Гайд от совладельца «Новой почты» Вячеслава Климова, как сделать компанию крупной /Сергей Пириев для Forbes Ukraine
Категория
Свой бизнес
Дата

«Нельзя брать партнера только из-за денег». Гайд от совладельца «Новой почты» Вячеслава Климова, как сделать компанию крупной

6 хв читання

Гайд от совладельца «Новой почты» Вячеслава Климова, как сделать компанию крупной Фото Сергей Пириев для Forbes Ukraine

По просьбе Forbes Ukraine совладелец группы Nova Вячеслав Климов примерил на себя роль современного украинского предпринимателя, который четыре-пять лет назад запустил собственный бизнес, имеет рост и выручку в десятки миллионов гривен, но пока не понимает: это случайный успех или результат правильно выбранного пути и действий? Также перед ним стоит вызов: как построить бизнес, который будет расти системно и через пять – семь лет станет крупным. Что посоветовал один из создателей «Новой почты»?

За 20 минут беседы с Климовым на Форуме предпринимателей от Forbes Ukraine 27 июня мы получили лаконичный гайд от владельца крупного бизнеса о том, как предпринимателю среднего бизнеса дорасти до большого. От майндсета до операционных моментов.

Также Forbes Ukraine задал Климову несколько уточняющих вопросов после панели касательно опыта группы Nova: как принималось решение выходить за пределы ниши и за пределы страны, довольны ли темпами экспансии и какое значение для Nova имеют инновации.

Семь рецептов и три бизнес-кейса от Вячеслава Климова.

Как среднему бизнесу стать крупным: сфокусироваться на совершенствовании того, что неплохо получается, или искать смежные для своей сферы рынки/продукты, каналы продаж?

Вся история «Новой почты» – это история фокусировки. Знаю немало предпринимателей, которые при встрече с первыми трудностями говорят: «Я выбрал не тот сегмент: пошел в C2C, а следовало в В2В».

Могу сказать точно, что вообще не важно, какой сегмент ты выбираешь, меньше всего пользы принесет как раз суета с постоянными изменениями курса.

Поэтому ключевой совет – фокус. Второй – постоянно задавать вопросы своему бизнесу, удовлетворяет ли он интересы клиента. Если ты делаешь это на три с минусом, то абсолютно все равно, в каком сегменте.

Мы заходим в новые ниши по необходимости. Например, как история с созданием собственной энергетической компании по солнечной и газовой генерации «Нова энерджи». Она выполняет одновременно и тактическую, и стратегическую задачу для всего бизнеса группы Nova: чтобы та прошла все периоды блэкаутов, работала 24/7 и наши клиенты даже их не заметили. Именно генерация энергии для основного бизнеса – ключевая цель новой компании, о продаже за пределы речь пока не идет. Мы готовы инвестировать в это миллионы долларов собственных средств.

Я строю бизнес с партнером/партнерами. На что обращать внимание, чтобы понять, что партнерство нездоровое и его нужно прекратить? Что является обязательным перед тем, как впустить человека в собственный бизнес?

Нельзя брать партнера только из-за денег. Денег вокруг очень много – у разных инвесторов, фондов, банков. Так что доля в бизнесе не обязательно является причиной для привлечения средств.

Есть несколько ингредиентов успешного партнерства: у вас должны совпадать цели и ценности. Есть много случаев, когда партнерства начинали легкомысленно – с человеком, которого совсем не знали. Поэтому для начала разберитесь в ценностях вашего будущего партнера.

Вы можете быть совершенно разными с вашим партнером – например, как мы с Владимиром. Во многих случаях мы ведем себя совершенно по-разному, но при этом психологически совместимы.

У нас нет четкого распределения сфер влияния. Правило очень простое: кому что нравится или кто первый увидит проблему, тот ею и занимается. Также это помогает и в потенциальных конфликтах. Когда не можем договориться друг с другом, у нас действует простое правило – снимаем проблему с рассмотрения. Поверьте мне, через неделю кто-то один меняет мнение и соглашается с партнером.

Партнерство – это сложная игра, в которой компромиссы и дипломатия работают гораздо эффективнее, чем жесткость и принципы.

Сергей Пириев для Forbes Ukraine

Климов: «Вся история «Новой почты» – это история фокусировки» Фото Сергей Пириев для Forbes Ukraine

Моя компания и топ-менеджмент сильно зависят только от моих решений и указаний в бизнесе. Как строить команду, которая будет работать без вмешательств владельца? Какая вакцина от one man show в бизнесе?

За успех бизнеса и его неудачи всегда отвечают только владельцы. Так что и бизнес, построенный в стиле one man show, когда по любому решению приходят к владельцу, – это тоже следствие решений владельца.

Как формируется one man show? Когда ты никому не доверяешь. Если ты раз за разом даешь понять собственному менеджеру, что тот не может принять какое-либо решение, только вы вправе его принимать, то уже на третий раз менеджер будет перекладывать ответственность на вас. Как всегда, искать все ответы и причины болезни нужно в себе.

Как выйти из этого круга? Начать доверять своему менеджменту. И быть готовым к тому, что менеджер допустит ошибку. И за эту ошибку ты заплатишь. Но только через опыт потерь и ошибок можно дойти до необходимого доверия.

В «Новой почте» есть, условно, пять человек, которые могут совершить ошибку стоимостью в несколько миллионов долларов. Почему эти люди дальше у нас работают? Потому что у них есть трек-рекорд и уровень доверия совершить столь дорогостоящую ошибку; и в следующий раз они могут заработать для компании десятки миллионов.

Ошибок избежать невозможно. Но главное помнить: не будет ошибок – не будет побед.

Понимаю важность финансов в бизнесе, но считаю бухгалтерию скучным/запутанным делом. Как мне правильно построить подход к финансам так, чтобы потом не тушить неожиданные пожары? На что обращать внимание?

Не будете владеть финансами бизнеса – не сможете тушить пожары, а будете стоять на пепле.

Если вы выбрали профессию бизнесмена – а это не хобби, а именно профессия – то должны овладеть определенным инструментом. Это как с музыкой. Чтобы играть на пианино, вам нужно выучить ноты, чтобы читать партитуры и создавать мелодию.

Финансовые показатели – это «ноты», благодаря которым вы можете заниматься бизнесом. Если вам это кажется скучным, то, вероятно, вам не место в бизнесе.

Ежедневная операционная рутина съедает все время, и у меня не доходят руки до построения качественного маркетинга в компании. Маркетинг – это приложение к производству или база бизнеса?

Маркетинг – это и есть бизнес. Возвращаясь к аналогии с музыкой: финансы и бухгалтерия – инструменты, ноты. Маркетинг – это мелодия, искусство удовлетворять интересы клиента. Любой предприниматель должен заниматься маркетингом 90–95% своего времени.

Только закрепился на украинском рынке, а все говорят об экспансии. Мне пока игнорировать это направление и настроить все до идеального состояния на домашнем рынке? Обязательно ли выделять время на поиск возможностей для экспорта?

Сейчас уникальная возможность, когда внешняя ситуация всячески подталкивает любого предпринимателя к экспансии. Шлифовать продукт можно бесконечно. Поэтому я всегда выберу вариант также найти какой-нибудь ресурс на экспансию.

Открытие отделений Nova Post в странах ЕС продолжается. 6 июля запланировано открытие первого отделения во Франции, в конце июля появится первая Nova Post в Риме.

При этом наш реальный опыт экспансии оказался очень далек от того, как мы его представляли. Оказалось, что практически все модели нельзя скопировать, что почти под каждую страну необходимо создавать отдельную модель.

Сейчас наш план по выходу на другие рынки очень гибок – всегда корректируется в зависимости от ситуации, от того, хватает ли времени открывать все одновременно. Например, возможно, что во втором полугодии мы больше сфокусируемся на развитии сети уже открытых отделений, чем на экспансии в новые страны.

Сергей Пириев для Forbes Ukraine

Климов: «Сейчас уникальная возможность, когда внешняя ситуация всячески подталкивает любого украинского предпринимателя к экспансии» Фото Сергей Пириев для Forbes Ukraine

«Инновации – это что-то о современных технологиях, ИИ. А у меня достаточно традиционный бизнес». Убедите предпринимателей, что современному бизнесу в принципе следует рождаться с инновациями, и речь не только о технологиях.

Когда-то я познакомился с предпринимателем, противником инноваций. Бизнес компании построен на производстве компрессоров, модель которых разработана еще в 1952 году.

Наше знакомство состоялось, когда он требовал от бизнес-сообщества поддержки в его защите от внешних экспортеров. Тогда стало ясно, что жизнь такой бизнес-модели – несколько лет: пока не пробьются компрессоры модели 2023 года. Так что, если не вживляешь инновации в ДНК своей компании, ты обречен на исчезновение. Если не хотите исчезнуть, становитесь производителями компрессоров 2052 года.

К примеру, в свое время мы инвестировали в NovaPay – финансовый сервис, у которого уже более 200 000 клиентов, и их число растет очень стремительно. У нас пока хватает идей, как развивать этот сервис. Одним из вариантов может быть выведение его за пределы страны. Мы еще не обращались к европейским регуляторам, поскольку там на бюрократическом уровне все сложнее, чем в Украине, но рано или поздно это придется сделать.

Материалы по теме

Вы нашли ошибку или неточность?

Оставьте отзыв для редакции. Мы учтем ваши замечания как можно скорее.

Предыдущий слайд
Следующий слайд