Кому стоит покупать франшизу, а кому это категорически противопоказано? И почему франчайзинг похож на модель Airbnb
Купуйте річну передплату на шість журналів Forbes Ukraine за ціною чотирьох номерів. Якщо ви цінуєте якість, глибину та силу реального досвіду, ця передплата саме для вас.
Запрещается думать об открытии бизнеса по франшизе людям, имеющим неуемную страсть к постоянному созданию чего-то нового. Алекс Яновский, владелец сети Sushi Master и Monopizza, называет таких предпринимателей «шиложопыми». Им не сидится на месте, они ежедневно хотят экспериментировать, выстраивая или видоизменяя бизнес-модель на свое усмотрение.
Если у предпринимателя есть желание открыть придорожный ресторанчик и подавать там зеленый борщ по рецепту мамы, то именно это и стоит сделать. Нет смысла покупать франшизу кафе-кондитерской и вводить в меню первое блюдо. Или же менять интерьер и перекрашивать все в любимый цвет, неважно, что корпоративные цвета в сети желтый и черный.
- Категория
- Рейтинги
- Дата
Вот реальный пример одесской франчайзинговой точки – сети сендвич-баров FreshLine. Тамошний франчайзи, владевший точкой у набережной, решил кроме бутербродов торговать еще и пловом. На требование из головного офиса устранить недочет, был получен ответ: «У нас ресторан с видом на море. А глядя на море, клиентам хочется плова».
Предпринимателю, занимающему такую позицию, однозначно лучше развивать собственный бизнес, а не покупать франшизу. Если же он ищет «крепкое плечо мудрого отца» в лице франчайзера и готов слушаться его, тогда стоит рассматривать классический франчайзинг.
Ведь франчайзеры (продавцы франшиз), дорожащие репутацией сети, запрещают изменять систему. Покупатель франшизы может влиять только на работу команды, уровень обслуживания клиентов и отношения с арендодателем. Эти сферы действительно остаются в его зоне ответственности.
Еще до покупки франшизы мы часто используем вопрос в анкете, который подсмотрели у одного прогрессивного франчайзера. Вопрос следующий: «Если решение франчайзера покажется вам странным, нелогичным или глупым, будете ли вы его выполнять? И почему?». Покупатель франшизы должен понимать, что он действует в рамках системы. И что купленная франшиза – не его бизнес на 100%, и никогда таким не будет.
Создатель и владелец франчайзинговой сети ресторанов Mafia Тарас Середюк говорит, что его лучшее франчайзи – рестораторы. «Они уже проявили все таланты в собственных проектах, а ко мне они идут за работающей системой. Им не нужна самореализация, для них важна работающая бизнес-модель».
Классическая модель франчайзинга предполагает, что покупатель франшизы зависим. В случае расставания мебель останется у него, но он платит не за мебель. Он приобретает систему, и если она не подходит, то происходит потеря денег.
Поэтому такая модель сотрудничества подойдет тем, кто понимает реалии современного мира и разделяет постулаты sharing economy – экономики совместного пользования. Яркий пример: ты можешь взять в аренду автомобиль, но он не твой. Он твой, пока ты платишь за него и пользуешься. Франшиза – это нечто подобное. Предприниматель покупает систему, в рамках которой работает. Это аренда чужого опыта. Мы уже привыкли к аренде квартир, автомобилей и даже телефонов (в США можно купить iPhone в лизинг). Теперь надо привыкнуть к тому, что бизнес тоже может сдаваться в аренду.
Бывают и исключения, когда срабатывает синергия партнерства. Классический пример – это появление Биг Мака в сети McDonaldʼs. Его рецепт предложил франчайзи Джим Деллигатти, владевший более 10 точками в Питтсбурге (США, штат Пенсильвания). Он решил расширить меню «двухэтажным» гамбургером с различными добавками. Сначала новый бутерброд протестировали на нескольких точках, а потом ввели в обязательное меню во всей сети. Сегодня Биг Мак, придуманный франчайзи, стал иконой фаст-фуда.
Франчайзинг – это о длительных отношениях, где франчайзер выступает в роли «отца». Но это не в традиционном виде «семья». Зачастую франчайзеру-«отцу» приходится четко и уверенно отстаивать свою позицию.
И для того чтобы отношения были не просто длительными, а и взаимовыгодными, их нужно регламентировать, прописывая детали.
Например, собственник сети сендвич-баров FreshLine Вадим Бортник решил систематизировать работу каждого подразделения и отдельного сотрудника. В общем документе можно было найти как принципы работы маркетингового отдела, так и график уборки туалетов. Изначально эти регламенты «складировали» на Google-диске.
Но Вадим решил провести эксперимент и распечатать. В итоге получился толстенный документ на более 1000 страниц, на которых было изложено, как и что должен делать персонал – как в собственных, так и во франчайзинговых заведениях сети. Франчайзи было необязательно штудировать этот талмуд сводов и правил, но он должен был знать, что есть документ, где прописаны действия и уборщицы, и официанта, и управляющего сендвич-баром.
Если вы действительно готовы подчиняться и безропотно работать по чужим стандартам, тогда добро пожаловать в клуб покупателей франшиз. Вступая в него, помните, что в клубе нет никаких правил, кроме одного: нужно соблюдать все правила, установленные франчайзером.
Вы нашли ошибку или неточность?
Оставьте отзыв для редакции. Мы учтем ваши замечания как можно скорее.