Категория
Компании
Дата

Почему работники, играющие в «какой ты овощ» и постящие фейки в Facebook, – угроза для бизнеса

5 хв читання

Почему работники, играющие в «какой ты овощ» и постящие фейки в Facebook, – угроза для бизнеса /Getty Images

Getty Images

Компании получают $78 млрд убытков по причине репутационных потерь от распространения ложной информации об их деятельности. А каждый второй работник топ-50 работодателей по версии Forbes публикует фейки на своей странице. Почему это проблема

Як створити продукт, який полюблять клієнти? Отримайте цінні поради від співвласника monobank™ – Олега Гороховського. Купуйте квиток на Форум підприємців, який відбудеться 27 червня.

Компания Kroll в своем Global Fraud and Risk Report отмечает, что одной из ключевых сторон, вредящих имиджу компаний, являются сотрудники (26%). В то время как действия конкурентов (17%) и клиентов (9%) являются существенно меньшей угрозой репутации. Возглавляет список обобщенный ущерб от третьих сторон (30%).

Влияние сотрудников и распространяемой ими информации на репутацию компании часто недооценивают. Анализ угроз обычно сводится только к утечке данных или недовольству работодателем. Однако проблема гораздо глубже. В частности, от того, какую информацию потребляют сотрудники, зависит их мышление и поведение в кризисных ситуациях. Будь это решение о вакцинации или действиях во время информационной атаки на компанию.

К сожалению, критическое большинство украинцев не умеет фильтровать информацию. Цифры последних исследований указывают на размер проблемы.

Украинцы не проверяют информацию и верят в фейки

Только 3% украинцев умеют различать правду в информационном пространстве, однако половина считает, что может это сделать (данные опроса USAID-Internews).

42% украинцев никогда не проверяют информацию на достоверность, а 32% интуитивно определяют правдивость новостей (исследование «Детектор медиа»).

73% украинских пользователей Facebook публикуют на своих страницах фейки, манипуляции, ссылки на ресурсы-помойки и проходят тесты, собирающие данные (данные инициативы «Как не стать овощем»).

В частности, следствием такого неразборчивого потребления информации является то, что 7 из 10 украинцев верят в искусственное происхождение коронавируса. А 4 из 7 отмечают, что цель создания COVID-19 – уменьшение населения на Земле.

Эта проблема касается всех возрастов и людей разного социального статуса. В исследовании уровня информационной гигиены сотрудников топ-50 компаний лучших работодателей по версии Forbes мы видим, что почти каждый второй работник публикует фейки и манипуляции на Facebook-странице. То есть человек не только ознакомился с информацией, но и решил, что она достойна распространения.

43% работников топ-50 не соблюдают инфогигиену в Facebook. Однако ситуация разнится в зависимости от отрасли. Так, показатель меньше в IТ- и медиакомпаниях – 23%. Если же убрать эти две сферы, то количество нарушающих инфогигиену возрастет до 48%.

Почему это проблема для бизнеса

1. Одно из ключевых последствий отсутствия инфогигиены – неумение различать объективные медиа и ресурсы-помойки (маскирующиеся под медиа, однако специализирующиеся на распространении дезинформации).

Ссылки на «помойки» публикуют в 4 раза чаще, чем на медиа из «белого списка» Института массовой информации. 7 из 15 самых популярных информационных ресурсов, из которых сотрудники узнают новости в Facebook, – это помойки (данные SemanticForce).

Соответственно заказчик информационной атаки на компанию за условные $3000 опубликует 10 фейковых материалов на популярных помойках. Это будут максимально токсичные для компании тексты с громкими заголовками – ограничений журналистскими стандартами нет. Такие материалы хорошо привлекают внимание аудитории и индексируются Google. Чем больше источников опубликует нужную заказчику информацию, тем больше вероятность, что она первой попадется на глаза сотруднику – нынешнему или потенциальному. Люди, не умеющие фильтровать информационные источники, поверят написанному. Для изменения их мнения о компании потребуется много времени и усилий. Ведь эмоциональные фейки распространяются гораздо быстрее, чем правда.

2. Популярность ресурсов типа nametests.com. Они публикуют развлекательные тесты и игры, собирающие данные пользователей в обход социальной сети. Подобная технология была использована компанией Cambridge Analytica для вмешательства в выборы президента США в 2016 году и Brexit. Каждый десятый сотрудник топ-50 подписан на nametests.com в Facebook, а 8,2% сотрудников не из IТ-отрасли публикуют результаты таких тестов на своих страницах.

Тесты типа «Кто ты из сериала «Игра в кальмара» на первый взгляд безопасны. Однако именно с них начинается формирование цифрового портрета сотрудника, используемого для увеличения эффективности информационных атак на компании. Платформы с тестами собирают контактную, социально-демографическую и поведенческую информацию о человеке. Данные используются для персонализации месседжей информационных атак таким образом, чтобы они максимально достигали своего результата. Например, распространяли панику о банкротстве или негативном имидже работодателя. Это позволяет заказчику атаки быстрее и дешевле нанести ущерб компании.

3. Непонимание, как манипулируют в цифровом мире. А отсюда и безопасность в потреблении информации. Это позволяет массово и дешево взламывать страницы сотрудников и от их имени распространять фейковую информацию.

Человек видит в ленте сообщение «Хочешь узнать, кто чаще всего посещает твою страницу?». Сотрудник следует инструкциям, нажимает на ссылку в сообщении и сам запускает процесс взлома своей страницы. Теперь на его странице распространяются материалы, содержание которых определяют злоумышленники. Это один из способов массового распространения дезинформации о компании руками ее сотрудников. При этом сама жертва взлома часто ни о чем не догадывается, ведь такие сообщения скрываются от владельца страницы.

4. Склонность считать основным каналом дезинформации телевидение, в то время как в Facebook или Viber ими манипулировать более эффективно и дешево. Это создает эффект псевдозащищенности на цифровых платформах, в то время как здесь созданы инструменты изменения мышления и поведения людей. Массовые, дешевые и эффективные. Если сотрудник не понимает, как распознать их, он будет легкой добычей заказчиков информационной атаки на компанию. Например, в Новых Санжарах людей на улицы вывели, подстрекали и координировали с помощью вновь созданного сообщества в Viber и 20 работавших там ботов.

В Украине исторически низкий уровень доверия к институтам. Люди верят людям и именно у них проверяют важную информацию. От сотрудников во многом зависит устойчивость бизнеса и то, что будет думать о положении дел компании внешний мир. А это зависит от уровня информационной гигиены работников. От того, куда они пойдут проверять официальные заявления работодателя – в объективное медиа или первую же помойку, которую найдут в Google или Facebook.

В отдельных ситуациях разрушительное влияние дезинформации на сотрудников можно буквально компенсировать деньгами. Так, владелец сети "Медтехника" Алексей Давыденко летом провел опрос среди своих сотрудников и обнаружил, что 72% не хотят вакцинироваться. Он принял решение ввести денежную мотивацию: единовременная выплата 1000 грн и дополнительные 10% к зарплате (до конца года). Также выделялись выходные дни после каждой прививки. К концу октября 73% сотрудников были полностью вакцинированы.

Однако далеко не во всех случаях удается оперативно исправить негативные последствия дезинформации. Например, во время информационных атак эффективность разъяснений по публикации в помойке будет близка к нулю или производить обратный эффект.

Что можно сделать

1. Понять размер проблемы в компании. Во время традиционных исследований люди способны завышать свое умение распознавать фейки. Оптимальный способ определения уровня инфогигиены – мини-исследование сообщений сотрудников компании в Facebook. Оно покажет и что читают, и чем готовы делиться. К тому же страницы сотрудников в социальных сетях являются составной частью информационного поля о компании.

2. Добавить модуль по инфогигиене в корпоративное обучение. В последние годы изменились не только форма и количество информации, но и инструменты, которые используют манипуляторы. Однако люди не знают об этом и пытаются фильтровать информацию с помощью правил, наработанных в аналоговую эру. Это не только не работает, но и создает иллюзию безопасности. В результате половина украинцев думает, что умеет распознавать фейки, однако только 3% действительно могут это сделать.

Контрибьюторы сотрудничают с Forbes на внештатной основе. Их тексты отражают личную точку зрения. У вас другое мнение? Пишите нашей редакторе Татьяне Павлушенко – [email protected]

Вы нашли ошибку или неточность?

Оставьте отзыв для редакции. Мы учтем ваши замечания как можно скорее.

Исправить
Предыдущий слайд
Следующий слайд
Передзамовлення нового номеру Forbes Ukraine. Купуйте зараз за 209 грн замість 279 грн

Заказывайте с бесплатной курьерской доставкой по Украине