Маттиа Дестро из «Дженоа». /Getty Images
Категория
Компании
Дата

Рискованная игра. Почему американские инвесторы вливают деньги в итальянскую футбольную лигу Серия А

Маттиа Дестро из «Дженоа». Фото Getty Images

Итальянская Серия А, которую почти все признают лучшей футбольной лигой 1990-х, сейчас находится позади английской Премьер-лиги и испанской Ла-Лиги. Однако все больше американских инвесторов убеждены, что лучшее управление и стабильные денежные вливания могут вернуть былую славу итальянскому футболу. Ну и увеличить стоимость команд

Як мотивувати команду не збавляти темп у надскладних умовах? Дізнайтесь 25 квітня на форумі «Надлюди» від Forbes. Купуйте квиток за посиланням!

На прошлой неделе 777 Partners, майамская частная инвестиционная фирма, объявила, что покупает футбольный клуб «Дженоа». Человек, знакомый с соглашением, рассказал, что 99,9% клуба оценили в €150 млн ($175 млн) и его долгом.

Шесть из 20 команд Серии А, а также два клуба второго дивизиона (Серия Б) теперь будут под контролем американских инвесторов или инвестиционных групп, принявших эти восемь команд под контроль в течение последних трех с половиной лет.

Это сейчас новый тренд в мире фондов частного капитала и гедж-фондов: финансисты, лучше разбирающиеся в проблемных активах, чем в спортивных командах, все равно хотят «зайти» в европейский футбол. В итальянском футболе таких игроков три.

Инвесторы уверены, что итальянские команды недооценены по сравнению с другими лигами, особенно если учесть снижение цен на клубы во время пандемии. «Стадия развития лиги показывает нам, что здесь есть лучшие возможности для роста», – говорит Хуан Арсиньегас, управляющий директор 777 Partners. Но реальный риск присутствует как в европейском футболе в целом, так и в Италии в частности.

Преимущества очевидны. Футбол – это мировая игра, и ее популярность только растет. Новые компании вступают в борьбу за медиа-права, что может повысить плату за трансляции, а новые бизнес-возможности, такие как NF-токены, создают новые потоки доходов. А Серия А имеет определенные преимущества даже в мире футбола.

Итальянские команды имеют четыре прибыльных места в Лиге чемпионов каждый сезон – это столько же, сколько у Премьер-лиги и Ла-Лиги, и на одно место больше, чем у французской Лиги 1. Кроме того, в Серии А почти нет конкурентов в борьбе за зрителей, ведь футбол – это бесспорно спорт №1 в Италии. Итальянскому футболу повезло в этом больше, чем, например, английскому, ведь ему приходится бороться за популярность с крикетом, теннисом и регби.

А еще не забываем об истории. «Дженоа», например, была основана еще в 1893 году. А «Милан», которым владеет американский фонд Elliott Management, выигрывал Лигу чемпионов (или турнир, который ей предшествовал) семь раз – он уступает только «Реал Мадриду».

Нынешний спрос на итальянские клубы спровоцировали, по словам инвесторов, два фактора. Первый – это дефицит: в Европе просто не так много топовых клубов. Германия вообще почти закрыта для инвесторов, ведь по правилам Бундеслиги болельщики должны контролировать клубы. А вот недавние финансовые проблемы в итальянском футболе, которые пандемия только усугубила, привели к тому, что многие команды выставили на продажу.

Второй фактор – это цена. Согласно Financial Times, Elliott купил «Милан» в 2018-м примерно за €400 млн ($470 млн по сегодняшнему курсу), а пандемия еще больше сбивает цены на некоторые клубы. Для сравнения, согласно списку «Самые дорогие футбольные команды 2021» от Forbes, в более финансово зрелой английской Премьер-лиге шесть команд оценивается более чем в $500 млн, а две – более чем в $2 млрд.

Но даже с такой пониженной начальной стоимостью увеличить ценность итальянских команд будет непросто. Даже успешным клубам Серии А трудно привлекать крупные мировые бренды в качестве спонсоров. А подавляющее большинство клубов играет на старых и, по американским стандартам, изношенных стадионах, не дает им получать выручку от аренды, продажи мерча, билетов в VIP-ложе, а также поднимать цены на билеты выше средних в Европе.

Обновления, которые являются обычными для американских городов, труднее выполнить в Италии, где большинство команд являются арендаторами стадионов, принадлежащих городам, а проекты новых стадионов становятся бюрократическим кошмаром. Согласно последнему отчету Итальянской федерации футбола, за последние десять лет в Италии построили лишь три новых стадиона, в то время как в Европе возвели 153.

Американский миллиардер Рокко Коммиссо говорит, что он предпринял попытки обновить 90-летний стадион имени Артемио Франки во Флоренции сразу после того, как купил «Фиорентину» в июне 2019-го. Процесс принятия городом проекта означает, что реконструкция стадиона займет еще пять лет.

«Надеюсь, что сейчас идеальное время для того, чтобы в политической системе Италии поняли, если они хотят, чтобы Серия А могла конкурировать с английской, испанской и немецкой лигами, изменения необходимы», – говорит Коммиссо Forbes.

Getty Images

Рокко Коммиссо поднимает над головой кубок Italia Primavera после победы молодежной команды «Фиорентины» над «Лацио» в апреле. Фото Getty Images

Такие препятствия заставляют итальянские команды полагаться на доходы от медиа больше, чем команды других лиг, и даже здесь Италия значительно отстает. Серия А в этом году пыталась на 20% повысить цену на право транслировать свои матчи, но в итоге согласилась на трехлетнее соглашение с DAZN стоимостью $995 млн за каждый год. Это на 13% меньше, чем $1,14 млрд по прошлому соглашению со Sky.

Это также существенно меньше, чем $1,29 млрд, которые в прошлом году получила Бундеслига от сделок с DAZN и Sky, или $ 2,3 млрд Премьер-лиге за трансляцию ее матчей. (Трехлетнее соглашение с ViacomCBS, по которому итальянская лига по трансляции в Штатах ежегодно будет получать $75 млн, несколько смягчило удар).

Проблемы с выручкой ухудшили Правила честной финансовой игры, которые ввели в европейском футболе. Эти правила призваны помочь клубам избежать финансовых проблем и, по сути, требуют тратить не более, чем они зарабатывают. На практике же эти правила заставляют команды с низкими доходами не повышать зарплаты, вредят игре команд на поле, а это, в свою очередь, не дает их прибылям расти, и так по кругу.

«В конце концов, без прибыли мы не можем конкурировать, – говорит Коммиссо, основатель американского кабельного провайдера Mediacom, чей логотип украшает форму «Фиорентины». – Взять нашу ситуацию: без прибыли от спонсорской поддержки Mediacom в прошлом году из-за COVID и прочего команда заработала лишь €72 млн. Это меньше, чем десять лет назад. А мы конкурируем в Европе с командами, которые зарабатывают 3, 4, 5, 6, 700 млн евро».

Getty Images

Джош Вондер и Хуан Арсиньега, совладельцы «Дженоа». Фото Getty Images

Но это не значит, что Коммиссо собирается сдаваться. Он отмечает, что его итальянское происхождение и опыт игры в футбол за команду Колумбийского университета выделяют его среди других американских владельцев, а еще что он пришел в этот спорт не ради денег.

Он понимает, что для успеха нужно время… и деньги. Начинает он с €70 млн, которые потратит на тренировочный центр под названием Viola Park, который сейчас проходит реконструкцию.

Но будет ли такое же терпение у фирм частного капитала и гедж-фондов, пришедших в лигу вместе с ним? По крайней мере Арсиньегас говорит, что 777 готова принять вызов из «Дженоа»: «Мы готовы работать… и думаю, что хорошие возможности существуют и их просто надо правильно использовать. Учитывая не лучшие результаты клуба в последние годы, нам очень хочется стать катализатором позитивных изменений».

Возможно, скоро ряды американских инвесторов в Италии пополнятся. Из-за финансовых трудностей Suning Holdings китайский владелец миланского «Интера» в мае согласился одолжить $336 млн. В случае неудачи Suning итальянский клуб перейдет в руки кредитора – лос-анджелесской фирмы Oaktree Capital.

Материалы по теме

Вы нашли ошибку или неточность?

Оставьте отзыв для редакции. Мы учтем ваши замечания как можно скорее.

Исправить
Предыдущий слайд
Следующий слайд
Новый выпуск Forbes Ukraine

Заказывайте с бесплатной курьерской доставкой по Украине