Даже не верится. Президент Украины Петр Порошенко держит ключ от Европейского союза 11 июня 2017. Это первый день безвиза с Европейским союзом. /Getty Images
Категория
30 лет украинского бизнеса
Дата

2017 год. Безвиз | История украинского бизнеса

1 хв читання

Даже не верится. Президент Украины Петр Порошенко держит ключ от Европейского союза 11 июня 2017. Это первый день безвиза с Европейским союзом. Фото Getty Images

30 лет украинского бизнеса. Какими мы были, как стали теми, кто мы есть, — Forbes рассказывает о том, как из руин советского строя прорастали инициатива, изобретательность, деловая хватка украинских предпринимателей. Один год — одна история, один урок. 2017 год

Amazon інвестує мільярди доларів у ШІ, роботів та машинне навчання. Якими принципами й правилами керується компанія?

Дізнайтеся вже 22 листопада на Forbes Tech 2024. Купуйте квиток за посиланням!

У Елены Бойко до сих пор мурашки по коже, когда она вспоминает 11 июня 2017 года – первый день безвизового режима с Европейским союзом. Основательница туркомпании Travel Professional Group Бойко считает безвиз главным достижением независимой Украины. Она до конца не верила, что настанет день, когда больше не придется тратить время и нервы, обивая пороги посольств.

А вот Алексея Субботина безвиз едва не лишил куска хлеба. До июня 2017‑го его фирма Soleks помогала оформлять документы на визу, в 60% случаев – в страны Евросоюза. «Профессия визовых менеджеров практически умерла»,– говорит он. Теперь Субботин помогает оформлять специфические визы – для студентов, рабочих и невест, а также продает туры.

В первый год, с 11 июня 2017‑го по 10 июня 2018‑го, пограничная служба зафиксировала 560 000 безвизовых поездок в Европу. На второй год это число подскочило в четыре раза – до 2,35 млн.

Туроператоры, которые сумели «поймать волну», неплохо заработали. В 2018‑м благодаря европейскому направлению «Гамалия Тур» увеличила количество клиентов минимум на 20%, говорит основатель компании Игорь Голубаха. У Join UP! турпоток в том году вырос в три раза.

Открытие границ с Европой изменило транспортный портрет Украины, говорит Владимир Омелян, министр инфраструктуры в 2016–2019 годах. «Нам стало гораздо легче приглашать лоукосты в Украину», – вспоминает он. Глава крупнейшего в Европе авиалоукостера Ryanair Майкл О’Лири рассказывал Омеляну, что очень удивился, когда долетел из Берлина в Киев за пару часов. О’Лири, конечно, знал, где находится Украина, но подсознательно предполагал, что полет займет часов пять.

Ryanair запустил регулярные рейсы в Украину с октября 2018 года. Отечественные авиакомпании боялись, что иностранные лоукостеры заберут пассажиров, но спрос вырос и клиентов хватило на всех. По данным Госавиаслужбы, с 2015 по 2019 год пассажиропоток в украинских аэропортах вырос с 10,7 до 24,3 млн человек.

Кроме Ryanair в Украину пришел немецкий автобусный лоукост‑перевозчик FlixBus (оперирует в 32 странах), а «Укрзализныця» запустила поезда в Пшемысль и Ригу.

Безвиз упростил бизнесу поиск партнеров и экспорт в ЕС, говорит директор Центра экономической стратегии Глеб Вышлинский. «Я стал брать на международные выставки больше участников, и мне стало легче работать»,– подтверждает владелец икорной компании Bester Антон Яременко.

Материалы по теме

Вы нашли ошибку или неточность?

Оставьте отзыв для редакции. Мы учтем ваши замечания как можно скорее.

Предыдущий слайд
Следующий слайд