30 лет украинского бизнеса. Какими мы были, как стали теми, кто мы есть, — Forbes рассказывает о том, как из руин советского строя прорастали инициатива, изобретательность, деловая хватка украинских предпринимателей. Один год — одна история, один урок. 2017 год
Amazon інвестує мільярди доларів у ШІ, роботів та машинне навчання. Якими принципами й правилами керується компанія?
Дізнайтеся вже 22 листопада на Forbes Tech 2024. Купуйте квиток за посиланням!
У Елены Бойко до сих пор мурашки по коже, когда она вспоминает 11 июня 2017 года – первый день безвизового режима с Европейским союзом. Основательница туркомпании Travel Professional Group Бойко считает безвиз главным достижением независимой Украины. Она до конца не верила, что настанет день, когда больше не придется тратить время и нервы, обивая пороги посольств.
А вот Алексея Субботина безвиз едва не лишил куска хлеба. До июня 2017‑го его фирма Soleks помогала оформлять документы на визу, в 60% случаев – в страны Евросоюза. «Профессия визовых менеджеров практически умерла»,– говорит он. Теперь Субботин помогает оформлять специфические визы – для студентов, рабочих и невест, а также продает туры.
В первый год, с 11 июня 2017‑го по 10 июня 2018‑го, пограничная служба зафиксировала 560 000 безвизовых поездок в Европу. На второй год это число подскочило в четыре раза – до 2,35 млн.
Туроператоры, которые сумели «поймать волну», неплохо заработали. В 2018‑м благодаря европейскому направлению «Гамалия Тур» увеличила количество клиентов минимум на 20%, говорит основатель компании Игорь Голубаха. У Join UP! турпоток в том году вырос в три раза.
Открытие границ с Европой изменило транспортный портрет Украины, говорит Владимир Омелян, министр инфраструктуры в 2016–2019 годах. «Нам стало гораздо легче приглашать лоукосты в Украину», – вспоминает он. Глава крупнейшего в Европе авиалоукостера Ryanair Майкл О’Лири рассказывал Омеляну, что очень удивился, когда долетел из Берлина в Киев за пару часов. О’Лири, конечно, знал, где находится Украина, но подсознательно предполагал, что полет займет часов пять.
Ryanair запустил регулярные рейсы в Украину с октября 2018 года. Отечественные авиакомпании боялись, что иностранные лоукостеры заберут пассажиров, но спрос вырос и клиентов хватило на всех. По данным Госавиаслужбы, с 2015 по 2019 год пассажиропоток в украинских аэропортах вырос с 10,7 до 24,3 млн человек.
Кроме Ryanair в Украину пришел немецкий автобусный лоукост‑перевозчик FlixBus (оперирует в 32 странах), а «Укрзализныця» запустила поезда в Пшемысль и Ригу.
Безвиз упростил бизнесу поиск партнеров и экспорт в ЕС, говорит директор Центра экономической стратегии Глеб Вышлинский. «Я стал брать на международные выставки больше участников, и мне стало легче работать»,– подтверждает владелец икорной компании Bester Антон Яременко.
Вы нашли ошибку или неточность?
Оставьте отзыв для редакции. Мы учтем ваши замечания как можно скорее.