой, пришлось закрыть. А в ноябре 2013-го «Эпицентр» купил 16 оставшихся гипермаркетов сети.

Игорь Шандар ушел в строительный бизнес. Принадлежащая ему компания «Финпрофиль плюс» строит промышленные объекты. Старший брат переехал в США, чем он занимается его родственник не знает.

Основатель «Новой Почты» Вячеслав Климов о времени:

«Если я скажу, что мы сели и решили заниматься экспресс-доставкой, это будет неправда. Все наши обсуждения были из разряда «а давай что-нибудь придумаем». То было очень бизнес-активное время, легкое для старта любого предприятия – один сплошной так называемый green field с огромным количеством незанятых ниш и очень низкими барьерами на вход. Я не знаю ни одного бизнеса, который нельзя было бы начать в то время». 

Бизнес-завтрак Startup Ukraine, 2012

Материалы по теме

Вы нашли ошибку или неточность?

Оставьте отзыв для редакции. Мы учтем ваши замечания как можно скорее.

Предыдущий слайд
Следующий слайд