Рискованная игра. Почему американские инвесторы вливают деньги в итальянскую футбольную лигу Серия А /Фото Getty Images
Категория
Компании
Дата

Рискованная игра. Почему американские инвесторы вливают деньги в итальянскую футбольную лигу Серия А

Маттиа Дестро из «Дженоа». Фото Getty Images

Итальянская Серия А, которую почти все признают лучшей футбольной лигой 1990-х, сейчас находится позади английской Премьер-лиги и испанской Ла-Лиги. Однако все больше американских инвесторов убеждены, что лучшее управление и стабильные денежные вливания могут вернуть былую славу итальянскому футболу. Ну и увеличить стоимость команд

На прошлой неделе 777 Partners, майамская частная инвестиционная фирма, объявила, что покупает футбольный клуб «Дженоа». Человек, знакомый с соглашением, рассказал, что 99,9% клуба оценили в €150 млн ($175 млн) и его долгом.

Шесть из 20 команд Серии А, а также два клуба второго дивизиона (Серия Б) теперь будут под контролем американских инвесторов или инвестиционных групп, принявших эти восемь команд под контроль в течение последних трех с половиной лет.

Это сейчас новый тренд в мире фондов частного капитала и гедж-фондов: финансисты, лучше разбирающиеся в проблемных активах, чем в спортивных командах, все равно хотят «зайти» в европейский футбол. В итальянском футболе таких игроков три.

Инвесторы уверены, что итальянские команды недооценены по сравнению с другими лигами, особенно если учесть снижение цен на клубы во время пандемии. «Стадия развития лиги показывает нам, что здесь есть лучшие возможности для роста», – говорит Хуан Арсиньегас, управляющий директор 777 Partners. Но реальный риск присутствует как в европейском футболе в целом, так и в Италии в частности.

Преимущества очевидны. Футбол – это мировая игра, и ее популярность только растет. Новые компании вступают в борьбу за медиа-права, что может повысить плату за трансляции, а новые бизнес-возможности, такие как NF-токены, создают новые потоки доходов. А Серия А имеет определенные преимущества даже в мире футбола.

Итальянские команды имеют четыре прибыльных места в Лиге чемпионов каждый сезон – это столько же, сколько у Премьер-лиги и Ла-Лиги, и на одно место больше, чем у французской Лиги 1. Кроме того, в Серии А почти нет конкурентов в борьбе за зрителей, ведь футбол – это бесспорно спорт №1 в Италии. Итальянскому футболу повезло в этом больше, чем, например, английскому, ведь ему приходится бороться за популярность с крикетом, теннисом и регби.

А еще не забываем об истории. «Дженоа», например, была основана еще в 1893 году. А «Милан», которым владеет американский фонд Elliott Management, выигрывал Лигу чемпионов (или турнир, который ей предшествовал) семь раз – он уступает только «Реал Мадриду».

Нынешний спрос на итальянские клубы спровоцировали, по словам инвесторов, два фактора. Первый – это дефицит: в Европе просто не так много топовых клубов. Германия вообще почти закрыта для инвесторов, ведь по правилам Бундеслиги болельщики должны контролировать клубы. А вот недавние финансовые проблемы в итальянском футболе, которые пандемия только усугубила, привели к тому, что многие команды выставили на продажу.

Второй фактор – это цена. Согласно Financial Times, Elliott купил «Милан» в 2018-м примерно за €400 млн ($470 млн по сегодняшнему курсу), а пандемия еще больше сбивает цены на некоторые клубы. Для сравнения, согласно списку «Самые дорогие футбольные команды 2021» от Forbes, в более финансово зрелой английской Премьер-лиге шесть команд оценивается более чем в $500 млн, а две – более чем в $2 млрд.

Но даже с такой пониженной начальной стоимостью увеличить ценность итальянских команд будет непросто. Даже успешным клубам Серии А трудно привлекать крупные мировые бренды в качестве спонсоров. А подавляющее большинство клубов играет на старых и, по американским стандартам, изношенных стадионах, не дает им получать выручку от аренды, продажи мерча, билетов в VIP-ложе, а также поднимать цены на билеты выше средних в Европе.

Обновления, которые являются обычными для американских городов, труднее выполнить в Италии, где большинство команд являются арендаторами стадионов, принадлежащих городам, а проекты новых стадионов становятся бюрократическим кошмаром. Согласно последнему отчету Итальянской федерации футбола, за последние десять лет в Италии построили лишь три новых стадиона, в то время как в Европе возвели 153.

Американский миллиардер Рокко Коммиссо говорит, что он предпринял попытки обновить 90-летний стадион имени Артемио Франки во Флоренции сразу после того, как купил «Фиорентину» в июне 2019-го. Процесс принятия городом проекта означает, что реконструкция стадиона займет еще пять лет.

«Надеюсь, что сейчас идеальное время для того, чтобы в политической системе Италии поняли, если они хотят, чтобы Серия А могла конкурировать с английской, испанской и немецкой лигами, изменения необходимы», – говорит Коммиссо Forbes.

Рокко Коммиссо поднимает над головой кубок Italia Primavera после победы молодежной команды «Фиорентины» над «Лацио» в апреле. /Фото Getty Images

Рокко Коммиссо поднимает над головой кубок Italia Primavera после победы молодежной команды «Фиорентины» над «Лацио» в апреле. Фото Getty Images

Такие препятствия заставляют итальянские команды полагаться на доходы от медиа больше, чем команды других лиг, и даже здесь Италия значительно отстает. Серия А в этом году пыталась на 20% повысить цену на право транслировать свои матчи, но в итоге согласилась на трехлетнее соглашение с DAZN стоимостью $995 млн за каждый год. Это на 13% меньше, чем $1,14 млрд по прошлому соглашению со Sky.

Это также существенно меньше, чем $1,29 млрд, которые в прошлом году получила Бундеслига от сделок с DAZN и Sky, или $ 2,3 млрд Премьер-лиге за трансляцию ее матчей. (Трехлетнее соглашение с ViacomCBS, по которому итальянская лига по трансляции в Штатах ежегодно будет получать $75 млн, несколько смягчило удар).

Проблемы с выручкой ухудшили Правила честной финансовой игры, которые ввели в европейском футболе. Эти правила призваны помочь клубам избежать финансовых проблем и, по сути, требуют тратить не более, чем они зарабатывают. На практике же эти правила заставляют команды с низкими доходами не повышать зарплаты, вредят игре команд на поле, а это, в свою очередь, не дает их прибылям расти, и так по кругу.

«В конце концов, без прибыли мы не можем конкурировать, – говорит Коммиссо, основатель американского кабельного провайдера Mediacom, чей логотип украшает форму «Фиорентины». – Взять нашу ситуацию: без прибыли от спонсорской поддержки Mediacom в прошлом году из-за COVID и прочего команда заработала лишь €72 млн. Это меньше, чем десять лет назад. А мы конкурируем в Европе с командами, которые зарабатывают 3, 4, 5, 6, 700 млн евро».

Джош Вондер и Хуан Арсиньега, совладельцы  «Дженоа». /Фото Getty Images

Джош Вондер и Хуан Арсиньега, совладельцы «Дженоа». Фото Getty Images

Но это не значит, что Коммиссо собирается сдаваться. Он отмечает, что его итальянское происхождение и опыт игры в футбол за команду Колумбийского университета выделяют его среди других американских владельцев, а еще что он пришел в этот спорт не ради денег.

Он понимает, что для успеха нужно время… и деньги. Начинает он с €70 млн, которые потратит на тренировочный центр под названием Viola Park, который сейчас проходит реконструкцию.

Но будет ли такое же терпение у фирм частного капитала и гедж-фондов, пришедших в лигу вместе с ним? По крайней мере Арсиньегас говорит, что 777 готова принять вызов из «Дженоа»: «Мы готовы работать… и думаю, что хорошие возможности существуют и их просто надо правильно использовать. Учитывая не лучшие результаты клуба в последние годы, нам очень хочется стать катализатором позитивных изменений».

Возможно, скоро ряды американских инвесторов в Италии пополнятся. Из-за финансовых трудностей Suning Holdings китайский владелец миланского «Интера» в мае согласился одолжить $336 млн. В случае неудачи Suning итальянский клуб перейдет в руки кредитора – лос-анджелесской фирмы Oaktree Capital.

Материалы по теме
Предыдущий слайд
Следующий слайд
Новый Forbes уже в продаже

Новый Forbes уже в продаже

Топ-100 частных компаний | Лучшие города для бизнеса