«Земля куплена, проект сделан. Осталось дело за малым – построить», – прокомментировал в Facebook 14 апреля гендиректор UMG investments Андрей Горохов планы компании инвестировать в строительство зернового комплекса в акватории порта Южный.
UMG входит в группу СКМ Рината Ахметова и инвестирует в добычу полезных ископаемых, энергетику, промышленность. Это первый инфраструктурный проект для UMG за 14 лет работы на инвестиционном рынке. Почему фонд заинтересовался портовой логистикой? С 2010 года портовым бизнесом СКМ управляла профильная компания «Портинвест». В 2020 году она пережила реструктуризацию и перешла в управление UMG. Вместе с «Портинвестом» инвесткомпании достались несколько десятков гектаров земли в районе причала №10 порта Южный и проект строительства перегрузочного комплекса, разработанный американской AECOM.
Проект AECOM презентовали в 2018 году. Планировалось построить зерновой терминал, терминал по перевалке растительных масел, маслоэкстракционный завод, три причала. Инвестиции в агрохаб американский проектировщик оценивал в $366,4 млн, из которых две очереди зернового терминала оценивались в $219,5 млн. В 2014-м среди потенциальных партнеров строительства комплекса рассматривался агрохолдинг «Укрлендфарминг» Олега Бахматюка, который искал решение для логистики собственного экспорта. Тогда партнерство не состоялось.
По словам директора по инвестициям UMG Investments Надежды Казначеевой, инвесткомпания решила реанимировать AECOM, ограничившись строительством комплекса по перевалке зерновых. После реализации первого этапа, на который отводится три года, терминал сможет переваливать до 7,5 млн т зерна в год. Вторая очередь предусматривает увеличение объемов до 9 млн т. Капитальные инвестиции – более $150 млн.
UMG не раскрывает структуру партнеров. «Находимся на стадии формирования. Кроме стратегических партнеров ожидаются участие в проекте международных финансовых организаций и привлечение долгосрочного долгового финансирования», – говорит Казначеева.
В чем экономика проекта? UMG рассчитывает окупаемость из прогноза роста урожайности зерновых. «Есть тренд на увеличение судовых партий отправки зерна. Мы видим потенциальный интерес от экспортеров на глубоководные терминалы, способные загружать суда класса Panamax и Post-Panamax до полной осадки», – отмечает Казначеева.
По данным консалтинговой компании УкрАгроКонсалт, за последние пять лет урожайность зерновых в Украине выросла в среднем на 11%, достигнув исторического максимума в 2019 году – 75,1 млн т зерновых. Теплая зима и летняя засуха 2020-го прервали позитивную динамику последних лет – по итогам года производство зерновых упало на 13%. «Это, скорее, исключение, чем правило, – говорит эксперт УкрАгроКонсалт Елизавета Малышко. – Тренд производства и экспорта растущий». К 2026 году, по прогнозам УкрАгроКонсалт, урожайность зерновых увеличится на 7–10%. «Экспорт зерновых может вырасти до 62–65 млн т», ― отмечает Малышко.
При благоприятных погодных условиях Минэкономразвития прогнозирует годовой объем производства зерновых в 2030 году на уровне 100 млн т, экспорта – не менее 70 млн т. Если прогноз оправдается, портовая инфраструктура может не справиться с такими объемами, считает экс-начальник управления стратегического развития ГП «АМПУ» Владимир Шемаев, а значит, проект UMG будет востребован рынком и недостатка в клиентах не будет.
В противном случае UMG столкнется с жесткой конкуренцией за грузопотоки с терминалами портов Николаева, Черноморска и Южного. По оценке гендиректора УКАБ Романа Сластена, сейчас дефицита в зерновых терминалах нет – в 2020 году незагруженными оставались около 30% мощностей. При этом несколько проектов находятся на стадии реализации.
«В Мариупольском порту строится государственный зерновой терминал, в Николаевском регионе развиваются зерновые мощности терминалов «Ника-тера» и »Евровнешторг», в Южном набирает обороты Neptune, – отмечает Шемаев. – Мощности растут и создают природную конкуренцию, что приводит к снижению ставок на перевалку, а это увеличивает сроки окупаемости инвестиций».
Ставки на перевалку зерновых падают на протяжении последних пяти лет, говорит глава Черноморского региона «Луи Дрейфус Компани Украина». По его словам, многие существующие проекты терминалов были заложены, когда стоимость перевалки зерна составляла $20 за 1 т, что позволяло быстро окупать затраты. Сейчас ставка на перевалку в глубоководных портах варьируется в диапазоне $8–12 за 1 т.
Частично загрузить новый терминал позволит агрокомпания в структуре СКМ – HarvEast Holding. В ее управлении земельный банк около 120 000 га, из которых под выращивание зернобобовых отведено 50%. Но этого недостаточно. «Их компания не делает и десятой части от проектной мощности будущего терминала, – говорит сооснователь компании RISOIL S.A. Шота Хаджишвили. – Недостающие объемы нужно будет привлекать на рынке».
Где взять несколько миллионов тонн зерновых при существующем профиците логистических мощностей? Шемаев говорит, что успех проекта во многом будет зависеть от того, сможет ли UMG привлечь в новый терминал якорных грузоотправителей и зернотрейдеров.
Рисков добавляют небольшие глубины подходных каналов – чтобы их увеличить, потребуется участие государства. «Сейчас в районе будущей группы причалов, на которых по проекту планируется осуществляться перевалка грузов, необорудованный берег, а глубины недостаточны для маневрирования судов», – говорит Шемаев. Погрузка судов класса Panamax и Post-Panamax возможна при глубинах более 15 метров. UMG рассчитывает что АМПУ проведет дноуглубление подходов к причалам, а «Укрзализныця» расширит ж/д инфраструктуру.
Вы нашли ошибку или неточность?
Оставьте отзыв для редакции. Мы учтем ваши замечания как можно скорее.