«Наша ряба», «Легко», «Бащинский» — флагманы МХП, но мало кто знает, что технологию производства этих продуктов разработала жена основателя компании Елена Косюк, 50. В холдинге она отвечает за все, что связано с инновациями и качеством продуктов. «Юрий Косюк — стратег, а я знаю, как хорошо исполнить любую идею», ― говорит Елена Косюк. Так крутятся шестеренки механизма МХП. Весной 2021 года исполнится ее давняя мечта ― холдинг откроет R&D-центр, который будет проводить самые сложные исследования, изучать вкусы потребителей и создавать новые продукты.
Forbes публикует сокращенную и отредактированную для ясности версию интервью с Еленой Косюк.
В МХП вы с нуля построили технологическую службу. Где вы этому учились?
Во-первых, у меня было внутреннее понимание. Во-вторых, я любопытный человек. Я перелопатила много литературы, привлекала консультантов, преимущественно международных. Я не боюсь учиться и брать в команду людей с большими знаниями, чем у меня. Мне не стыдно признаться, что я чего-то не знаю, и попросить научить. Поэтому переход производств к работе в соответствии с высшими международными стандартами был системным.
Что такое безопасность продукции и как вы внедряли это в МХП?
Производство пищевых продуктов должно соответствовать международным требованиям, например ISO, BRC, Halal, HАССP. Для этого нужно выстроить все технологические и производственные цепочки. Мы строили с нуля, поэтому делать это было легко.
Безопасность включает в себя все — вплоть до того, какой веник использует уборщица. Например, она метет метлой с деревянной ручкой и не понимает, почему к ней придираются и требуют взять с пластиковой. Приходится объяснять, что в деревянной ручке может быть влага, микробы, а если забыть надеть перчатки, то можно занести микроб на производство. Да, приходилось стоять над головами сотрудников, пока не приучили их мыть руки каждые два часа, ходить в душ, переодеваться.
Люди искренне не понимали, почему они должны переодевать и так чистый халат, почему недостаточно один раз помыть руки с мылом, а нужно еще их обработать дезинфектантом. Иногда они пытались обмануть автомат дезинфекции и перепрыгнуть через турникет пропускного пункта. Пришлось ставить такие турникеты, которые невозможно перепрыгнуть. Но терпение и труд все перетрут. Теперь люди привыкли и уже не понимают, как можно зайти на производство без шапочки или не менять перчатки.
Безопасность – это не только те характеристики продукта, которые не наносят вред здоровью человека, а и высокие стандарты, доведенные до автоматизма.
Есть ли в мире какая-то система безопасности пищевых продуктов, которой вы не соответствуете?
Думаю, нет. Наша система менеджмента качества и безопасности универсальна. У нас есть сертификат самой «высокой» системы в пищевой переработке — BRC. Если ты хочешь положить товар на полку магазина в Европе, ОАЭ, Саудовской Аравии, то у тебя должен быть BRC и мы с этим столкнулись много лет назад.
У таких компаний, как Макдональдс, например, своя индивидуальная система безопасности и одобрения поставщиков. Они сертифицируют тебя, только если ты соблюдаешь их кодексы заботы о людях, птице, менеджмента системы качества и безопасности. Они в произвольном порядке выбирают производство, приезжают и проверяют условия содержания птицы, т.д. И в этот момент важно все – каждая мелочь имеет влияние на результат.
Не мучаете цыплят?
Нет, не мучаем. К нам на производство все время приезжают аудиты. Сертификация важна в первую очередь не клиенту, а нам. Она дисциплинирует нас. Главное, что сертификацию невозможно подтасовать. Мы даже сейчас можем сесть в вертолет и прилететь на любую фабрику, и там будет все в порядке. Для нас это уже правило – работать в стандартах.
Иногда появляются новости о падеже птицы и незаконных могильниках. Как правильно должна утилизироваться птица?
Если в птичнике падеж, то утилизация происходит на специальных фабриках (цеха технических фабрикатов). Утилизацию падежа должны контролировать ветеринары. На фермах, где выращивают птицу, есть специальные контейнеры с плотной крышкой и замком, куда складывают падеж. Ветеринары изучают из-за чего погибла птица и затем отправляют на утилизацию на завод. Могильники появляются у тех, кто жалеет денег на утилизацию. Наш компетентный орган и внутренние стандарты контролируют выполнение требований, сколько птицы гибнет, по каким причинам и куда мы ее деваем.
Что такое птичий грипп и можете ли вы от него пострадать?
Это острое инфекционное заболевание птиц. Птичий грипп могут принести в основном перелетные птицы, грызуны, люди и транспорт через контактные поверхности. У нас такая система биобезопасности, что это практически невозможно. Наши птичники бетонные, туда никакая мышь не проскочит.
Во-вторых, на птичник просто так не попасть. Человека раздевают, отправляют в душ, выдают чистую одежду. Сотрудникам запрещено разводить дома домашних птиц. Мы им компенсируем это неудобство тем, что каждый месяц выдаем мясо птицы и яйца. Семейная пара ежемесячно получает 15 кг мяса.
Мы свели все риски заражения птичьим гриппом к нулю. Мы всегда следим за ситуацией в мире и даже проводим опрос — в каких странах бывали наши гости, которые хотят посетить птичники, и если они были в тех регионах, где зафиксированы вспышки заболевания, — мы их не пускаем.
COVID подтолкнул наших людей к тому, что они хотят вкусно есть, но не хотят тратить много времени на готовку. Рестораны закрыты и людей загнали домой на кухню.
Елена Косюк
Вы планируете открытие R&D центра. Зачем он вам?
О! Это моя давняя мечта, как технолога, разработчика, испытателя. Это будет мини-МХП, где мы сможем разрабатывать и тестировать то, что будем массово производить. У нас постоянно тестируются новые виды упаковок, специй, добавок. Ради этого приходится отвлекать большое производство и просить выпустить 100 кг чего-то, чтобы мы могли проверить вкус.
В технологическом исследовательском центре будут открытые кухни разных размеров, где мы сможем обучать поваров и больших клиентов работать с нашими продуктами. Появится первая в Украине большая сенсорная лаборатория.
Что такое сенсорная лаборатория и зачем она вам?
В этой лаборатории мы сможем оценивать цвет, вкус, запах, предпочтения потребителей. Собирать фокус-группы как профессиональных дегустаторов, так и обычных клиентов из разных социально-демографических групп. Каждый респондент будет сидеть в отдельной, специально оборудованной кабинке (иногда даже неправильный свет может подавлять восприятие рецепторов). На его мнение не будут влиять внешние условия и другие респонденты. Эта услуга очень востребована. Мы будем проводить такие исследования не только для себя, но и для других компаний.
В Украине сейчас нет аналога такой лаборатории. Раньше нам приходилось ездить за границу, чтобы проводить подобного рода исследования. Помню, как я увидела такие лаборатории в технологических компаниях в Европе — это было нечто. Она облегчает работу всем: и производству, и маркетингу, и R&D.
Когда планируется открытие R&D центра? И сколько вложили в этот проект?
Запуск планируется к концу мая. Сколько вложили — не могу сказать, работа над проектом шла по нескольким направлениям. Хорошо, когда каждый занимается своим делом. Я спроектировала центр, остальную работу делали знающие коллеги.
Вы сказали, что увидели в Европе. Вы специально ездите смотреть на то, что есть у конкурентов?
Да, я очень много езжу по выставкам, в гости к большим производителям, технологическим и инженерным компаниям. Смотрю, что у кого лучше, чем у нас, или наоборот — в чем мы лучше. Мы тоже открыты для коллег из любой точки мира и рады поделиться нашим опытом.
Какой тренд вы увидели в этих поездках?
Будущее за кулинарией. Жизнь становится быстрее. Люди не хотят тратить много времени на готовку, но хотят есть домашнюю вкусную еду. Мы стремимся положить человеку в тарелку то, что нужно слегка доготовить по рецепту. Например, мы тестируем набор-конструктор, где есть рецепт и все необходимые для него ингредиенты, и любой человек может приготовить за 15 минут сложное блюдо ресторанного качества. В Англии такие наборы очень популярны.
Что вы сейчас делаете для кулинарной трансформации? Готовите продукцию для Мясомаркетов?
Нет, пока что это разные команды. Это не вся моя зона ответственности. Мясомаркетами занимается команда поваров и они идут своим путем, тестируют продукцию в ручном режиме. Почему Мясомаркетов пока не так много? Потому, что сейчас все тестируется, отрабатывается, и каждый новый магазин открывается с поправкой на предыдущий опыт. Мы изучаем, что зашло, что не зашло рынку. Я торговлей вообще не занимаюсь. Моя задача — разрабатывать продукты, на которые есть запрос от рынка или контрагентов.
Хорошо, в чем принципиальное отличие вашего завода готовой продукции «Легко» от того, что вы делаете сейчас?
Предприятие «Легко» прекрасно работает и производит готовые продукты. Оно отлично ложится в концепцию кулинарной компании МХП и является одним из основных кирпичиков кулинарной трансформации. «Легко» производит готовую продукцию, которая становится, например, одним из ингредиентов в наборах-конструкторах. Сейчас мы расширяем кулинарные цеха, которые будут задействованы в кулинарной трансформации. Кстати, 28 февраля — 15 лет заводу «Легко». Я помню, как разрезала ленточку в свой день рождения.
Если заводу «Легко» уже 15 лет, то почему вы тянули с тем, чтобы стать кулинарной компанией?
Не было запроса рынка. COVID подтолкнул наших людей к тому, что они хотят вкусно есть, но не хотят тратить много времени на готовку. Рестораны закрыты и людей загнали домой на кухню. Всему свое время. Отношение изменилось даже у поваров сетевых ресторанов. Раньше их сложнее было убедить воспользоваться нашей полуготовой продукцией. Сейчас же спрос возрастает. Мы готовы привезти продукт, который сократит время на заготовку, уберет неэффективных людей. Теперь рынок стал к этому готов.
У меня в департаменте была девочка, которая отлично делала свою работу. Она проработала год, и я вынуждена была с ней расстаться, потому что ей было все равно, где работать.
Елена Косюк
Это вы привезли идею кулинарной компании из заграницы и повлияли на Юрия Косюка?
Я не идейный человек, я хороший исполнитель. Юрий Косюк — стратег, а я знаю, как хорошо исполнить любую идею. Мой департамент — один из кубиков большой системы. И если кто-то в системе не хочет что-то делать, то кубик Рубика не сложишь. Мне надо сделать так, чтобы все части кубика Рубика хотели и знали, зачем нужно делать то или иное, тогда все получится.
Дома обсуждаете работу?
Нет, мы домой работу никогда не несем. Дом — это дом, семья — это семья, работа — это работа. Я очень редко могу обсудить какие-то горячие вопросы, которые касаются моего департамента.
Какой Юрий Косюк начальник?
Строгий. Во-первых, он полностью доверяет, дает свободу действий. Я также доверяю своим подчиненным. Если есть цель, то ты можешь быть хоть на Луне, но должен ее реализовать, особенно если ты ее сам себе поставил. Он доверяет людям. Если у тебя есть свои методы работы, но они дают результат, который всех удовлетворяет — то ради Бога, пользуйся ими.
Во-вторых, он слушает все идеи, и если они интересные, то отправляет тебя их реализовывать. Так я в свое время оказалась главной по всем лабораториям холдинга. Десять лет назад я была очень недовольна тем, как работали на тот момент две наши лаборатории. Я не получала нужных результатов и бурчала. И вот у нас был отпуск. А мы часто ездим большой компанией, которая состоит из людей, работающих в МХП, поэтому мы все равно между собой обсуждаем рабочие вопросы.
И вот я стала жаловаться на работу лабораторий. Юрий сидит и говорит: “Знаешь как это сделать? Вот иди и сделай”. Так мне прилетели лаборатории. Я вообще ничего в них не понимала, а теперь их 30, и я уже все понимаю. Мне не надо было знать тонкости работы, но мне надо было найти хороших специалистов в этой области и организовать их работу, наладить систему.
Были ли у вас косяки и как ваш муж к ним относился?
Конечно, были. К моим косякам Юрий Анатольевич относится, наверное, строже, чем к остальным. Чем ты ближе к нему, тем строже он к тебе относится. Я не верю, что есть люди, которые работают без ошибок. Всегда бывают какие-то просчеты, какие-то неправильные оценки тех или иных ситуаций, неправильная расстановка людей. Главное, когда ты переварил ошибку, осознал ее, то больше на эти грабли не наступаешь.
А за удачи поощряет?
Здесь я такой же сотрудник, как и все остальные. KPI у всех одинаковые и бонусы — одинаковые. Скажем так: система премирования относительно меня такая же, как и по отношению к другим сотрудникам, только спросу больше. Почему так? Потому что ко мне другое отношение. Он воспринимает меня как близкого человека, который знает его намного лучше, чем остальные и, делая косяк, я еще и его подвожу. Ты работаешь не только за себя, но и за того парня, чтобы его не подвести.
Я считаю, что это нормально. Если бы у меня не получалось, то меня бы и не держали тут. Меня никто не заставляет ходить на работу. Мне это нравится, мне это интересно. И я даю результат.
Юрий Косюк пропагандирует концепцию счастья в компании. Говорит о том, что счастливый сотрудник более продуктивен. Когда концепция счастья появилась в компании?
Личная концепция счастья перенеслась в компанию. Я считаю, что несчастливый человек — непродуктивен. Может болеть голова, или ребенок кашляет — это временное расстройство, а глобально, если человек несчастлив, то он не генерирует энергии, драйва. А несчастлив он если неинтересно. У меня в департаменте была девочка, которая отлично делала свою работу. Она проработала год, и я вынуждена была с ней расстаться, потому что ей было все равно, где работать. Я хочу, чтобы человек кайфовал от работы и заражал других людей своей энергией. Все обязательно получится, если у человека есть стремление чего-то достичь.
Хорошо, но есть же разные люди, разные характеры.
Правда. Главное, чтобы человек драйвовый был. Такому человеку всегда можно найти свою ячейку. Боевого поставим туда, где требуется воевать, не бойца — отправим на другой участок работы. С людьми надо общаться, наблюдать за их состоянием. Кого-то нужно в отпуск отправить, кого-то наоборот — ускорить.
Это требует много усилий. Не проще ли поменять человека?
У вас всегда было такое отношение, или оно пришло со временем?
Мне кажется, что всегда было. Мне не жалко отдавать свои знания. Энергию, время и учить людей. Говорят, вот научишь, а он уйдет. Ну и хорошо. Он понесет дальше наше мировоззрение и культуру. Если захочет вернуться, то заберем обратно.
Какая разница между МХП 2012-го и 2021 года?
Я живу, не оглядываясь. Чего оглядываться — все равно ничего не изменишь.
Ну как, отрефлексировать прошлое, сделать выводы.
Ну, отрефлексировал? И что с этим делать? Оценивать можно вчерашние грабли, чтобы на них не наступать, а грабли десятилетней давности зачем трогать? У меня нет рефлексий. Я живу сегодня, сейчас и завтра. Это мой жизненный принцип. Я не жалею ни о чем, потому что ничего изменить нельзя. Я мечтаю о завтра. Движение — это жизнь. Если остановился, то умер.
Вы говорили, что в детстве мечтали о ресторанном бизнесе. Это вы предложили идти в ресторанный сегмент?
Нет, не я. Да, в детстве мечтала быть директором ресторана, но институты перепутала, так бывает. Не сожалею об этом. Ну вот, кружила, кружила и пришла к этой мечте с другого конца.
На ваш взгляд, куда трансформация приведет МХП?
К новому опыту приведет, к новым вызовам и, конечно, к новым победам. Меняйся, либо умри. Это относится и к человеку, и к бизнесу. Если человек перестает двигаться, то он становится неинтересным себе, окружающим, миру. Так и МХП. Мы всегда движемся только вперед.
- Категория
- Компании
- Дата
Вы нашли ошибку или неточность?
Оставьте отзыв для редакции. Мы учтем ваши замечания как можно скорее.