Выдаете своим торговым представителям талоны на горючее? Будьте готовы к неприятностям с налоговой. Иностранное предприятие, продающее строительные материалы в Украине, получило штраф от налоговой на 0,5 млн грн за якобы оптовую продажу бензина своим сотрудникам. Инспектор Совета бизнес-омбудсмена Максим Дятель рассказал об этом кейсе специально для Forbes
Amazon інвестує мільярди доларів у ШІ, роботів та машинне навчання. Якими принципами й правилами керується компанія?
Дізнайтеся вже 22 листопада на Forbes Tech 2024. Купуйте квиток за посиланням!
В июне 2023 года Совет бизнес-омбудсмена получил жалобу от известного производителя строительных материалов из ЕС, которому налоговая начислила штрафы за якобы оптовую реализацию горючего без получения лицензии и регистрации плательщиком акцизного налога. При этом предприятие занимается продажей металлопластиковых окон и строительных материалов и никогда не осуществляло деятельность по продаже горючего.
Совет установил, что предприятие имеет заключенный с крупной сетью АЗС договор. По этому договору предприятие покупало горючее по топливным талонам для заправки собственных авто, на которых работают его торговые представители. После введения «ковидного» карантина предприятие выдало им топливные талоны, чтобы работники могли на средства предприятия заправлять собственные автомобили на указанной сети АЗС. Эту помощь предприятие оформило как премирование работников в натуральной форме.
Эти действия предприятия региональная налоговая интерпретировала как продажу горючего своим работникам. И насчитала штраф в 577 927 грн. При этом налоговая не смогла обосновать, что компания занималась именно розничной торговлей горючим, потому решила, что предприятие продавало своим работникам горючее оптом, ведь определение оптовой торговли в законодательстве шире. Факт того, что в течение месяца работники заправляли собственные автомобили в малых размерах, остался без внимания налоговой.
Разобравшись с обстоятельствами дела, Совет бизнес-омбудсмена поддержал предприятие. Мы направили письмо в Государственную налоговую службу Украины, в котором изложили свои аргументы об ошибочности выводов региональной налоговой, которые являются основанием для отмены начисленных штрафов. В частности, совет обратил внимание Государственной налоговой службы Украины на следующие факты:
1. Все автомобили работников получали горючее на сети АЗС, с которой предприятие имело заключенный договор и получило от нее топливные талоны. Это подтверждалось чеками АЗС по реализации горючего. Ни разу предприятие напрямую не заправляло автомобили своих работников. Оно технически не могло это сделать, ведь не было ни необходимого оборудования, ни мест хранения горючего.
2. Предприятие никогда не получало от своих работников средства за якобы реализуемое топливо. Напротив, оно платило АЗС средства за заправку авто своих работников.
3. Речь шла именно о премировании работников в натуральной форме, а не о продаже им горючего. Премирование работников в натуральной форме не запрещено действующим законодательством.
4. Аргументация налоговой в акте проверки при начислении штрафов предприятию противоречила ранее предоставленным ею разъяснением налогоплательщикам по спорному вопросу.
Рассмотрев все доводы, Государственная налоговая служба Украины отменила штрафы предприятия.
Из этого дела можно сделать несколько важных выводов.
Несмотря на то, что после введения военного положения в Украине Верховная Рада установила мораторий на проведение налоговых проверок, в Налоговый кодекс Украины неоднократно вносились изменения. Сейчас налоговая уполномочена проводить отдельные виды проверок бизнеса, как это и произошло в описанном кейсе. Верховная Рада Украины расширила список проверок, которые может проводить налоговая с 1 августа 2023 года. Совет бизнес-омбудсмена продолжает получать жалобы от бизнеса на налоговые уведомления-решения, принятые в результате проведения налоговых проверок.
Из международных бизнес-площадок Украина артикулирует свою привлекательность для иностранных инвестиций, в частности, в сфере послевоенного восстановления. В то же время компания из ЕС, торгующая высокотехнологичными строительными материалами, столкнулась с достаточно непоследовательным подходом налоговой к тому, что считать налоговым нарушением и за что налагать штрафы на предприятие с иностранными инвестициями.
На рассмотрении этого дела, кроме Совета бизнес-омбудсмена, присутствовали представители торгово-промышленной палаты одной из стран ЕС. Легко представить, какой сигнал они дадут инвесторам, отвечая на вопрос: «Стоит ли инвестировать средства в восстановление Украины?».
Очевидно, что на нас лежит ответственность за улучшение практик правоприменения в Украине, что само собой станет толчком и для инвестиций, и для масштабного восстановления послевоенной Украины, а главное – верховенства права в стране.
Вы нашли ошибку или неточность?
Оставьте отзыв для редакции. Мы учтем ваши замечания как можно скорее.