Компании получают $78 млрд убытков по причине репутационных потерь от распространения ложной информации об их деятельности. А каждый второй работник топ-50 работодателей по версии Forbes публикует фейки на своей странице. Почему это проблема
Компания Kroll в своем Global Fraud and Risk Report отмечает, что одной из ключевых сторон, вредящих имиджу компаний, являются сотрудники (26%). В то время как действия конкурентов (17%) и клиентов (9%) являются существенно меньшей угрозой репутации. Возглавляет список обобщенный ущерб от третьих сторон (30%).
Влияние сотрудников и распространяемой ими информации на репутацию компании часто недооценивают. Анализ угроз обычно сводится только к утечке данных или недовольству работодателем. Однако проблема гораздо глубже. В частности, от того, какую информацию потребляют сотрудники, зависит их мышление и поведение в кризисных ситуациях. Будь это решение о вакцинации или действиях во время информационной атаки на компанию.
К сожалению, критическое большинство украинцев не умеет фильтровать информацию. Цифры последних исследований указывают на размер проблемы.
Украинцы не проверяют информацию и верят в фейки
Только 3% украинцев умеют различать правду в информационном пространстве, однако половина считает, что может это сделать (данные опроса USAID-Internews).
42% украинцев никогда не проверяют информацию на достоверность, а 32% интуитивно определяют правдивость новостей (исследование «Детектор медиа»).
73% украинских пользователей Facebook публикуют на своих страницах фейки, манипуляции, ссылки на ресурсы-помойки и проходят тесты, собирающие данные (данные инициативы «Как не стать овощем»).
В частности, следствием такого неразборчивого потребления информации является то, что 7 из 10 украинцев верят в искусственное происхождение коронавируса. А 4 из 7 отмечают, что цель создания COVID-19 – уменьшение населения на Земле.
Эта проблема касается всех возрастов и людей разного социального статуса. В исследовании уровня информационной гигиены сотрудников топ-50 компаний лучших работодателей по версии Forbes мы видим, что почти каждый второй работник публикует фейки и манипуляции на Facebook-странице. То есть человек не только ознакомился с информацией, но и решил, что она достойна распространения.
43% работников топ-50 не соблюдают инфогигиену в Facebook. Однако ситуация разнится в зависимости от отрасли. Так, показатель меньше в IТ- и медиакомпаниях – 23%. Если же убрать эти две сферы, то количество нарушающих инфогигиену возрастет до 48%.
Почему это проблема для бизнеса
1. Одно из ключевых последствий отсутствия инфогигиены – неумение различать объективные медиа и ресурсы-помойки (маскирующиеся под медиа, однако специализирующиеся на распространении дезинформации).
Ссылки на «помойки» публикуют в 4 раза чаще, чем на медиа из «белого списка» Института массовой информации. 7 из 15 самых популярных информационных ресурсов, из которых сотрудники узнают новости в Facebook, – это помойки (данные SemanticForce).
Соответственно заказчик информационной атаки на компанию за условные $3000 опубликует 10 фейковых материалов на популярных помойках. Это будут максимально токсичные для компании тексты с громкими заголовками – ограничений журналистскими стандартами нет. Такие материалы хорошо привлекают внимание аудитории и индексируются Google. Чем больше источников опубликует нужную заказчику информацию, тем больше вероятность, что она первой попадется на глаза сотруднику – нынешнему или потенциальному. Люди, не умеющие фильтровать информационные источники, поверят написанному. Для изменения их мнения о компании потребуется много времени и усилий. Ведь эмоциональные фейки распространяются гораздо быстрее, чем правда.
2. Популярность ресурсов типа nametests.com. Они публикуют развлекательные тесты и игры, собирающие данные пользователей в обход социальной сети. Подобная технология была использована компанией Cambridge Analytica для вмешательства в выборы президента США в 2016 году и Brexit. Каждый десятый сотрудник топ-50 подписан на nametests.com в Facebook, а 8,2% сотрудников не из IТ-отрасли публикуют результаты таких тестов на своих страницах.
Тесты типа «Кто ты из сериала «Игра в кальмара» на первый взгляд безопасны. Однако именно с них начинается формирование цифрового портрета сотрудника, используемого для увеличения эффективности информационных атак на компании. Платформы с тестами собирают контактную, социально-демографическую и поведенческую информацию о человеке. Данные используются для персонализации месседжей информационных атак таким образом, чтобы они максимально достигали своего результата. Например, распространяли панику о банкротстве или негативном имидже работодателя. Это позволяет заказчику атаки быстрее и дешевле нанести ущерб компании.
3. Непонимание, как манипулируют в цифровом мире. А отсюда и безопасность в потреблении информации. Это позволяет массово и дешево взламывать страницы сотрудников и от их имени распространять фейковую информацию.
Человек видит в ленте сообщение «Хочешь узнать, кто чаще всего посещает твою страницу?». Сотрудник следует инструкциям, нажимает на ссылку в сообщении и сам запускает процесс взлома своей страницы. Теперь на его странице распространяются материалы, содержание которых определяют злоумышленники. Это один из способов массового распространения дезинформации о компании руками ее сотрудников. При этом сама жертва взлома часто ни о чем не догадывается, ведь такие сообщения скрываются от владельца страницы.
4. Склонность считать основным каналом дезинформации телевидение, в то время как в Facebook или Viber ими манипулировать более эффективно и дешево. Это создает эффект псевдозащищенности на цифровых платформах, в то время как здесь созданы инструменты изменения мышления и поведения людей. Массовые, дешевые и эффективные. Если сотрудник не понимает, как распознать их, он будет легкой добычей заказчиков информационной атаки на компанию. Например, в Новых Санжарах людей на улицы вывели, подстрекали и координировали с помощью вновь созданного сообщества в Viber и 20 работавших там ботов.
В Украине исторически низкий уровень доверия к институтам. Люди верят людям и именно у них проверяют важную информацию. От сотрудников во многом зависит устойчивость бизнеса и то, что будет думать о положении дел компании внешний мир. А это зависит от уровня информационной гигиены работников. От того, куда они пойдут проверять официальные заявления работодателя – в объективное медиа или первую же помойку, которую найдут в Google или Facebook.
В отдельных ситуациях разрушительное влияние дезинформации на сотрудников можно буквально компенсировать деньгами. Так, владелец сети "Медтехника" Алексей Давыденко летом провел опрос среди своих сотрудников и обнаружил, что 72% не хотят вакцинироваться. Он принял решение ввести денежную мотивацию: единовременная выплата 1000 грн и дополнительные 10% к зарплате (до конца года). Также выделялись выходные дни после каждой прививки. К концу октября 73% сотрудников были полностью вакцинированы.
Однако далеко не во всех случаях удается оперативно исправить негативные последствия дезинформации. Например, во время информационных атак эффективность разъяснений по публикации в помойке будет близка к нулю или производить обратный эффект.
Что можно сделать
1. Понять размер проблемы в компании. Во время традиционных исследований люди способны завышать свое умение распознавать фейки. Оптимальный способ определения уровня инфогигиены – мини-исследование сообщений сотрудников компании в Facebook. Оно покажет и что читают, и чем готовы делиться. К тому же страницы сотрудников в социальных сетях являются составной частью информационного поля о компании.
2. Добавить модуль по инфогигиене в корпоративное обучение. В последние годы изменились не только форма и количество информации, но и инструменты, которые используют манипуляторы. Однако люди не знают об этом и пытаются фильтровать информацию с помощью правил, наработанных в аналоговую эру. Это не только не работает, но и создает иллюзию безопасности. В результате половина украинцев думает, что умеет распознавать фейки, однако только 3% действительно могут это сделать.
Вы нашли ошибку или неточность?
Оставьте отзыв для редакции. Мы учтем ваши замечания как можно скорее.