Категория
Свой бизнес
Дата

Как развивать бизнес в частной медицине, чтобы люди доверяли клинике

3 хв читання

Иллюстрация Getty Images

Иллюстрация Getty Images

Почему в социально-ориентированном бизнесе не работают инструменты стандартного маркетинга и какие инструменты эффективны даже при ограниченном бюджете 

Развитие частных медико-оздоровительных учреждений по пути подражания бизнес-моделям других уже не работает. Неэффективные шаги приводят к потере не только бюджетов, но и ценных, часто сложно заменимых кадров.

Недостаточное ориентирование оздоровительных учреждений на социально значимые запросы становится причиной убытков в сотни тысяч гривен ежегодно. В 80% случаев это заканчивается закрытием целого направления (отделения) в клиниках и вынуждает потребителя искать полноценного удовлетворения своих потребностей в лечении в медучреждених других стран. 

Например, отделение косметологии часто развивают усиленно в связи со стабильно растущей доходностью, а направление неврологии или реабилитации – не развивают, ориентируясь только на текущую доходность. Это главная ловушка и ошибка в планировании бюджетов.

Часто так происходит, потому что эти направления требуют не усиления маркетинга, а более глубокого социально-ориентированного подхода в развитии: особых удобств, инфраструктуры, эргономики перемещения, особых специалистов и т.д. 

Бизнес, цель которого помогать в вопросах здоровья, не может просто перенять правила игры торговых заведений. Это рано или поздно может обрушить целые направления в отрасли. 

Интересен опыт Сингапура, где частная медицина делает упор на центры общего профиля и центры по уходу за пожилыми людьми. В связи с тем, что частная медицина ориентирована не только на молодое поколение, это влияет на увеличение среднего уровня продолжительности жизни, который достигает в этой стране 85 лет по статистике за 2019 год. 

Исследование в сфере организации частной медицины позволило выделить основные пять инструментов развития бизнеса, независимо от бюджетов и спецификации. 

1. Маркетинг торговых компаний не подходит как инструмент для оздоровительного сектора.

Термины «услуга», «клиент», «купить пакет здоровья», «касса», «дорого» и подобные не должны быть в зоне видимости потребителя и в обиходе у персонала.

Конечный получатель услуги, понимая, что ему «продают», а не «помогают выздоравливать», меняет клинику за клиникой. Серьезно проинспектируйте этот аспект во всех контактных группах персонала с пациентом.

Идеально выстроенный маркетинг в медицинском бизнесе такой, которого не замечает даже персонал и тем более пациент. 

2. «Холодные» клиники, созданные не врачом. 

«Безликие». Именно так их называют пациенты между собой.

Потребитель медицинских услуг осознает, что это «бизнес и ничего личного», и редко становится постоянным пациентом.

Психология пациента проста: если создатель – не врач, значит, это только ради денег (даже, если это не так, убедить потребителя будет непросто, и это удорожает расходы на развитие и маркетинг). Если бюджеты на развитие ограничены, «безликие» центры – не ваш вариант. 

В этом и кроется главный секрет устойчивости небольших оздоровительных центров «с лицом» во всех экономических кризисах.

3. «Традиционный» маркетинг первичен в медицинском бизнесе даже в эпоху информационных технологий.

По данным «Индекс здоровья Украины», основным фактором, способствующим развитию частного заведения в Украине, является рекомендация друзей/родственников (39,4%), наличие компетентного врача (38,3%), наличие необходимого оборудования (19,3%).

Вывод: самое лучшее оборудование, а также идеально выстроенные информационные воронки не будут полноценно работать в медицинском бизнесе, если вас не рекомендуют. Не реализовав первые два инструмента, которые обусловят рекомендации, вкладывать большие бюджеты в «холодный» маркетинг не стоит. 

4. Ориентир на медицинскую статистику и национальную потребность, а не только на мировые инновации. 

Важно проводить аналитику роста заболеваний по годам и поворачивать «корабль» в сторону «спроса». Это и есть социальный маркетинг, когда вы не только продаете решение, но и влияете на снижение растущих показателей конкретного заболевания в стране.

Например, количество людей с нарушениями опорно-двигательного аппарата возрастает на 0,8% в год (это, примерно, 648 тыс. человек в год). Но мало кто пользуется инструментом подобной статистики и аналитики. 

Социально-ориентированный маркетинг как инструмент в медицинском бизнесе способен способствовать развитию целой отрасли и повышать инвестиционную ценность. 

5. Главный конкурент – главный друг 

По оценке Pro-Consulting данных за 2018 год, доля государственной медицины в Украине составляет более 80%.  

Это целая культура поколений, и этого нельзя не учитывать. Ожидания пациентов примерно следующие: сервис, как в торговых предприятиях, чек, как в государственных, результат всегда положительный.

Поскольку полностью реализовать можно только первое ожидание, то развитие двух других аспектов возможно при активном взаимодействии с государством путем создания совместных фондов, получения грантов, тендеров для полноценного функционирования социально значимых направлений в частной медицине. Таких как неотложная медицина, хирургия, педиатрия, медицинская реабилитация. 

При взаимодействии с государством такого социально-ориентированного бизнеса, как медицина, выиграет конечный потребитель, а значит, каждый из нас. 

Любой бизнес требует аналитики инструментов его развития, особенно если его цель – непосредственно влиять на качество жизни человека. Ведь часто оказывается, что, применяя стандартные инструменты, можно построить идеально комфортную, оборудованную клинику для врачей, но не для главного работодателя – пациента.

Материалы по теме
Контрибьюторы сотрудничают с Forbes на внештатной основе. Их тексты отражают личную точку зрения. У вас другое мнение? Пишите нашей редакторе Татьяне Павлушенко – [email protected]

Вы нашли ошибку или неточность?

Оставьте отзыв для редакции. Мы учтем ваши замечания как можно скорее.

Предыдущий слайд
Следующий слайд