30 лет украинского бизнеса. Какими мы были, как стали теми, кто мы есть, — Forbes рассказывает о том, как из руин советского строя прорастали инициатива, изобретательность, деловая хватка украинских предпринимателей. Один год — одна история, один урок. 2005 год
За 107 років існування Forbes логотип змінювався 18 разів, але таким авангардним і вільним світ його бачить вперше. В новому числі журналу Forbes Ukraine: сучасне мистецтво, топ-50 благодійних фондів, альтернативна енергетика, 30 до 30. Замовляйте вже зараз!
Американский миллиардер Тим Дрейпер, 63, известен инвестициями в Tesla, Theranos и удачной покупкой почти 30 000 биткоинов, конфискованных у владельца интернет-магазина Silk Road, по $630 за монету. Почему в его портфеле до сих пор нет украинских IT-компаний? «Ко мне обращались многие. Но я сразу сбрасываю их со счетов», – письменно ответил Дрейпер Forbes.
Его скептицизм уходит корнями в 2005 год. После Оранжевой революции Дрейпер приехал в Украину на охоту за восточноевропейскими инженерными талантами, которые к тому времени подарили миру PayPal и Google. С подачи американца украинского происхождения Романа Кызыка он едва не основал здесь венчурный фонд объемом до $100 млн. Такие предприятия – брендированные фамилией Дрейпера или просто входящие в сеть Draper Network – успешно работают в Азии, Америке и Европе.
«Украина может… быстро стать более привлекательной, чем любая страна мира», – говорил тогда Дрейпер «Зеркалу недели». Что пошло не так? С разрешения автора Forbes публикует отрывок из книги Дрейпера How to Be the Startup Hero.
Украинская история
«Я привез в Киев дочь Джесси. Мне нравится, когда дети ездят со мной в командировки: так они могут больше узнать о моей работе, повидать места, в которых я бываю. Я узнал о потенциальной инвестиции в украинскую аутсорсинговую компанию USC и захотел посмотреть все на месте. Продвигал компанию разговорчивый парень по имени Роман Кызык, который знал президента Украины Ющенко и организовал нам встречу. Роман рассказал мне об Оранжевой революции. Ее участники поддерживали накал протестов в столице и использовали мессенджеры для организации поставок продуктов и цветов людям, вышедшим на улицы. Продукты были для протестующих, а цветы – для симпатичных девушек, которые раздавали их правительственным войскам, чтобы те не стреляли в демонстрантов…
Мы прошли запутанными коридорами через многочисленную охрану и попали в кабинет президента с великолепным гобеленом на стене. Ющенко объяснил, что это исторический гобелен, который показывает, что Украина была первой демократией. И добавил, что планирует вернуть Украину к истокам и снова сделать ее демократическим государством. Затем предложил мне инвестировать в Украину. Я ответил: «Зачем это мне надо? Я слышал, что для одной только регистрации компании здесь нужны полгода и 23 чиновника».
Превозмогая слабость, Ющенко очень убедительно произнес: «Потребуются один чиновник и одна неделя!» Этот человек боролся за свободу своей страны и хотел действовать смело. Мы ушли с надеждой на то, что он сделает Украину и ее рынки свободными.
В восторге от встречи с президентом, мы отправились в аутсорсинговую компанию. Тогда я не знал, что 40 инженерам велели создать видимость работы, чтобы я клюнул и вложил деньги. И у них получилось. Наперекор дочери, которая называла Романа «стремным», я инвестировал в компанию. Роман устроил огромную пресс-конференцию, на которой яблоку негде было упасть. Я никогда не видел столько телерепортеров. Мы уехали из Украины, воодушевленные предпринимательским энтузиазмом, который вызвал наш приезд.
Как потом оказалось, предприниматель провалил дело и не смог отчитаться, куда потратил деньги. Интересно, что за 30 лет, которые я занимаюсь инвестированием, это всего третий случай, когда, как я считаю, меня надули. Большинством предпринимателей движет их миссия, а деньги – лишь инструмент, который помогает воплотить их видение. Я понял, что Украине предстоит долгий путь к формированию честного предпринимательского сообщества. Но увидел и то, что Украина пытается измениться… И хотя Ющенко проиграл следующие выборы, а страна вернулась в коррупционное прошлое, перед народом открылся потенциал демократии и капитализма. Вполне вероятно, что в Украине со временем возобладают конкуренция и ответственность и у страны появится шанс на процветание. Коррумпированная власть сеет вокруг себя продажность и бедность. Честная и открытая власть культивирует в людях честность и открытость, а это путь к свободе и благосостоянию.
***
В одном из черновиков, опубликованных онлайн, в последнем абзаце Дрейпер упоминал Сергея Лобойко, который сейчас возглавляет Центр развития инноваций и занимается проектом «Киев Smart City». В 2005 году Лобойко был директором компании «Техинвест», в орбиту которой входила USC, упоминаемая в книге Дрейпера. В финальной версии книги это имя исчезло. «Мне посоветовали так поступить. Я постарался сконцентрироваться на позитивных историях и людях», – говорит Дрейпер.
«Мне не интересна эта тема», – ответил Лобойко на просьбу Forbes рассказать свою версию событий. Кызык умер в 2015 году, сообщается на сайте бизнес-ассоциации US – Ukraine Business Council.
Основатель «Техинвеста» Андрей Колодюк говорит, что не может комментировать коммерческие отношения с Дрейпером из-за договора о неразглашении. «С Лобойко я прекратил общение за год до визита Дрейпера в Украину», – говорит он.
Что делать – совет Тима Дрейпера
Если чиновники хотят поднять экономику, они должны вызывать доверие у людей и доверять людям. Там, где есть доверие, выигрывают все. Хороший пример – Сингапур. Ли Куан Ю превратил его из одной из беднейших стран в одну из богатейших благодаря честности. Украинцы стали бы намного богаче, если бы жили в обществе, построенном на доверии. Когда никто не верит друг другу, страна приучается к игре с нулевой суммой и прогресс останавливается. Пока украинские лидеры не начнут продвигать доверие, это будет страна хакеров, воров и преступников. Пройдет много лет, прежде чем я снова научусь доверять украинским предпринимателям после моего опыта с Сергеем Лобойко и компанией USC.
Вы нашли ошибку или неточность?
Оставьте отзыв для редакции. Мы учтем ваши замечания как можно скорее.