Украинцы во время пандемии стали покупать меньше одежды, больше велосипедов, самокатов и детских игрушек. А еще исследования показали, что те бизнесы, которые сфокусировались на онлайне и перешли на большие платформы, сохранили клиентов и увеличили прибыль
Новий номер Forbes Ukraine: 202 найбільші приватні компанії та 303 ефективних СЕО. Замовляйте та отримуйте два журнали за ціною одного!
Цифровизация бизнес-процессов, использование онлайн-платежей и переход с маленьких сайтов на большие маркетплейсы позволят развиваться бизнесу в постковидные времена. Эти прогнозы актуальны и для украинских предпринимателей.
Например, в ритейле именно онлайн-торговля останется наиболее предсказуемым направлением для малого и среднего бизнеса. Во время январского локдауна 2021 на платформе OLX был проведен опрос более 3000 владельцев малого и среднего бизнеса. По его результатам, 57% владельцев онлайн-бизнеса готовятся значительно увеличивать продажи и менее 8% думают о сворачивании продаж или закрытии своего дела.
Ведь закрытие или ограничение работы офлайновых точек только ускоряют переход клиентов в онлайн. OLX ежемесячно посещает 24 млн пользователей. Мы отследили основные тенденции, которые повлияли на маркетинговые парадигмы с началом пандемии.
Кардинальное изменение потребительских привычек украинцев
Кризис стал движущей силой ответственного шопинга и осознанного потребления среди украинцев. Например, покупатели сейчас уже так активно не меняют гардероб между сезонами, как они делали это раньше. Согласно глобальному отчету OLX Group, благодаря этому в 2020 году были сохранены почти 2 млн т сырья для одежды и обуви, а 24 000 т потенциальных выбросов углерода не попали в атмосферу.
Прошлой весной и уже этой – как раз накануне строгих ограничений «красной» зоны адаптивного карантина – украинцы стали массово интересоваться персональным экологическим транспортом: велосипедами, гироскутерамы и самокатами. Кстати, именно велосипеды в прошлом месяце искали более 1,3 млн раз, и этот транспорт остается самым популярным среди пользователей.
В общем со стартом локдауна аналитическая служба OLX каждый раз фиксировала прирост популярности онлайн-покупок и уменьшение спроса с переходом к адаптивному карантину. Самый большой такой переток покупателей в интернет состоялся в периоды жестких локдаунов: весной 2020-го и в январе 2021-го, а в течение прошлого года количество заказов с услугой OLX Доставка выросло на 87,7% – с 1,4 млн до 2,7 млн соглашений.
В прошлом году мужскую одежду на платформе стали покупать на 123% больше, мужскую обувь – на 94%, комплектующие к электронике и сами смартфоны тоже стали покупать онлайн + 74% и + 64% соответственно. Интересно, что в топ-пятерку товаров 2020 года попали детские игрушки. Значительный всплеск интереса к этой категории был зафиксирован в марте и апреле, когда практически все детские сады и школы были закрыты на карантин.
В результате перехода на удаленку работники стали обустраивать рабочие места дома, и спрос на рабочие столы и кресла увеличился втрое. Вместе с тем украинцы стали все больше интересоваться техникой для дома – заказов на такие девайсы стало на 93% больше, чем в прошлом году.
Вслед за новой привычкой покупать в онлайне стремительно выросла и популярность сервисов доставки. В пик нынешних ограничений в марте и апреле только с одним почтовым оператором мы зафиксировали 500 000 успешных поставок.
В то же время средний чек в самых популярных категориях товаров остался неизменным – 1240 грн. Это означает, что украинцы не стали тратить больше, только выбрали удобное место для шопинга.
Ключ к развитию
Исследование OLX показало, что те бизнесы, которые сфокусировались на работе в онлайне (особенно на мобильном доступе к товарам и услугам) и перешли на большие платформы, сохранили клиентов и увеличили прибыль. Например, на OLX 73% предпринимателей получают заказ онлайн и продают товары и услуги с помощью смартфонов и ноутбуков.
Общая цифровизация бизнеса изменила также приоритеты и проблемы предпринимателей. Согласно нашему опросу, 3000 онлайн-предпринимателей главными трудностями теперь называют не финансовый контроль, налогообложение или HR-процессы. Сейчас владельцев бизнеса гораздо больше беспокоит высокая конкуренция (49% опрошенных), нестабильность доходов (40%), а также поиск и удержание клиентов (25%).
Кстати, о клиентах. В Украине 78% взрослого населения, примерно 29,5 млн человек, пользуются интернетом. Это почти на 20% больше, чем в среднем в мире. Количество новых пользователей продолжает расти быстрыми темпами – только за прошлый год +2 млн украинцев.
Эта сверхбольшая аудитория способна сделать успешным любой бизнес, который сможет предложить удобный, оперативный и безопасный доступ к товару или услуге. Ведь покупки через интернет осуществляют почти 11 млн украинцев, а количество покупок онлайн выросло на 9% за прошлый год. Две трети заказов было сделано через смартфоны.
По прогнозам, в 2021-м мировой рынок е-commerce увеличится еще на 8%. А в Украине этот показатель может быть еще более значительным благодаря большей предсказуемости и стабильности в отличие от торговли в физических точках продаж. Поэтому ключевым фактором для развития бизнеса становятся технологии, позволяющие предоставить товар или услугу вовремя и качественно.
Вы нашли ошибку или неточность?
Оставьте отзыв для редакции. Мы учтем ваши замечания как можно скорее.