Кому стоит покупать франшизу, а кому это категорически противопоказано? И почему франчайзинг похож на модель Airbnb
Запрещается думать об открытии бизнеса по франшизе людям, имеющим неуемную страсть к постоянному созданию чего-то нового. Алекс Яновский, владелец сети Sushi Master и Monopizza, называет таких предпринимателей «шиложопыми». Им не сидится на месте, они ежедневно хотят экспериментировать, выстраивая или видоизменяя бизнес-модель на свое усмотрение.
Если у предпринимателя есть желание открыть придорожный ресторанчик и подавать там зеленый борщ по рецепту мамы, то именно это и стоит сделать. Нет смысла покупать франшизу кафе-кондитерской и вводить в меню первое блюдо. Или же менять интерьер и перекрашивать все в любимый цвет, неважно, что корпоративные цвета в сети желтый и черный.
Вот реальный пример одесской франчайзинговой точки – сети сендвич-баров FreshLine. Тамошний франчайзи, владевший точкой у набережной, решил кроме бутербродов торговать еще и пловом. На требование из головного офиса устранить недочет, был получен ответ: «У нас ресторан с видом на море. А глядя на море, клиентам хочется плова».
Предпринимателю, занимающему такую позицию, однозначно лучше развивать собственный бизнес, а не покупать франшизу. Если же он ищет «крепкое плечо мудрого отца» в лице франчайзера и готов слушаться его, тогда стоит рассматривать классический франчайзинг.
Ведь франчайзеры (продавцы франшиз), дорожащие репутацией сети, запрещают изменять систему. Покупатель франшизы может влиять только на работу команды, уровень обслуживания клиентов и отношения с арендодателем. Эти сферы действительно остаются в его зоне ответственности.
Еще до покупки франшизы мы часто используем вопрос в анкете, который подсмотрели у одного прогрессивного франчайзера. Вопрос следующий: «Если решение франчайзера покажется вам странным, нелогичным или глупым, будете ли вы его выполнять? И почему?». Покупатель франшизы должен понимать, что он действует в рамках системы. И что купленная франшиза – не его бизнес на 100%, и никогда таким не будет.
Создатель и владелец франчайзинговой сети ресторанов Mafia Тарас Середюк говорит, что его лучшее франчайзи – рестораторы. «Они уже проявили все таланты в собственных проектах, а ко мне они идут за работающей системой. Им не нужна самореализация, для них важна работающая бизнес-модель».
Классическая модель франчайзинга предполагает, что покупатель франшизы зависим. В случае расставания мебель останется у него, но он платит не за мебель. Он приобретает систему, и если она не подходит, то происходит потеря денег.
Поэтому такая модель сотрудничества подойдет тем, кто понимает реалии современного мира и разделяет постулаты sharing economy – экономики совместного пользования. Яркий пример: ты можешь взять в аренду автомобиль, но он не твой. Он твой, пока ты платишь за него и пользуешься. Франшиза – это нечто подобное. Предприниматель покупает систему, в рамках которой работает. Это аренда чужого опыта. Мы уже привыкли к аренде квартир, автомобилей и даже телефонов (в США можно купить iPhone в лизинг). Теперь надо привыкнуть к тому, что бизнес тоже может сдаваться в аренду.
Бывают и исключения, когда срабатывает синергия партнерства. Классический пример – это появление Биг Мака в сети McDonaldʼs. Его рецепт предложил франчайзи Джим Деллигатти, владевший более 10 точками в Питтсбурге (США, штат Пенсильвания). Он решил расширить меню «двухэтажным» гамбургером с различными добавками. Сначала новый бутерброд протестировали на нескольких точках, а потом ввели в обязательное меню во всей сети. Сегодня Биг Мак, придуманный франчайзи, стал иконой фаст-фуда.
Франчайзинг – это о длительных отношениях, где франчайзер выступает в роли «отца». Но это не в традиционном виде «семья». Зачастую франчайзеру-«отцу» приходится четко и уверенно отстаивать свою позицию.
И для того чтобы отношения были не просто длительными, а и взаимовыгодными, их нужно регламентировать, прописывая детали.
Например, собственник сети сендвич-баров FreshLine Вадим Бортник решил систематизировать работу каждого подразделения и отдельного сотрудника. В общем документе можно было найти как принципы работы маркетингового отдела, так и график уборки туалетов. Изначально эти регламенты «складировали» на Google-диске.
Но Вадим решил провести эксперимент и распечатать. В итоге получился толстенный документ на более 1000 страниц, на которых было изложено, как и что должен делать персонал – как в собственных, так и во франчайзинговых заведениях сети. Франчайзи было необязательно штудировать этот талмуд сводов и правил, но он должен был знать, что есть документ, где прописаны действия и уборщицы, и официанта, и управляющего сендвич-баром.
Если вы действительно готовы подчиняться и безропотно работать по чужим стандартам, тогда добро пожаловать в клуб покупателей франшиз. Вступая в него, помните, что в клубе нет никаких правил, кроме одного: нужно соблюдать все правила, установленные франчайзером.
Вы нашли ошибку или неточность?
Оставьте отзыв для редакции. Мы учтем ваши замечания как можно скорее.