В этой рубрике Forbes рассказывает, как бизнесы, оказавшиеся под ударом кризиса или рыночной трансформации, ищут пути спасения и меняют бизнес-процессы
В конце 2020 года львовская компания «Кормотех» выпустила новые консервы для котов. Разработка продукта заняла четыре месяца вместо года.
Юрию Ковалюку, отвечавшему за продукт, помогли ускориться навыки, приобретенные на онлайн‑курсе Львовской бизнес‑школы (LvBS), – системность, анализ ошибок, четкое видение процесса с начала до конца, считает СЕО компании Ростислав Вовк. Обучение на курсе LvBS 200 сотрудников обошлось «Кормотеху» в 400 000 грн.
Кейс «Кормотеха» – скорее исключение из правил. Большинство компаний сократили инвестиции в бизнес‑обучение: INTERTOP Ukraine – вдвое, а сеть кинотеатров Multiplex – полностью.
Это отразилось на финансовых показателях бизнес‑школ. Выручка Киевской школы экономики (KSE) в 2020-м упала на 20–30%, Киево‑Могилянской бизнес‑школы (kmbs) – на 20%. Из‑за пандемии и карантина образовательные учреждения были вынуждены частично перейти онлайн.
Как школы, обучающие предпринимателей и менеджеров, меняют подходы к бизнесу? Forbes обсудил это с СЕО LvBs Яриной Бойчук и руководителем программ Presidents’ MBA Киево‑Могилянской бизнес‑школы Эдуардом Мальцевым.
Эдуард Мальцев, руководитель Presidents’ MBA kmbs
С 2001 года выпустили около 1600 участников MBA, выручка за 2019‑й – 84 млн грн
Об антикризисном менеджменте
COVID‑19 просадил рынок MBA‑образования, но мы видим отложенный спрос. Люди осторожнее относятся к инвести‑ циям в длительное обучение, но лучше к краткосрочным программам. Структура портфеля изменилась: до кризиса MBA занимал 60%, сейчас – около 50%. Остальное – корпоративные программы и программы по управленческому развитию.
В первый локдаун мы приняли решение не останавливаться. Вышли онлайн. Не все студенты на это согласились из-за отсутствия живого общения. Поэтому мы отодвинули часть программ на три месяца и поддерживали постоянный диалог с их участниками.
Как определить потребности
Разрабатывая новые продукты, мы ориентируемся на то, как развивается та или иная индустрия, оцениваем зрелость управленцев в ней. Бизнес обычно начинается как предпринимательская история. А на определенном этапе его развития нужны профессиональные управленцы. Это для нас очень важный индикатор. Мы общаемся со многими людьми, чтобы понять, есть ли необходимость в профессиональных специалистах.
Участники наших программ год от года становятся более подготовленными, так как нет проблем с книгами. Люди много читают и приходят с более высокими требованиями, чем несколько лет назад. Общий уровень управленцев растет, и это означает для нас, что мы должны развиваться быстрее.
Цифровое обучение
Мы готовились к онлайну давно. Инфраструктура у нас была, в локдаун мы только снабдили домашние компьютеры преподавателей более качественными камерами. Нас учили внешние специалисты, что позволило так совме‑ стить офлайн с онлайном. Мы также делали формализованные тренинги для участников программ и преподавателей, чтобы все были на одном уровне.
Мы открыли Telegram‑канал MBA Insights, в котором предоставляем полезную информацию и объясняем, что такое MBA, как происходит обучение и про что мы. С точки зрения маркетинга лучшее продвижение – через Facebook и Instagram. Для привлечения новых слушателей сотрудничаем с сообществом выпускников, участвующих в менторских программах и становящихся меценатами.
«Онлайнобразование эффективнее для руководителей невысокого уровня. Для топменеджмента важны групповая работа с эмоциями, быстрая связь с преподавателем и социумом. Поэтому вместе с карьерным ростом надо отдавать предпочтение офлайну. Нам интересны индивидуальные краткосрочные программы по цифровой грамотности и стратегическому мышлению, которые позволят сразу практиковать».
Сергей Бадритдинов CEO INTERTOP Ukraine
Ярина Бойчук, CEO Львовской бизнесшколы
С 2010 года выпустили 106 студентов MBA, выручка, по данным СПАРК-Интерфакс, 2019‑й – 7 млн грн
Об антикризисном менеджменте
Накануне кризиса вместе с платформой Prometheus мы запустили платный курс по менеджменту «Давид побеждает» об асимметричной модели ведения бизнеса. Его ведет Адриан Сливоцкий. Это позволило усилить наш маркетинг и выйти на аудиторию, которая нас не знала раньше. Это, например, те, кто вообще не учился в бизнес‑школах.
В первый локдаун нарабатывали так называемые кейс‑квесты встречи в Zoom, бесплатные либо за символическую плату. Это был разбор коротких бизнес-кейсов выпускников про выход из кризиса. На них преподаватель вместе с группами проверял различные теории, что работает, а что нет, а участники делились собственным опытом. Теперь применяем эти кейсы на курсах и вступительных экзаменах.
Из‑за роста спроса на быстрые знания мы увеличили предложение коротких и среднесрочных программ.
Для нас карантин был страшнее, чем для других бизнесов. Некоторые учебные программы не были реализованы, что-то перенесли до лучших времен. Пришлось откладывать платежи по MBA‑программам до их завершения. Некоторые студенты хотели временно прекратить обучение, чтобы восстановиться, когда будут уверены в своих ресурсах.
В этом году выпустили 15 человек – 95% группы MBA.
Как определить потребности
После того как человек завершает обучение по MBA‑программе, наши менеджеры общаются с выпускником, чтобы понимать, как программу сделать еще полезней. Они спрашивают, какие изменения удалось внедрить, каких результатов достигли.
Некоторые программы строятся на том, какие специалисты нужны бизнесу, иногда даже в каждой функции, например, маркетинге или управлении людьми.
Цифровое обучение
До пандемии мы фокусировались на клиентах, в том числе из Киева. Выезжали в столицу, где, основываясь на опыте выпускников и преподавателей, презентовали учебную программу для тех, кто хотел увидеть, как мы работаем. Карантин отнял такую возможность, но благодаря интернету мы привлекли более молодую аудиторию из Киева, а также расширили географию вовлечения на Одессу, Харьков и Днепр. Один из инструментов выхода в регионы – соцсети. Мы рассматривали онлайн‑курсы как угрозу еще девять лет назад и даже думали самостоятельно выходить в сеть с курсами. Карантин это ускорил. Учимся разрабатывать и воплощать продакшен онлайн‑курсов.
Мы не планируем разрабатывать много онлайн‑курсов, чтобы снять сливки. Интернет для наших потенциальных студентов – это средство ознакомления с контентом или преподавателями. Считаем, например, что после курса базового лидерства человек будет следить как минимум за курсами по лидерству, как максимум – просмотрит все меню бизнес‑школы. Одна из компаний, которая прошла обучение на онлайн-курсе Сливоцкого на Prometheus, пришла за корпоративными программами.
«Онлайн-обучению не хватает самого важного – энергии одногруппников. Я был на краткосрочной программе, где мы не познакомились друг с другом, только обменялись условно контактами в Facebook. Внутри компании запускаем корпоративные курсы для менеджеров среднего звена. Сотрудников три месяца будут обучать навыкам общения и управления людьми».
Владимир Лемперт CEO компании «Спецтехоснастка»
Вы нашли ошибку или неточность?
Оставьте отзыв для редакции. Мы учтем ваши замечания как можно скорее.