У мережах досі продаються товари компаній, власники/засновники яких росіяни. /коллаж Александра Карасева
Категория
Компании
Дата

Российское прошлое. Vivienne Sabo, Splat, Redmond и другие связанные с РФ бренды по-прежнему продаются в украинских магазинах. Как так вышло?

коллаж Александра Карасева

В Украине запрещены предоставление услуг и расчеты с компаниями, которые принадлежат россиянам или имеют отношение к РФ. Однако товары с российскими корнями до сих пор продаются в магазинах. Почему не стоит винить во всем украинский ритейл

Главные материалы Forbes Ukraine. Раз в неделю на вашей почте.

В Украине еще в начале марта 2022 года Кабмин запретил предоставление услуг и расчеты с компаниями, которые принадлежат контрагентам из РФ и Беларуси или связаны с ними. Но товары с российским шлейфом можно найти почти во всех украинских сетях. Среди таких марок – Splat, Vivienne Sabo, Раптор, Salton и Redmond.

До войны в сегменте косметики и гигиены российская продукция занимала почти 3% рынка. Общий объем сегмента – $1,5 млрд, подсчитали в консалтинговой компании Pro-Consulting. В частности, это бюджетная косметика Faberlic, шампуни, кондиционеры и краски для волос Estel и прочее. В бытовой технике доля товаров из РФ, по оценке совладельца сети «Фокстрот» Валерия Маковецкого, составила 20–30% рынка. В 2021 году объем сегмента достиг $1 млрд, говорят в Pro-Consulting.

Остатки российской техники

«Чтоб она сгорела», – тихо говорит консультант одного из киевских магазинов сети «Фокстрот» репортерке Forbes. Такой реплики удостоилась находившаяся в зале российская мультиварка Redmond.

Почему «Фокстрот» не прекратил продажу такого товара? По словам совладельца сети Валерия Маковецкого, в торговых залах находятся остатки. Он говорит, что в последний раз эту технику компания закупала два-три года назад. «Остатков немного, они с царапинами, – объясняет он. – Их тяжело продать».

Такая же история и у Comfy. Технику Redmond, как и другие торговые марки из России, ритейлер полностью прекратил закупать после 24 февраля, рассказывает директор департамента PR Антон Одарюк. Компания отказалась даже от моделей международных марок, произведенных в РФ. По словам Одарюка, до сих пор продаваемые товары – это остатки из заказов, которые не были выкуплены, либо уценка.

С декоративной косметикой происходят подобные вещи. Туши для ресниц и карандаши для век Vivienne Sabo до войны продавались почти во всех косметических магазинах страны. Как и средства по уходу за кожей Natura Siberica. Обе марки основаны в РФ.

Сейчас распродаются остатки, купленные до 24 февраля, говорят Forbes в дрогери-сетях Watsons и EVA. В пресс-службе EVA отметили, что компания приобрела этой продукции на миллионы гривен.

Товары Vivienne Sabo в магазинах /Forbes Украина

Товары Vivienne Sabo в магазинах Фото Forbes Украина

Российская история Vivienne Sabo, Splat, «Раптор» и Salton

Есть еще одна причина, почему связанные с РФ товары остаются на полках магазинов. Компании-поставщики предоставляют ритейлерам документы, в которых отмечено, что марки принадлежат европейским или украинским юрлицам.

Та же Vivienne Sabo с 2011 года стала частью французской Vivienne Cosmetiques S.A.S. Такой информацией с Forbes поделился гендиректор сети EVA Алексей Шищук, который ссылается на письмо официального поставщика. На основании этого косметика продолжает продаваться и в интернет-магазине MakeUp. Ритейлер после 24 февраля проверил свой ассортимент и избавился от российских товаров, говорит руководитель по маркетингу MakeUp Любовь Калюжная. Vivienne Sabo прошла проверку. Калюжная говорит, что ее интернет-магазин получил подтверждение, что эта марка не принадлежит компании в РФ и не производится в этой стране.

В 2021 году российский Forbes в статье о Vivienne Sabo не упоминает о продаже этой компании французским владельцам. Основательницей марки там названа бизнесвумен из Челябинска Наталья Ракоч. В письме к EVA Vivienne Cosmetiques S.A.S. не открещивается от Ракоч, но сообщает, что в настоящее время она не имеет никакого отношения к владению торговой маркой Vivienne Sabo, ее продвижению и производству.

Международный сайт viviennesabo.com не открывается в Украине. Возможная причина – с начала полномасштабной войны в стране заблокированы российские сайты или сайты, размещенные на серверах в РФ. Пользователям других стран удается зайти на сайт. В частности, на нем указывается, что только в Москве косметика бренда продается в 258 офлайн-магазинах и в 10 популярнейших российских интернет-магазинах.

По адресу регистрации Vivienne Cosmetiques S.A.S. в Париже, судя по рисунку на Google maps, находится здание, похожее на жилое, с ресторанами и магазинами. Вопросы, переданные через поставщика, остались без ответа на момент публикации материала, как и запрос на единственную указанную на сайте электронную почту.

Splat /Forbes Украина

В 2000-х годах марку зубной пасты Splat основал российский предприниматель Евгений Демин. Фото Forbes Украина

Splat /Forbes Украина

В 2000-х годах марку зубной пасты Splat основал российский предприниматель Евгений Демин. Фото Forbes Украина

"Раптор" и Salton /Forbes Украина

Еще одна марка с русскими корнями есть в Сильпо и Novus — средства от комаров Раптор и косметика для обуви Salton. Фото Forbes Украина

Предыдущий слайд
Следующий слайд

Подобная история у зубной пасты Splat, которую для украинского рынка производят в Болгарии.

В 2000-х годах эту марку основал российский предприниматель Евгений Демин. Эксцентричный бизнесмен, ежемесячно пишущий покупателям письма, которые вкладывают в упаковку. В 2019 году в интервью российскому изданию Rb.ru он говорил, что его компания всегда в любой стране за пределами России открыто рассказывает о том, кто стоит за маркой.

Однако разобраться, кто стоит за продающейся во многих супермаркетах в Украине Splat непросто. Официальный поставщик этой пасты «СЛ Дистрибьюшн» по запросу Forbes сообщил, что с 2007-го марка принадлежит швейцарской IWI AG. Согласно данным швейцарской системы мониторинга Business Monitor, эта компания была основана позже – в 2011 году. Она также получает прибыль от коммерческого использования интеллектуальной собственности. Однако среди ее подразделений не указано ни одного, которое бы работало в области производства косметически-гигиенических средств. Филиалы IWI AG предоставляют финансовые и транспортные услуги, производят электроэнергию, занимаются оптовой торговлей автомобильными деталями. Кроме того, отмечено, что компания «небольшая».

Еще некоторые марки с российским следом есть в «Сильпо» и Novus. Это средства от насекомых «Раптор» и косметика для обуви Salton. Эти бренды в конце 1990-х основали владельцы российской компании Upeco Владимир Чекурда и Алексей Белевцев, писал российский «Коммерсантъ». До полномасштабного вторжения эти торговые марки присутствовали более чем в 10 странах.

В Украине эти товары производит компания «Сабриз», которую, по данным YouControl, в ноябре 2010-го основал Виталий Коваленко. «Сабриз» не связана с Upeco и с гражданами РФ», – написал он Forbes. По его словам, в 2021-м «Сабриз» приобрела права собственности на марки в Украине.

Но в «Сильпо» и Novus репортер Forbes увидела «Раптор», произведенный летом 2022-го, на котором написано, что торговая марка принадлежит Upeco. Хотя сам продукт был сделан в Италии.

Forbes Украина

Forbes Украина

Еще с 2014-го торговые сети активно меняют товары с российскими корнями на собственные торговые марки или расширяют ассортимент украинской продукции в своих магазинах, говорят ритейлеры.

Auchan, Novus и EVA заменяют российские товары товарами собственных марок или товарами, выпущенными в Украине. А в сети METRO Cash&Carry – аналогами европейского производства. «Безусловно, это шанс [для украинских производителей. – Forbes], – говорит соучредитель шведско-украинского проекта Develop Your Business Игорь Гут. – Но боюсь, что их может заменить импорт из других стран».

Материалы по теме

Вы нашли ошибку или неточность?

Оставьте отзыв для редакции. Мы учтем ваши замечания как можно скорее.

Исправить
Предыдущий слайд
Следующий слайд
Новый выпуск Forbes Ukraine

Заказывайте с бесплатной курьерской доставкой по Украине