Александр Камышин, 37, стал 11 августа новым временным главой государственного железнодорожного монополиста «Укрзализныця». Фото Пресс-служба УЗ /из личного архива
Категория
Картина дня
Дата

Новый глава «Укрзализныци» – Александр Камышин по прозвищу Гэндальф. Кто он и чего от него ждать

Александр Камышин, 37, стал 11 августа новым временным главой государственного железнодорожного монополиста «Укрзализныця». Фото Пресс-служба УЗ Фото из личного архива

После того, как Совет нацбезопасности объявил финансовую ситуацию «Укрзализныци» опасной для страны, спасать госкомпанию назначили Александра Камышина – 37-летний менеджер стал новым временным главой. В широких кругах о Камышине мало кто знает, но за 15 лет работы его резюме выглядит впечатляюще: бывший менеджер в Dragon Capital и СКМ, основатель компаний Latifundist Media, Grano Group, AgTech Farm и Fortior Capital. Почему Камышина называют Гэндальфом и каких решений ждать от него в «Укрзализныце»

Як мотивувати команду не збавляти темп у надскладних умовах? Дізнайтесь 25 квітня на форумі «Надлюди» від Forbes. Купуйте квиток за посиланням!

Уже неделю, с 11 августа, Камышин возглавляет железнодорожного монополиста, который в прошлом году потерял 12 млрд грн при выручке 75,2 млрд грн. Каждый день на счету: его контракт истекает в конце 2021 года. «У Саши всего четыре месяца, он будет ковать железо пока горячо», – говорит Константин Ткаченко, главред издания Latifundist, которое Камышин основал в 2011 году.

Камышин соосновал несколько компаний и фондов, но именно Latifundist Media – его любимое детище, хоть медиахолдинг и не приносит сверхприбыли, уверен Ткаченко. В 2019 году, например, чистая прибыль компании – около $30 000 при выручке $167 000, по данным «Спарк-Интерфакс».

Внутри компании из 110 человек и семи изданий Камышин создал семейную атмосферу с горизонтальной моделью менеджмента. «У нас все на «ты» без строго обозначенной иерархии и ярко-выраженной субординации, – говорит Ткаченко. – Мы называем себя Латифундией, а сотрудникам дали клички из «Властелина колец». Саша – Гэндальф». Камышин запускал Latifundist как стартап, экономя на офисе и заработной плате. Именно поэтому, по словам Ткаченко, Камышин нанимал журналистов не только в Киеве, но и в регионах, включая Сумы и Полтаву, где средняя заработная плата на 8000 грн ниже. Встречи часто проходили в МакДональдсе и кафе. «Он прям на меню расписывал, как он видит Latifundist. Издание должно было стать аграрным Forbes», – говорит Ткаченко.

Запуская медиа, Камышин был глубоко в операционных задачах. Выпускник Киевского политехнического института, он сам находил подрядчиков делать первый сайт и рисовал логотип, который Latifundist использует до сих пор. Но с 2019 года Камышин перестал ходить в киевский офис издания. «Саша умеет делегировать. В начале он максимально присутствует в проекте, а затем отпускает», – говорит Ткаченко.

На то же время, с 2012 по 2019 года, припал его самый долгий период в качестве наемного сотрудника – в холдинге СКМ Рината Ахметова. Именно во время работы в СКМ, Камышин заинтересовался транспортной сферой – он отвечал за это направление в компании, будучи членом набсоветов «Лемтранса» и «Портинвеста», по словам Николая Нестеренко, бывшего директора по развитию новых направлений бизнеса СКМ. Именно Нестеренко переманил Камышина из Dragon Capital в СКМ. 

В Dragon Capital Камышин перешел из KPMG, своей первой работы, когда ему было 24. Четыре года он проработал там над развитием фонда прямых инвестиций и на должности главы Карловского машиностроительного завода. Выручка завода с 2008 по 2012 выросла с 123 до 228 млн грн, а прибыль с 8 до 16 млн грн. Его бывший работодатель Томаш Фиала помнит его «инициативным и амбициозным» и говорит, что Камышин ушел из Dragon Capital «на повышение в более крупную компанию». «Было непросто найти ему замену», – говорит Фиала. Нестеренко говорит, что «выбрал самого лучшего менеджера в Dragon Capital и увёл».

Камышин ушел из СКМ в 2019 году, чтобы вместе с Нестеренко основать инвесткомпанию Fortior Capital, специализирующуюся на инвестициях в инфраструктуру и агросектор. Нестеренко принадлежало 50,5% компании, остальное – Камышину. Оба основателя вложили по около 3,5 млн грн. «Мы легко сошлись во взглядах на многие вещи, поэтому и решили строить новую компанию вместе», – говорит Нестеренко. Правда, Fortior Capital – не первое совместное предприятие партнеров. Ещё в 2014 году они запустили AgTech Farm, фонд, который инвестирует в стартапы по разработке агротехнологий. В портфеле фонда восемь компаний, включая meteo.farm, zemelka.ua и AgroOnline. «У него есть, чему поучиться, – говорит Нестеренко. – Не помню его плохо подготовленным ко встрече, в унылом настроении или испуганным. У него прекрасное чувство юмора и анекдот в запасе на любой случай».

В 2016 году Камышин соосновал ещё одну компанию – Grano Group, в которую входит семь операционных агрокомпаний, элеватор и земельный банк в 10 000 га. Компания выращивает зерновые и масличные культуры и занимается молочным животноводством в Черниговской, Волынской, Ровенской и Киевской областях. Совладелец этой компании – немецкая Grano Agrar Holding GmbH. Валовая выручка по группе Grano Group за 2020 год составила 170 млн грн.

После назначения в УЗ компании, которые принадлежат Камышину (Grano Group, AgTech Farm и Latifundist Media), перейдут в независимое управление. Из инвестиционной компании Fortior Capital, в которой Александр – управляющий партнер, он вышел. Всю его долю выкупил Нестеренко. Сам Нестеренко отшучивается, что «Укрзализныця» увела у него Камышина, как он сам увел его из Dragon Capital. Он считает, что Камышин будет стараться хоть что-то изменить в госкомпании ради двух сыновей. «Запомниться хорошими делами, которыми бы гордились его дети, – точно входит в его планы», – говорит Нестеренко.

Чего ждут от Камышина на должности? Министр инфраструктуры Александр Кубраков, у которого Камышин был советником два месяца перед назначением в УЗ, поставил такие задачи: наладить покупку дешевого электричества напрямую у «Энергоатома», привлечь иностранных инвесторов (Камышин говорит по-английски) и закупить новые поезда и локомотивы.

Еще одну стратегическую цель Кубракова – поднять тарифы на грузоперевозку – Камышин и Мининфраструктуры выполнили через шесть дней после назначения. Цены на грузоперевозки пойдут вверх с сентября – на 8% для грузов 1-го (руда и уголь) и 2-го (зерно) классов. С января 2022 года они вырастут ещё на 20% и 6% соответственно. По словам Кубракова, это принесет УЗ дополнительно 10 млрд грн в 2022 году. Повышение тарифов важно, потому что УЗ зарабатывает не на пассажирских перевозках, а на грузовых. Для сравнения: ее выручка в 2020-м от грузовых перевозок – 65 млрд грн, а от пассажирских в 16 раз меньше – всего 4,1 млрд грн. Заниженные тарифы на грузоперевозки были среди основных претензий СНБО, из-за которых и назначили Камышина. Госкомпания потеряла 100 млрд грн за последние четыре года из-за неправильной тарифной политики, по словам секретаря Совета нацбезопасности Алексея Данилова.

Фиала говорит, что УЗ – серьезный челлендж для Камышина. «У многих не получалось ничего поменять, – говорит он. – У Камышина есть все шансы, но нужна политическая поддержка». Сам Камышин надеется поменять УЗ к лучшему. «Верю, что сумеем внутри УЗ найти светлых людей, – Камышин сказал 11 августа журналистам на встрече не под запись. – Там не все коррупционеры, есть нормальные люди, старые и молодые правильные железнодорожники, которые хотят и могут работать».

Материалы по теме

Вы нашли ошибку или неточность?

Оставьте отзыв для редакции. Мы учтем ваши замечания как можно скорее.

Исправить
Предыдущий слайд
Следующий слайд
Новый выпуск Forbes Ukraine

Заказывайте с бесплатной курьерской доставкой по Украине