Александр Камышин, 37, стал 11 августа новым временным главой государственного железнодорожного монополиста «Укрзализныця». Фото Пресс-служба УЗ /из личного архива
Категория
Картина дня
Дата

Новый глава «Укрзализныци» – Александр Камышин по прозвищу Гэндальф. Кто он и чего от него ждать

4 хв читання

Александр Камышин, 37, стал 11 августа новым временным главой государственного железнодорожного монополиста «Укрзализныця». Фото Пресс-служба УЗ Фото из личного архива

После того, как Совет нацбезопасности объявил финансовую ситуацию «Укрзализныци» опасной для страны, спасать госкомпанию назначили Александра Камышина – 37-летний менеджер стал новым временным главой. В широких кругах о Камышине мало кто знает, но за 15 лет работы его резюме выглядит впечатляюще: бывший менеджер в Dragon Capital и СКМ, основатель компаний Latifundist Media, Grano Group, AgTech Farm и Fortior Capital. Почему Камышина называют Гэндальфом и каких решений ждать от него в «Укрзализныце»

Уже неделю, с 11 августа, Камышин возглавляет железнодорожного монополиста, который в прошлом году потерял 12 млрд грн при выручке 75,2 млрд грн. Каждый день на счету: его контракт истекает в конце 2021 года. «У Саши всего четыре месяца, он будет ковать железо пока горячо», – говорит Константин Ткаченко, главред издания Latifundist, которое Камышин основал в 2011 году.

Камышин соосновал несколько компаний и фондов, но именно Latifundist Media – его любимое детище, хоть медиахолдинг и не приносит сверхприбыли, уверен Ткаченко. В 2019 году, например, чистая прибыль компании – около $30 000 при выручке $167 000, по данным «Спарк-Интерфакс».

Внутри компании из 110 человек и семи изданий Камышин создал семейную атмосферу с горизонтальной моделью менеджмента. «У нас все на «ты» без строго обозначенной иерархии и ярко-выраженной субординации, – говорит Ткаченко. – Мы называем себя Латифундией, а сотрудникам дали клички из «Властелина колец». Саша – Гэндальф». Камышин запускал Latifundist как стартап, экономя на офисе и заработной плате. Именно поэтому, по словам Ткаченко, Камышин нанимал журналистов не только в Киеве, но и в регионах, включая Сумы и Полтаву, где средняя заработная плата на 8000 грн ниже. Встречи часто проходили в МакДональдсе и кафе. «Он прям на меню расписывал, как он видит Latifundist. Издание должно было стать аграрным Forbes», – говорит Ткаченко.

Запуская медиа, Камышин был глубоко в операционных задачах. Выпускник Киевского политехнического института, он сам находил подрядчиков делать первый сайт и рисовал логотип, который Latifundist использует до сих пор. Но с 2019 года Камышин перестал ходить в киевский офис издания. «Саша умеет делегировать. В начале он максимально присутствует в проекте, а затем отпускает», – говорит Ткаченко.

На то же время, с 2012 по 2019 года, припал его самый долгий период в качестве наемного сотрудника – в холдинге СКМ Рината Ахметова. Именно во время работы в СКМ, Камышин заинтересовался транспортной сферой – он отвечал за это направление в компании, будучи членом набсоветов «Лемтранса» и «Портинвеста», по словам Николая Нестеренко, бывшего директора по развитию новых направлений бизнеса СКМ. Именно Нестеренко переманил Камышина из Dragon Capital в СКМ. 

В Dragon Capital Камышин перешел из KPMG, своей первой работы, когда ему было 24. Четыре года он проработал там над развитием фонда прямых инвестиций и на должности главы Карловского машиностроительного завода. Выручка завода с 2008 по 2012 выросла с 123 до 228 млн грн, а прибыль с 8 до 16 млн грн. Его бывший работодатель Томаш Фиала помнит его «инициативным и амбициозным» и говорит, что Камышин ушел из Dragon Capital «на повышение в более крупную компанию». «Было непросто найти ему замену», – говорит Фиала. Нестеренко говорит, что «выбрал самого лучшего менеджера в Dragon Capital и увёл».

Камышин ушел из СКМ в 2019 году, чтобы вместе с Нестеренко основать инвесткомпанию Fortior Capital, специализирующуюся на инвестициях в инфраструктуру и агросектор. Нестеренко принадлежало 50,5% компании, остальное – Камышину. Оба основателя вложили по около 3,5 млн грн. «Мы легко сошлись во взглядах на многие вещи, поэтому и решили строить новую компанию вместе», – говорит Нестеренко. Правда, Fortior Capital – не первое совместное предприятие партнеров. Ещё в 2014 году они запустили AgTech Farm, фонд, который инвестирует в стартапы по разработке агротехнологий. В портфеле фонда восемь компаний, включая meteo.farm, zemelka.ua и AgroOnline. «У него есть, чему поучиться, – говорит Нестеренко. – Не помню его плохо подготовленным ко встрече, в унылом настроении или испуганным. У него прекрасное чувство юмора и анекдот в запасе на любой случай».

В 2016 году Камышин соосновал ещё одну компанию – Grano Group, в которую входит семь операционных агрокомпаний, элеватор и земельный банк в 10 000 га. Компания выращивает зерновые и масличные культуры и занимается молочным животноводством в Черниговской, Волынской, Ровенской и Киевской областях. Совладелец этой компании – немецкая Grano Agrar Holding GmbH. Валовая выручка по группе Grano Group за 2020 год составила 170 млн грн.

После назначения в УЗ компании, которые принадлежат Камышину (Grano Group, AgTech Farm и Latifundist Media), перейдут в независимое управление. Из инвестиционной компании Fortior Capital, в которой Александр – управляющий партнер, он вышел. Всю его долю выкупил Нестеренко. Сам Нестеренко отшучивается, что «Укрзализныця» увела у него Камышина, как он сам увел его из Dragon Capital. Он считает, что Камышин будет стараться хоть что-то изменить в госкомпании ради двух сыновей. «Запомниться хорошими делами, которыми бы гордились его дети, – точно входит в его планы», – говорит Нестеренко.

Чего ждут от Камышина на должности? Министр инфраструктуры Александр Кубраков, у которого Камышин был советником два месяца перед назначением в УЗ, поставил такие задачи: наладить покупку дешевого электричества напрямую у «Энергоатома», привлечь иностранных инвесторов (Камышин говорит по-английски) и закупить новые поезда и локомотивы.

Еще одну стратегическую цель Кубракова – поднять тарифы на грузоперевозку – Камышин и Мининфраструктуры выполнили через шесть дней после назначения. Цены на грузоперевозки пойдут вверх с сентября – на 8% для грузов 1-го (руда и уголь) и 2-го (зерно) классов. С января 2022 года они вырастут ещё на 20% и 6% соответственно. По словам Кубракова, это принесет УЗ дополнительно 10 млрд грн в 2022 году. Повышение тарифов важно, потому что УЗ зарабатывает не на пассажирских перевозках, а на грузовых. Для сравнения: ее выручка в 2020-м от грузовых перевозок – 65 млрд грн, а от пассажирских в 16 раз меньше – всего 4,1 млрд грн. Заниженные тарифы на грузоперевозки были среди основных претензий СНБО, из-за которых и назначили Камышина. Госкомпания потеряла 100 млрд грн за последние четыре года из-за неправильной тарифной политики, по словам секретаря Совета нацбезопасности Алексея Данилова.

Фиала говорит, что УЗ – серьезный челлендж для Камышина. «У многих не получалось ничего поменять, – говорит он. – У Камышина есть все шансы, но нужна политическая поддержка». Сам Камышин надеется поменять УЗ к лучшему. «Верю, что сумеем внутри УЗ найти светлых людей, – Камышин сказал 11 августа журналистам на встрече не под запись. – Там не все коррупционеры, есть нормальные люди, старые и молодые правильные железнодорожники, которые хотят и могут работать».

Материалы по теме

Вы нашли ошибку или неточность?

Оставьте отзыв для редакции. Мы учтем ваши замечания как можно скорее.

Предыдущий слайд
Следующий слайд
В новом журнале Forbes Ukraine: список NEXT 250 перспективных компаний малого и среднего бизнеса

Заказывайте с бесплатной курьерской доставкой по Украине