Пандемия изменили мир работы. Даже традиционные компании переходят на remote-first или выбирают гибридный формат. Параллельно бизнес готовится к тому, что через 5–10 лет многие привычные профессии исчезнут из-за автоматизации. Как в новых реалиях нанимать и удерживать лучшие таланты? Какие компетенции развивать в людях? HR-директора из рейтинга лучших работодателей Forbes рассказывают про свои практики и ноу-хау.
Если в 2020 году главной задачей было пережить кризис и адаптироваться к новой реальности, то в новом году основная цель – вернуться к нормальной деятельности. Мы движемся к новому, постковидному формату работы, который еще только предстоит создать. Моя главная цель как HR-руководителя на 2021 год – строить гибкую организацию, готовую встретить любые вызовы нового дня.
Декабрьский опрос показал, что в офис готовы и хотят вернуться всего 5% наших сотрудников. Если тенденция к уменьшению количества заболевших будет держаться, мы перейдем в гибридный режим: 50% времени онлайн- и 50% офлайн-работы. Будет сложно. Пройти этот этап поможет постепенность внедрения нового формата и отсутствие давления на людей.
Важный фокус на 2021-й – эмоциональное и ментальное благополучие сотрудников. В 2020 году мы запустили онлайн-платформу, направленную на поддержку ментального здоровья, а также начали оплачивать 20 недель отпуска по уходу за ребенком не только женщинам, но и мужчинам.
Офисы компаний переформатируются в сторону открытости. Место привычных кабинетов и переговорных займут collaboration spaces для взаимодействия, побуждающие к сотрудничеству.
Планируем перевести организацию в agility-формат. Если IT-бизнес в гибком режиме работал давно, то крупные FMCG-компании до пандемии этим похвастаться не могли. Мы должны обучить всех сотрудников и команды перестраиваться, когда обстоятельства меняются, работать короткими итерациями и кросс-функционально.
Если 20 лет назад job description сотрудника мог не меняться годами, то сегодня за полгода-год может измениться и глобальная повестка, и ожидания результатов от человека на рабочем месте. Критическое мышление, гибкость и готовность к переменам тут куда важнее, чем hard skills.
В 2021 году мы планируем инвестировать в развитие сотрудников 10 млн грн.
Подход к обучению, который мы практикуем, выражается формулой «10/20/70»: 10% – обучение в формате лекций, 20% – обучение «у кого-то» (менторинг, коучинг), и 70% – практика, без которой никакие тренинги не дадут результата. Эффективность программ обучения измеряем процентом людей, которые после них получили промоушн в том же году.
У нас есть external talent pool. Это люди, которых мы отслеживаем на рынке, и даже если сегодня не готовы ничего им предложить, поддерживаем с ними связь. В прошлом году мы закрыли не меньше 50% вакансий именно из этой «базы талантов».
Наша главная задача на 2021-й – завершить переход из удаленки в гибридный формат работы (онлайн + офлайн).
Общения, которое склеивало коллективы, на удаленке стало намного меньше. Уровень вовлеченности сотрудников резко упал. Гибридная модель должна решить эту проблему. Встречаясь в офисе хотя бы два-три раза в неделю, люди быстро восстановят ощущение причастности.
Мы разделили штат на четыре группы:
1. те, кто работает только удаленно;
2. те, у кого удаленки больше, чем офлайна;
3. те, кто больше работает в офисе и меньше дистанционно;
4. те, кто работает только офлайн.
Еще предстоит ответить на много вопросов. Что такое “рабочее место” в новом формате? Как не потерять в продуктивности? Как переустроить офис и нужно ли нам столько же офисных площадей, сколько было до пандемии?
Наш подход – «офис там, где ты». Неважно, откуда работает человек, главное – чтобы он создавал прибыль для компании, развивался и достигал личных целей.
HR-направление давно уже не «служба кадровой поддержки», но сейчас его роль из сервисной становится стратегической. Ключевыми в бизнесе считаются направления, генерирующие максимальную прибыль. HR же приносит прибыль опосредованно. Но пандемия показала, чего стоит в кризис качество команды.
Пандемия вывела важность эмоционального благополучия сотрудников на первый план. От самочувствия и настроения человека напрямую зависит его эффективность, а, значит, и качество всей команды.
Цель на 2021-й – унификация всех процессов в компании. Мы создаем единый HR-центр для 20 000 сотрудников по всему миру. Идея в том, что в какой бы стране ты ни работал в GlobalLogic, ты работаешь в компании с едиными стандартами.
Стратегическая задача – развивать украинские инженерные таланты. Из-за нехватки квалифицированных кадров Украина ощутимо недополучает в прибыли. Мы открыли лаборатории в 19 украинских ВУЗах, проводим студенческие хакатоны, запустили магистерскую программу "Математические методы искусственного интеллекта» в КНУ им. Шевченко и сертификатную программу в НаУКМА.
90% наших консультантов работают удаленно, функционал остальных 10% требует физического присутствия на рабочем месте. В 2020-м мы смогли сохранить эффективность онлайн, поэтому возвращение в офис – не горящий вопрос.
Один из недавних опросов показал, что 27% IT-специалистов не хотят работать в remote-формате после карантина. И эта доля растет. Люди устали работать из дому. Как только будет безопасно, мы вернемся к вопросу гибридного или офлайн-формата в городах Украины, где у нас есть офисы.
С началом локдауна мы понимали, что мотивация и вовлеченность людей – приоритет №1. Запустили горячую линию, усилили коммуникацию, проводили онлайн-лекции о мотивации, сне, ментальном здоровье. Пересмотрели соцпакет: если нельзя пойти в спортклуб, то можно заниматься онлайн.
Было важно научить менеджеров работать с командами удаленно: обеспечивать эффективность, выявлять риски, поддерживать людей. Нам удалось не просто удержать уровень вовлеченности в 2020 году, но и «подрастить» его с 81 до 82 баллов (по 100-балльной системе).
У нас по-прежнему большой запрос на «костяк»: middle-level (37% вакансий) и senior-level менеджеров (33%). Это инженеры с опытом, сильными hard-skills и развитыми soft-skills. С переходом онлайн роль последних резко возросла. Топ-компетенции сегодня: работа в условиях стресса, удаленное взаимодействие с командами, автономность, инициативность, умение учиться.
Компаниям в нашем секторе стоит инвестировать и развитие людей 1,5% от годового дохода. Это дает хороший возврат на инвестиции и существенно снижает текучку.
Наша главная цель на 2021 – вырасти как по бизнес-показателям, так и по числу сотрудников (на 70 человек, в основном на front office). Сейчас в украинском офисе работает 320 сотрудников.
У нас высокие критерии качества персонала. Поэтому вызов №2 – не пойти в этом на компромисс.
Как мы находим и удерживаем лучших людей?
1. Адекватно платим – выше среднего, но не по максимуму.
2. Вкладываем в их развитие больше, чем другие.
3. И только после этого холим и лелеем (соцпакет и «плюшки»).
Мы легко адаптировались к удаленке. Новых сотрудников на карантине обучали только офлайн. Но я не верю в remote как формат будущего. Несколько человек, горящие одной идеей, сделают больше, сидя плечом к плечу. Как только ситуация позволит – по максимуму вернемся в офис.
У нас в банке есть несколько обучающих программ:
1. Шестимесячное обучение для всех новичков. Это финальный этап найма. Показываем структуру компании и обучаем работе в ней.
2. Bankers academy – семь юнитов по две недели сотрудники учатся в других банках нашей группы (в последние годы – в Германии).
3. Академия менеджера. Люди с лидерскими задатками учатся около трех лет.
В людях мы ищем желание работать, критическое мышление, способность обучаться, гибкость, активность.
На развитие и обучение сотрудников мы тратим около €1,2 млн в год. Эти расходы не зависят от уровня прибыли в текущем году.
У нас прозрачные стены в офисе и такие же HR-политики. В моем кабинете такое же кресло, что и у рядового сотрудника. Люди понимают перспективы карьеры и дохода. Это лучший способ мотивации.
Мы умеем отказываться от того, что еще вчера приносило результат, а сегодня перестало.
Один из главных вызовов следующих 10 лет – приход в компании (а потом и на руководящие должности) миллениалов. У них будет совершенно новый запрос к работодателю.
Быстро среагировать на пандемию нам помог китайский опыт. Мы обеспечили сотрудников всеми необходимыми средствами защиты, отслеживали каждый случай заболевания в компании, расширили систему страхования, подключили вирусолога для оказания online-консультаций. В 2021-м добавили экспресс-тесты на рабочем месте. Заключили контракт с одним из международных провайдеров, который будет обеспечивать нашим сотрудникам психологическую поддержку, финансовые и юридические консультации. Проблема mental health актуальна, как никогда.
За 2020 год уровень вовлеченности сотрудников в украинском офисе вырос на 6%. Мы проиндексировали зарплаты, предложили надбавки за повышение квалификации.
У нас пять основных программ обучения и карьерного роста.
1. Развитие лидерских и функциональных компетенций всех сотрудников.
2. Программа «менеджер-стажер» для студентов-выпускников. Расширяем эту программу для сферы производства, чтобы привлекать таланты на автоматизированные «заводы будущего».
3. Программа по развитию талантов – для сотрудников с хорошим потенциалом карьерного роста.
4. Программа менторинга. Каждый сотрудник может выбрать ментора из числа топ-менеджеров и директоров.
5. Система обучения и повышения квалификации для сотрудников производства.
Вызов на 2021 – привлечь поколение тик-токеров к работе на наших заводах. Будем брать молодежь из университетов на производство. Есть ли будущее у 20-летних на заводах? Конечно. Мы активно работаем над автоматизацией и роботизацией, и нам нужны амбициозные кадры.
Людям часто приходят в голову классные идеи, но они ничего с ними не делают. Мы хотим, чтобы они понимали: делясь ими, могут двигать компанию вперед. Поэтому в 2019 году мы запустили Growth day: собрали самые прорывные идеи наших сотрудников, лучшие внедрили.
Цель банка на 2021 год – переформатировать бизнес-модель, чтобы быстрее создавать продукты и решения.
Из нее вытекают три HR-задачи:
1. Работа с брендом работодателя и репутацией.
2. Работа с вовлеченностью и развитие талантов. Важно помочь людям найти смыслы и новый баланс между работой и жизнью.
3. Повышение эффективности HR-функций. Запрос на управление изменениями зашкаливает.
Мы перешли на гибридный формат работы за два года до кризиса. Поработали над диджитализацией рабочих мест. И все же пандемия показала неготовность менеджеров и сотрудников работать удаленно.
Фокусируемся на трех вещах:
1. Диджитализация, автоматизация. Решения при удаленной работе должны быть безопасными, user friendly, гибкими.
2. Переформатирование физического рабочего места.
3. Адаптация сотрудников: нужно принять новые роли, научиться взаимодействовать удаленно.
После пандемии 30% сотрудников будут работать в ремоуте. Офис станет на 70% коллаборативным пространством. Это будущее, и оно уже наступило.
Топ-компетенции, которые мы ищем, – быстрая обучаемость, адаптивность, способность к коллаборации, критическое мышление.
До кризиса мы ежегодно увеличивали бюджет на развитие людей. В 2019 году он вырос на 12%. В 2020-м 90% программ обучения перевели онлайн.
По каждой должности у нас есть матрица нужных для нее скиллов. Эта база данных показывает, какие навыки нам нужно развивать на уровне организации, туда мы инвестируем по максимуму.
Мы продолжаем нанимать людей. В первую очередь на те позиции, где нет внутреннего резерва. Это новые профессии, которые еще не выросли в банке. Остальные вакансии закрываем с помощью внутренних кандидатов. Из года в год у нас растет показатель внутренней мобильности. На конец 2020 года 49% вакансий закрывались внутренними кандидатами.
Вызов ближайших лет – адаптация сотрудников, чей функционал изменится или вообще исчезнет. Люди часто не готовы пользоваться возможностями, потому что видят в них угрозу. С этим ментальным барьером нужно поработать. А параллельно – выстраивать системные программы переквалификации.
За 2020 год мы стали более диджитальными: пересмотрели и оцифровали бизнес-процессы. Научились работать из дому, сохранив высокую производительность.
Фокус на 2021-й – employee wellbeing, эмоциональный комфорт сотрудников. Это направление мы начали разрабатывать в 2020-м – спрос со стороны сотрудников на него неожиданно высок.
Пандемия показала, что большую часть задач можно эффективно выполнять из дому. Мы хотим поддерживать этот тренд. Переосмысляем понятие и функцию офиса. Видим его местом, куда люди приходят за взаимодействием и возможностью сконцентрироваться. Рабочие зоны остаются, возможно, в новом формате hot desk.
Поддерживать командный дух и ощущение сопричастности на удаленке оказалось непросто. До пандемии мы работали над упрощением процессов, дали людям больше полномочий, стали быстрее и результативнее. Это дало нам хорошие стартовые позиции в 2020 году. С приходом карантина работали над удержанием уровня вовлеченности сотрудников. Стали регулярно собираться командами, отделами, всей организацией. Обсуждали цели и прогресс выполнения задач.
Топ-компетенции в нашей компании – любопытство, стремление к новому, открытость, гибкость. Поддерживаем культуру самообразования.
5 наших базовых ценностей:
– смелость,
– скорость,
– полномочия и свобода действий,
– разнообразие,
– ответственность.
Мы сильны в employee experience. Соискатели проходят user friendly, геймифицированные тестирования, видеоинтервью. Предложения о трудоустройстве – в электронном виде. Попадая в компанию, люди могут прямо в смартфоне пройти вводный обучающий курс. Все сотрудники имеют доступ к платформе онлайн-обучения.
В 2020 году мы запустили образовательный проект «BAT-вебинариум» для студентов и выпускников ВУЗов. Проводим онлайн-встречи, рассказываем об опыте работы в компании.
Как готовимся к будущему? Строим аgile-организацию: стараемся быть гибкими, адаптивными, любопытными, быстро учиться, развивать автономность сотрудников.
Главный HR-вызов на 2021 год – продолжать поддерживать фокус и вовлеченность сотрудников, культивировать чувство защищенности.
Вы нашли ошибку или неточность?
Оставьте отзыв для редакции. Мы учтем ваши замечания как можно скорее.