В Украине запрещены предоставление услуг и расчеты с компаниями, которые принадлежат россиянам или имеют отношение к РФ. Однако товары с российскими корнями до сих пор продаются в магазинах. Почему не стоит винить во всем украинский ритейл
Amazon інвестує мільярди доларів у ШІ, роботів та машинне навчання. Якими принципами й правилами керується компанія?
Дізнайтеся вже 22 листопада на Forbes Tech 2024. Купуйте квиток за посиланням!
В Украине еще в начале марта 2022 года Кабмин запретил предоставление услуг и расчеты с компаниями, которые принадлежат контрагентам из РФ и Беларуси или связаны с ними. Но товары с российским шлейфом можно найти почти во всех украинских сетях. Среди таких марок – Splat, Vivienne Sabo, Раптор, Salton и Redmond.
До войны в сегменте косметики и гигиены российская продукция занимала почти 3% рынка. Общий объем сегмента – $1,5 млрд, подсчитали в консалтинговой компании Pro-Consulting. В частности, это бюджетная косметика Faberlic, шампуни, кондиционеры и краски для волос Estel и прочее. В бытовой технике доля товаров из РФ, по оценке совладельца сети «Фокстрот» Валерия Маковецкого, составила 20–30% рынка. В 2021 году объем сегмента достиг $1 млрд, говорят в Pro-Consulting.
Остатки российской техники
«Чтоб она сгорела», – тихо говорит консультант одного из киевских магазинов сети «Фокстрот» репортерке Forbes. Такой реплики удостоилась находившаяся в зале российская мультиварка Redmond.
Почему «Фокстрот» не прекратил продажу такого товара? По словам совладельца сети Валерия Маковецкого, в торговых залах находятся остатки. Он говорит, что в последний раз эту технику компания закупала два-три года назад. «Остатков немного, они с царапинами, – объясняет он. – Их тяжело продать».
Такая же история и у Comfy. Технику Redmond, как и другие торговые марки из России, ритейлер полностью прекратил закупать после 24 февраля, рассказывает директор департамента PR Антон Одарюк. Компания отказалась даже от моделей международных марок, произведенных в РФ. По словам Одарюка, до сих пор продаваемые товары – это остатки из заказов, которые не были выкуплены, либо уценка.
С декоративной косметикой происходят подобные вещи. Туши для ресниц и карандаши для век Vivienne Sabo до войны продавались почти во всех косметических магазинах страны. Как и средства по уходу за кожей Natura Siberica. Обе марки основаны в РФ.
Сейчас распродаются остатки, купленные до 24 февраля, говорят Forbes в дрогери-сетях Watsons и EVA. В пресс-службе EVA отметили, что компания приобрела этой продукции на миллионы гривен.
Российская история Vivienne Sabo, Splat, «Раптор» и Salton
Есть еще одна причина, почему связанные с РФ товары остаются на полках магазинов. Компании-поставщики предоставляют ритейлерам документы, в которых отмечено, что марки принадлежат европейским или украинским юрлицам.
Та же Vivienne Sabo с 2011 года стала частью французской Vivienne Cosmetiques S.A.S. Такой информацией с Forbes поделился гендиректор сети EVA Алексей Шищук, который ссылается на письмо официального поставщика. На основании этого косметика продолжает продаваться и в интернет-магазине MakeUp. Ритейлер после 24 февраля проверил свой ассортимент и избавился от российских товаров, говорит руководитель по маркетингу MakeUp Любовь Калюжная. Vivienne Sabo прошла проверку. Калюжная говорит, что ее интернет-магазин получил подтверждение, что эта марка не принадлежит компании в РФ и не производится в этой стране.
В 2021 году российский Forbes в статье о Vivienne Sabo не упоминает о продаже этой компании французским владельцам. Основательницей марки там названа бизнесвумен из Челябинска Наталья Ракоч. В письме к EVA Vivienne Cosmetiques S.A.S. не открещивается от Ракоч, но сообщает, что в настоящее время она не имеет никакого отношения к владению торговой маркой Vivienne Sabo, ее продвижению и производству.
Международный сайт viviennesabo.com не открывается в Украине. Возможная причина – с начала полномасштабной войны в стране заблокированы российские сайты или сайты, размещенные на серверах в РФ. Пользователям других стран удается зайти на сайт. В частности, на нем указывается, что только в Москве косметика бренда продается в 258 офлайн-магазинах и в 10 популярнейших российских интернет-магазинах.
По адресу регистрации Vivienne Cosmetiques S.A.S. в Париже, судя по рисунку на Google maps, находится здание, похожее на жилое, с ресторанами и магазинами. Вопросы, переданные через поставщика, остались без ответа на момент публикации материала, как и запрос на единственную указанную на сайте электронную почту.
Подобная история у зубной пасты Splat, которую для украинского рынка производят в Болгарии.
В 2000-х годах эту марку основал российский предприниматель Евгений Демин. Эксцентричный бизнесмен, ежемесячно пишущий покупателям письма, которые вкладывают в упаковку. В 2019 году в интервью российскому изданию Rb.ru он говорил, что его компания всегда в любой стране за пределами России открыто рассказывает о том, кто стоит за маркой.
Однако разобраться, кто стоит за продающейся во многих супермаркетах в Украине Splat непросто. Официальный поставщик этой пасты «СЛ Дистрибьюшн» по запросу Forbes сообщил, что с 2007-го марка принадлежит швейцарской IWI AG. Согласно данным швейцарской системы мониторинга Business Monitor, эта компания была основана позже – в 2011 году. Она также получает прибыль от коммерческого использования интеллектуальной собственности. Однако среди ее подразделений не указано ни одного, которое бы работало в области производства косметически-гигиенических средств. Филиалы IWI AG предоставляют финансовые и транспортные услуги, производят электроэнергию, занимаются оптовой торговлей автомобильными деталями. Кроме того, отмечено, что компания «небольшая».
Еще некоторые марки с российским следом есть в «Сильпо» и Novus. Это средства от насекомых «Раптор» и косметика для обуви Salton. Эти бренды в конце 1990-х основали владельцы российской компании Upeco Владимир Чекурда и Алексей Белевцев, писал российский «Коммерсантъ». До полномасштабного вторжения эти торговые марки присутствовали более чем в 10 странах.
В Украине эти товары производит компания «Сабриз», которую, по данным YouControl, в ноябре 2010-го основал Виталий Коваленко. «Сабриз» не связана с Upeco и с гражданами РФ», – написал он Forbes. По его словам, в 2021-м «Сабриз» приобрела права собственности на марки в Украине.
Но в «Сильпо» и Novus репортер Forbes увидела «Раптор», произведенный летом 2022-го, на котором написано, что торговая марка принадлежит Upeco. Хотя сам продукт был сделан в Италии.
Еще с 2014-го торговые сети активно меняют товары с российскими корнями на собственные торговые марки или расширяют ассортимент украинской продукции в своих магазинах, говорят ритейлеры.
Auchan, Novus и EVA заменяют российские товары товарами собственных марок или товарами, выпущенными в Украине. А в сети METRO Cash&Carry – аналогами европейского производства. «Безусловно, это шанс [для украинских производителей. – Forbes], – говорит соучредитель шведско-украинского проекта Develop Your Business Игорь Гут. – Но боюсь, что их может заменить импорт из других стран».
Вы нашли ошибку или неточность?
Оставьте отзыв для редакции. Мы учтем ваши замечания как можно скорее.