За два года президентства отношение Зеленского к олигархам кардинально менялось несколько раз. Оно, как маятник, колебалось от привязанности к вражде
Новий номер Forbes Ukraine: 202 найбільші приватні компанії та 303 ефективних СЕО. Замовляйте та отримуйте два журнали за ціною одного!
Деолигархизация – приоритет №1, заявил Владимир Зеленский на пресс-конференции по поводу второй годовщины своего президентства.
Если можно описать многогранные отношения президента с олигархами одним словом, то это «спираль». Если двумя – «парадоксальная спираль». Спираль, потому что либо дружба, либо вражда. Парадоксальная, потому Зеленский предлагает дружбу и поддержку, когда крупный бизнес максимально слаб и готов на деолигархизацию. А вражду (в первую очередь из-за повышения налогов) – когда олигархи наиболее финансово сильны и могут заблокировать подобное решение.
В июле 2019 года на заседании Национального совета по вопросам антикоррупционной политики президент публично попросил правоохранителей проверить государственные дотации МХП. Основной владелец компании Юрий Косюк является многолетним участником списка Forbes. Той же осенью в парламент был подан налоговый законопроект со значительным ростом рентных ставок на железную руду. Основное финансовое бремя новой инициативы должен был понести «Метинвест» Рината Ахметова. Внешняя конъюнктура была тогда для украинских компаний если не благоприятна, то положительно нейтральна. Поэтому такие изменения не были бы чем-то болезненным для крупного бизнеса.
На некоторое время основные государственные активы, кроме энергетики, очистились от влияния финансово-промышленных групп. Это было сделано добровольно в ожидании, куда же на самом деле повернет новая власть. Молодой премьер Гончарук не был причастен ни к одной ФПГ. Это делало картинку о разделении власти и бизнеса привлекательной и реалистичной.
Перелом, по свидетельствам знающих людей, состоялся под Новый год, когда Рада принимала бюджет и изменения в Налоговый кодекс. Эти голосования традиционно считаются наиболее финансово-мотивированными. В продолжение нового тренда в марте 2020-го Гончарук был уволен с поста премьера по настоянию Офиса президента. На смену пришел более понятный Денис Шмыгаль, бывший менеджер ДТЭК. Это совпало со значительным ухудшением экономической ситуации с COVID-19. Рецессия в Китае и падение мировой экономики привели к уменьшению спроса и цены на сырьевые товары. В том же марте 2020-го было зафиксировано значительное падение состояния украинского списка Forbes. ДТЭК объявил дефолт, МХП впервые за долгий период стал убыточным, все другие компании с неуверенностью ждали будущего.
Именно этот момент наибольшей слабости олигархов был идеальным для разделения бизнеса и власти по формуле «государство помогает в обмен на отказ от токсичных практик прошлого». Но Зеленский из-за нехватки политического опыта и реального понимания финансового состояния олигархов, наоборот, усилил эти практики. Известная встреча крупных бизнесменов и президента 16 марта 2020 привела к дальнейшим негативным последствиям и искривлению конкуренции. Такие совместные фото не воспринимаются в Украине как философская беседа о жизни. А скорее как признак вседозволенности.
Наиболее показателен пример «Эпицентра». Он выбил себе право работать, когда весь малый и средний бизнес стоял закрыт. А его владелец Александр Герега на бланке народного депутата начал отправлять коммерческие предложения на покупку медикаментов. Так можно делать, несмотря на конфликт интересов и нарушение закона, потому что твой самолет «Мрия» с грузом из Китая встречал лично президент. Другие участники встречи также не остались обездоленными. Кто-то получил налоговые льготы, другие – торпедирование повышения экологических требований. На следующий день министром экономики стал топ-менеджер Укрландфарминга Игорь Петрашко. О Коломойском, которому приписывают влияние не только на энергетику и рынок топлива, говорить не приходится.
Все это стало возможным за смешные деньги. Начальная помощь со стороны крупного бизнеса во время пандемии оценивалась в 12–13 млрд грн. Но по факту все свелось к 374 млн грн, перечисленных в специальный фонд, а также адресной поддержке. Сводной информации об общей помощи нет, но ни одна из оценок не превышает 1 млрд грн. Это в 10 раз меньше, чем планировалось изначально, и составляет лишь 2% общего фонда борьбы с COVID-19.
Прошел год. Украинские компании демонстрируют рекордные финансовые результаты на фоне крупнейшего с 2008 года ценового ралли на сырьевые товары, являющиеся основой украинского экспорта. Руда, кукуруза, подсолнечник бьют ценовые рекорды. И Зеленский снова начинает наступление на олигархов под лозунгом превращения их в просто крупных бизнесменов.
Стартовые условия для новой компании значительно хуже, чем в 2019-м или 2020 году. Во-первых, фракция «Слуга народа» значительно более склонна прислушиваться к олигархам, чем год назад: голосования говорят сами за себя. Во-вторых, в результате ценового бума большой бизнес сейчас значительно сильнее, чем когда-либо. В-третьих, нет эффекта внезапности и веры, что это новая реальность, а не показушная игра.
Зеленский и его команда стали опытнее. Антиолигархическая риторика не является эпизодической, а системно звучит с февраля 2021 года. Более того, на итоговой конференции по поводу двухлетия президентства это заявлено как приоритет №1.
Появилось реальное понимание влияния медиа на власть. С момента закрытия NewsOne, 112 и ZIK рейтинг Зеленского вырос на 10%. Такая публичная поддержка дает поле для маневров и атаки. Антимонопольный комитет стал полностью ручным, что плохо для развития государства в целом, но хорошо для решения проблем здесь и сейчас. И напоследок, предложены изменения в Налоговый кодекс, в котором больше всего отражена практика «финансовая поддержка власти в обмен на налоговые преференции».
Чтобы это не превратилось в очередной передел потоков и рынков, стоит сделать еще несколько вещей. Навести порядок с государственными монополиями, прежде всего МПС, Энергоатомом, Центрэнерго, и сделать их равноудалены от всех финансово-промышленных групп. Принять во внимание, что не бывает лояльных олигархических медиа или депутатских групп в парламенте. Ибо и то, и другое является дотационным и убыточным. Как только будет попытка изменить существующий порядок вещей в сфере налогов, государственных дотаций или регулирования монополий, то сразу будет нажата клавиша «ПУСК». И наконец, убрать любые основания для обвинений в финансовой зависимости команды президента и фракции «Слуга народа» от теневых денег.
Возможно ли это сделать при реальном желании президента Зеленского? Да. Будет ли это сделано? Покажет время. Ждать осталось недолго.
Вы нашли ошибку или неточность?
Оставьте отзыв для редакции. Мы учтем ваши замечания как можно скорее.