Категория
Компании
Дата

Книжная консолидация. Как сегодня выживают издательства

5 хв читання

Книжная консолидация. Как сегодня выживают издательства /Shutterstock

Shutterstock

В этой рубрике Forbes рассказывает, как бизнесы, которые оказались под ударом кризиса или рыночной трансформации, ищут пути спасения и меняют бизнес-процессы

Форум «Енергія бізнесу» у Києві вже 9 жовтня

Бізнес будує нову енергореальність, забезпечуючи незалежність в умовах блекаутів. 9 жовтня на форумі «Енергія бізнесу» обговоримо технології та інвестиції, що змінюють правила гри на енергоринку. Дізнайтеся, як адаптувати бізнес до майбутніх енергетичних викликів, за посиланням. 

Объем книжного рынка до коронакризиса оценивался в 2,5 млрд грн. Во время пандемии продажи упали на 30–50%, говорит директор Украинского института книги Александра Коваль. Во время локдаунов останавливали работу не только магазины, но и типографии. Поэтому тиражи книг сократились на 54%, подсчитали в Книжной палате. «Раньше средний тираж был 2500–3000 экземпляров, сейчас – почти 1000», – рассказывает гендиректор издательства Vivat Юлия Орлова. Из-за этого цены на книги до конца года могут вырасти, считают издатели.

В 2020 году закрылся каждый пятый книжный магазин, говорит директор издательства «Видавництво Старого Лева» Николай Шейко. По его словам, в основном это маленькие магазины, которых и так было немного. Такая же судьба и у небольших онлайн-игроков, говорит владелец Kniga.biz.ua Дмитрий Лаппо.

Управленец Сергей Коваленко (ранее директор по развитию «Новой Почты» и председатель правления казахского ATF Банка) обсудил трансформацию книжного рынка с Николаем Шейко и соучредителем сети «Буква» Ярославом Мариновичем.

Ярослав Маринович, соучредитель сети «Буква» и издательства «КМ-Букс»

Выручка сети и издательства – 192,6 млн грн (2019)

Об антикризисном менеджменте

В периоды локдаунов мы полностью останавливали печать. Это в два раза уменьшило объем склада. Но мы и другие издательства оказались слишком пессимистичны. Например, печать уменьшили на 70%, а рынок упал на 30%, из-за чего в июле и августе образовался дефицит.

Падение, которое наша компания перенесла в локдаун в марте – апреле 2021-го, незначительно с точки зрения продаж и выпуска. В условиях, когда конкуренты не печатали книг и не было новых продуктов, доля «Буквы» и длина нашей полки увеличились.

В прошлом году все ресурсы направили на погашение долгов и зарплаты. В 2021-м полностью изменили подход: денежные потоки идут на производство и авторские права.

Реструктуризация

В 2020-м количество покупок в наших интернет-магазинах выросло более чем вдвое. Но если в прошлом году этот канал рос стремительно, то в последний локдаун – незначительно.

Онлайн дополнили книжной мини-лавкой «Буква UA», где цены такие же, как в интернете. Она задумывалась как точка выдачи с небольшим количеством позиций – 1000–2000. После существенного роста розничных продаж офлайн ее ассортимент увеличили до 7000 позиций. Добавили на сайт опцию заказа книги, которой нет в наличии, и ее доставку в удобную для покупателя точку продажи. В онлайн-подразделении расширили штат и сменили подрядчиков, которые занимаются продвижением и разработками сайта книжного магазина и издательства. Это недешево, но расширение присутствия в интернете – приоритет на ближайшие годы.

Из-за разногласий с владельцами помещений за последние три месяца закрыли два магазина из 30. Больше сокращений на следующие два года не планируем.

Как изменилось поведение покупателей

В Украине количество людей, проводящих досуг с книгой, уменьшается. Приобретение книги офлайн превращается в спонтанную покупку или покупку, связанную с каким-то ивентом. Поэтому мы переносим офлайн-магазины в места с высоким траффиком – например, в зоны фуд-кортов ТРЦ. Человек после шопинга увидит книжный магазин и спонтанно зайдет и купит книгу. У покупателя нет мотива специально искать книгу в street-ритейле.

Средний чек покупки в магазинах ниже, чем онлайн: в 2020 году – 209 грн, с начала 2021-го – 224 грн. Средний чек онлайн в 2020-м и в начале 2021-го – примерно 285 грн.

Книжная консолидация. Как сегодня выживают издательства /Фото 1

Ярослав Маринович, соучредитель сети «Буква» и издательства «КМ-Букс»

О дистрибуции российских книг

Ключевой фактор продаж на украинском рынке – цена. Мы вынужденно провели эксперимент. Издали на украинском книгу Джоан Роулинг в твердом переплете. Россияне напечатали дешевле на 15–20% в рознице в мягком переплете. Продажи отличались в шесть раз в пользу русской книги.

Когда мы украинскую книгу сделали дешевле, ситуация изменилась с точностью до наоборот: наша стала продаваться в пять раз больше.

80% потребителей все равно, на каком языке читать – на русском или украинском. Мы два года работали без российских книг. Доля украинской книги увеличилась до каких-то космических небес, и никто не пострадал.

Кирилл Куницкий, основатель образовательно-консалтинговой компании «Бизнес-Конструктор»:

«На нисходящем рынке важно не только сохранить свою долю, но и наращивать ее. Майкл Портер советует дифференцироваться и фокусироваться. Что это значит? Сосредоточиться на узкой нише и формировании сообщества. Здесь может быть много вариаций – от систем с подпиской до тематических книжных групп. Это поможет бороться со снижающейся культурой потребления».

Николай Шейко, директор «Видавництва Старого Лева»

Выручка – 80 млн грн (2019)

Об антикризисном менеджменте

В первом локдауне выживали благодаря интернет-продажам своего магазина и партнеров – Yakaboo и «Книгарня Є».

В 2020 году оборот упал на 8%. При отсутствии очередных форс-мажоров 2021-й рассчитываем завершить в небольшом плюсе благодаря увеличению количества новинок и напечатанных позиций. За четыре месяца напечатали 50% объема 2020-го.

Покупатель до сих пор приходит в себя. В первые два дня после завершения локдауна каждый второй посетитель магазина заглядывал и спрашивал: «А к вам уже можно зайти?»

Об изменении подходов

Самая большая проблема украинского рынка – оборотные средства. Издатель, не имеющий определенного ресурса для получения собственных денег, будет зависеть от крупных игроков. Поэтому в нашей стратегии как минимум 30% собственных продаж.

Сетям интересны детские книги, с которых мы начинали как издательство. Но для хороших продаж все равно нужно быть универсальным. Мы стали издавать взрослые книги и нон-фикшн.

Аудиокниги – не очень популярный товар. Их доля составляет 1–2%. Объемы растут, но не теми темпами, которые бы ставили под сомнение жизнь бумажной книги.

УНИАН

Николай Шейко, директор «Видавництва Старого Лева» Фото УНИАН

О пиратстве

Никто не хочет покупать электронную версию, все хотят раздобыть ее бесплатно. Лишь 8% из тех, кто читает электронные версии книг, платят за них.

У нас есть менеджер, который отслеживает все возможные варианты скачивания электронных версий, ведет переписку с владельцами ресурсов, где выкладывают такие книги, а в особо сложных случаях обращается в юридический отдел. Этот процесс – ежедневный.

Точки роста

Мы со своим читателем – с детства. Мы берем его в год или два на твердых и махоньких картонках и идем с ним до взросления. Читатель ищет нашу книгу на полках, потому что сначала читал нашу детскую книгу, затем – подростковую, после – взрослую. Конечно, нам трудно конкурировать с гаджетами, особенно в детстве и подростковом возрасте. В двух книгах мы попытались добавить дополненную реальность. Хотя это существенно и не влияет на продажи книг, но дает возможность работать с новыми тенденциями.

Мы возлагаем большие надежды на продажу прав за рубеж. Ежегодно мы продаем примерно сотню контрактов с заграничными издателями. Дилогия Романи Романишин и Андрея Лесива «Громко, тихо, шепотом» и «Я так вижу», оформленные творческой мастерской «Аґрафка», победила в конкурсе на лучший дизайн детской книги в Болонье и продалась в три десятка стран, в частности в Британию и США.

Андрей Домаранский, директор по развитию сети «Книгарня Є»:

«Развитие онлайна не увеличит объема книжного рынка, поскольку интернет-магазины не создают эффекта «столкновения с книгой». Многие люди покупали бы книги, если бы встречались с ними в повседневной жизни. Офлайн-магазинов должно быть больше, если мы хотим, чтобы украинцы больше читали».

Материалы по теме

Вы нашли ошибку или неточность?

Оставьте отзыв для редакции. Мы учтем ваши замечания как можно скорее.

Предыдущий слайд
Следующий слайд