Категория
Свой бизнес
Дата

В Украине создано Бюро экономической безопасности, которое должно отвечать за все экономические преступления. Чего ожидать бизнесу

Getty Images

Getty Images

К основанию Бюро государство шло десятки лет, и не без требований МВФ структура таки появилась на свет. Но существуют определенные риски

22 марта Владимир Зеленский подписал закон о создании Бюро экономической безопасности Украины, а уже 25 марта этот закон вступил в силу. Тем самым президент дал старт новому правоохранительному органу, в поле зрения которого должны оказаться все экономические преступления в стране – от неуплаты налогов и контрабанды до махинаций на фондовом рынке.

Ранее этот орган планировали назвать Бюро экономических расследований. Но, похоже, кто-то резонно подумал, что вооруженные люди с надписью «БЭРУ» на спинах, которые выламывают двери в офис, не будут способствовать росту рейтинга Doing Business. Поэтому название решили изменить в пользу более дружелюбного «БЭБУ» (Бюро экономической безопасности Украины).

К основанию этой структуры государство шлю десятки лет, и не без требований МВФ Бюро таки появилось на свет. Оно должно стать единственным правоохранительным органом, который будет заниматься преступлениями в сфере бизнеса. И тем самым наконец отправить в прошлое налоговую милицию и влияние пресловутого отдела «К» СБУ, которые, в основном, были пугалами для предпринимателей.

Теоретически это должна быть узкоспециализированная структура, которая будет работать исключительно над раскрытием экономических преступлений. Поэтому уровень ее экспертизы и квалификации будет выше. Следовательно, с одной стороны, БЭБУ должно гораздо качественнее выполнять свою работу, с другой – создавать меньше проблем для бизнеса.

Согласно закону, БЭБУ уже является официально созданным правоохранительным органом. Впрочем, для полноценного запуска этого недостаточно. Чем именно будет заниматься Бюро, будет видно из специальных изменений, внесенных депутатами в Уголовный и Уголовно-процессуальный кодексы. Первое голосование за эти изменения Верховная Рада провалила.

Поэтому на данный момент Бюро экономических расследований уже существует, а полномочий еще не имеет. И это дает избранникам возможности вписать в закон выгодные для государственных ревизоров правила.

В чем уникальность БЭБУ

Есть две сферы полномочий, которыми в идеале должно заниматься Бюро.

Первая – это расследование всех преступлений экономического характера. Это, по замыслу авторов, должно быть эксклюзивной функцией Бюро, которой не будут заниматься другие правоохранители. Именно эта уникальность должна быть четко вписана в Уголовный и Уголовно-процессуальный кодексы, чтобы Бюро эффективно и независимо работало по назначению.

Похоже, что именно за полномочия БЭБУ и недопущения этой исключительной экономической подследственности и будет вестись ожесточенная кулуарная борьба. И это является ключевым риском.

Экономические преступления – один из самых вкусных кусков правоохранительного пирога. Отдавать его без боя такие «старожилы», как МВД или СБУ, вряд ли захотят. К тому же, если БЕБУ не заберет себе расследования всех экономических преступлений, это очень упростит задачу правоохранителям, и нужное дело в случае необходимости можно будет перебросить более лояльным структурам.

Аналитики или собиратели компромата

Вторая сфера полномочий Бюро экономических расследований – аналитическая.

Структуре определяют право собирать любую информацию о бизнесменах и предоставляют доступ ко всем ключевым базам данных. Это обусловлено тем, что работники БЭБУ должны разобраться во всем контексте совершения предпринимателем преступления. Но такая задача в законе прописана очень абстрактно. Поэтому видим, что Бюро получает полномочия собирать любую информацию о ком-либо без санкций суда вне уголовных производств.

БЭБУ уже получает доступ к информации Государственной службы финансового мониторинга, Национальной комиссии по ценным бумагам и фондовому рынку, Антимонопольного комитета, Фонда государственного имущества, органов государственного финансового контроля, налоговых и таможенных органов. В том числе к банковской тайне! Плюс Бюро может собирать всю эту информацию у себя и создавать свои, отдельные базы данных.

И это еще один очень серьезный риск для бизнеса. Имея доступ к абсолютно всем данным, имеющимся в распоряжении государства, работники Бюро могут собрать информацию по любому интересному им бизнесу, а дальше использовать ее для компромата, «слива» конкурентам или для начала нового уголовного производства.

Интересно и то, что, помимо выявления, предотвращения и расследования экономических преступлений, отдельной задачей Бюро теперь будет «выявление и расследование преступлений, связанных с получением и использованием международной технической помощи».

Простыми словами, БЭБУ сможет искать правонарушения в отношении всех, кто работает с международными грантами. А это прежде всего общественные организации, которые критикуют власть, журналисты и блогеры независимых СМИ.

HR-политика в отношениии БЭБУ

Директора Бюро будет назначать Кабмин по предложению премьер-министра. Последний же должен выбрать одну из трех кандидатур, которые ему предлагает конкурсная комиссия.

Эта комиссия будет состоять из девяти человек: по три человека от СНБО (фактически квота президента), от Верховной Рады и Кабмина.

Конкурсная комиссия будет полномочной даже в составе шести членов, а ее решение будет считаться принятым, если за него проголосуют не менее пяти человек.

Директор должен ежегодно отчитываться перед Радой и Кабмином о деятельности Бюро. Его увольнение будет осуществляться так же, как и назначение: правительством по представлению премьер-министра.

Кроме общих оснований, связанных с состоянием здоровья или привлечением к уголовной ответственности, директора Бюро смогут уволить, если Кабмин по результатам его отчета признает работу структуры неудовлетворительной.

После истории с директором НАБУ для увольнения руководителя БЭБУ теперь предусмотрели такое дополнительное основание, как привлечение к административной ответственности за административное правонарушение, связанное с коррупцией.

Статья 16 Закона содержит странную норму, которая, кроме увольнения директора, на тех же основаниях позволяет Кабинету министров отменить свое же решение о его назначении.

В Бюро будет действовать сформированный по результатам интернет-голосования Совет общественного контроля, состоящий из 15 человек. Члены Совета будут входить в состав конкурсных комиссий и принимать участие в дисциплинарной комиссии БЭБУ.

Кроме общих ограничений, членами Совета не могут быть также лица, у которых может возникнуть реальный и/или потенциальный конфликт интересов.

С одной стороны, такое дополнительное ограничение должно разрешить этический вопрос, связанный с тем, что в советы общественного контроля других органов расследования входят адвокаты, которые одновременно защищают подозреваемых в расследованиях этих же органов.

Но, с другой стороны, поскольку одной из задач Бюро является расследование преступлений, связанных с использованием международной технической помощи, представители всех заслуживающих доверия общественных организаций (которые так или иначе используют грантовые средства) не смогут войти в состав Совета и контролировать деятельность Бюро.

Выводы

Окончательно станет ясно, будет ли Бюро поддержкой для бизнеса, даже не тогда, когда народные депутаты проголосуют изменения в Уголовный и Уголовно-процессуальный кодексы Украины. А тогда, когда Бюро начнет работать, а изменения будут применяться.

Юристы, общественность и бизнес должны внимательно следить за событиями и своевременно реагировать. Ведь от этого будет зависеть комфорт и безопасность ведения бизнеса в Украине и спокойный сон предпринимателей.

Материалы по теме
Предыдущий слайд
Следующий слайд
Новый Forbes уже в продаже

Новый Forbes уже в продаже

Рейтинг зарплат | 15 самых комфортных банков