Агентство по предотвращению коррупции обвиняет дюжину транснациональных корпораций в спонсировании войны. Forbes разобрался, какие для этого основания и будет ли это иметь какие-либо последствия
2 февраля украинский FMCG-рынок всколыхнула новость: Национальное агентство по предотвращению коррупции (НАПК) внесло крупнейшего в мире (выручка за 2022 год – $80 млрд) производителя бытовой химии и товаров личной гигиены Procter&Gamble (P&G) в список международных спонсоров войны.
P&G производит известные бренды Gillette, Lenor, Always и другие.
Основанием для этого, отмечают в агентстве, стало то, что, несмотря на заявления об уменьшении присутствия в РФ, транснациональная компания даже увеличила объемы деятельности в денежном выражении. В НАПК приводят пример, что P&G подняла цены на 40% на товары, чтобы компенсировать потерю доходов из-за сокращения количества брендов. Еще в марте 2022 года P&G сообщила, что останавливает инвестиции и рекламную деятельность в России, а в продаже останутся только товары базовой гигиены. «Но по результату года мы видим, что у них выросли доходы, соответственно, и выросли налоги, которые они платят в российский бюджет», – объясняет Forbes глава направления минимизации коррупционных рисков в санкционной политике НАПК Агия Загребельская.
Procter в Украине и РФ
В России у P&G есть два завода – в Санкт-Петербурге и Новомосковске Тульской области. Компании, в частности, принадлежат бренды: Pampers, Ariel, Tide, Lenor, Always, Tampax, Braun, Gillette, Head & Shoulders, Pantene, Fairy, Mr. Proper, Oral-B, Blend-a-Med, Old Spice, Safeguard. В Украине у транснационального гиганта есть завод в Борисполе под Киевом и в Покрове на Днепропетровщине. Последний временно остановил свое производство из-за обстрелов РФ, говорит поставщик продукции P&G, не желающий быть упомянутым в этом материале. По данным системы YouControl, в 2021 году выручка P&G в Украине составляла 8,2 млрд грн.
Кроме Procter&Gamble, в списке международных спонсоров войны еще 12 компаний, в том числе французский производитель овощных консервов Bonduelle и сеть гипермаркетов Leroy Merlin.
Forbes разобрался, чем грозит громкое решение НАПК P&G и другим. В Procter&Gamble на момент публикации материала не предоставили комментарий. Директор отдела продаж P&G Николай Каряка сообщил Forbes, что соответствующий отдел занимается запросом.
Что такое список спонсоров войны
Bonduelle – еще одна из компаний, которая продолжает вести свой бизнес в РФ и, как и P&G, внесена в список международных спонсоров войны. Однако у нее причина попадания в список совсем другая. Ее продукцию нашли в корзинах русских военных (Компания опровергает свою причастность к этому ). «Каждое решение принимается индивидуально, этот список не похож на реестр, где просто включаются все действующие в России компании», – объясняет Загребельская.
В первую очередь, в список международных спонсоров войны вносят компании, которые находятся или юридически зарегистрированы в странах санкционной коалиции, говорит Загребельская. И добавляет, что в него также входят компании, которых нет в санкционных списках, но они продолжают ведение бизнеса в РФ и спонсируют войну, увеличивая свои доходы, объясняет она.
Этот список был создан в июне 2022-го по инициативе НАПК и Министерства иностранных дел, рассказывает Загребельская. По ее словам, участие НАПК в санкционной политике предусмотрено, в частности, международной группой Ермака – Макфола и указами президента. Все входящие в него компании публикуются на официальном сайте НАПК «Война&Санкции».
Какое влияние имеет внесение в список
Внесение компаний в список не создают для бизнеса юридические последствия, как, например, введение санкций, говорит Загребельская. «Это институт репутации», – объясняет она. Однако после того, как компания оказывается в списке международных спонсоров войны, она может попасть в крупнейшую в мире базу для проверки контрагентов World-Check. Банки или страховые компании используют ее для оценки рисков. В частности, присутствие в этой базе может ограничить деятельность компании, например, с банками, страховыми компаниями, говорит руководитель практики безопасности бизнеса юркомпании Juscutum Дмитрий Дичаковский. «Также есть риски ограниченного доступа к корпоративным и личным финансам собственников или самой компании», – добавляет он.
Однако вряд ли внесение в список международных спонсоров войны повлияет на P&G. «Она большая, и мелкие компании не могут отказаться с ней сотрудничать, – говорит адвокат юридической компании Arzinger Екатерина Гупало. – Это сработает не на уровне законодательных ограничений, а на уровне каждого человека. Это не санкции, это больше репутационный инструмент».
Вы нашли ошибку или неточность?
Оставьте отзыв для редакции. Мы учтем ваши замечания как можно скорее.