25 крупнейших инвесторов страны
«За 10 лет мы видим себя кулинарной компанией, а не сырьевой», — говорит заместитель председателя правления МХП Юрий Мельник.
В 2023-м инвестиции в направление продаж готовой продукции выросли в 2,5 раза, более чем до 900 млн грн. В портфеле компании 16 кулинарных брендов и 1500 торговых точек: магазины «Мясомаркет», «Еда Свежая», «Наша Ряба»; 180 заведений «Döner Маркет» (франчайзинговые и собственные).
Среди приобретений 2023-го — компания «Овощная сокровищница», которая специализируется на переработке и консервировании фруктов и овощей, производстве готовой еды и блюд.
МХП в прошлом году удвоила инвестиции в зеленую энергетику. План до конца 2025-го — построить ветроэлектростанцию мощностью 60 МВт.
Топ инвестиционных проектов 2023 года
— Замена оборудования, техники и автомобилей, капитальные ремонты — 2,4 млрд грн.
— Проекты увеличения эффективности производства — 1,8 млрд грн.
— Зеленая энергетика — 730 млн грн.
200 лидеров украинской экономики 2023 года
Экспортная выручка крупнейшего производителя курятины выросла на 52% в первом полугодии 2023 года, до $973 млн. Чистая прибыль МХП достигла $67 млн по сравнению с убытком в $89 млн в январе — июне 2022-го. Доход превысил $1,55 млрд, что на 35% больше результата предыдущего года.
МХП, продажи которого в ЕС зависят от квот на импорт птицы, пытается усилить позиции на Ближнем Востоке. В сентябре агрохолдинг создал совместное предприятие с компанией DHV в Саудовской Аравии. Партнеры планируют инвестировать около $50 млн в фермерские хозяйства производственной мощностью 175 млн инкубационных яиц в год и комбикормовый завод для птицы.
25 лучших работодателей для ветеранов
Николай Гереженко работал подсобным рабочим на предприятии МХП с 2005 года. После 24 февраля 2022-го он ушел на фронт, получил в бою ранение, из-за которого впал в кому. Врачам удалось вернуть Гереженко к жизни. Но ветеран больше не мог выполнять тяжелую физическую работу. Для него создали новое рабочее место — заведующего хозяйством. Сейчас он готовится к физической реабилитации, которую оплатит компания.
Для каждого ветерана МХП составляют собственный план по адаптации, который длится от шести до 18 месяцев. В течение этого времени демобилизованный сотрудник получает юридическую поддержку, физическую и психологическую реабилитацию, помощь по профессиональной адаптации и развитию социальных связей.
На каждом из этапов — кастомные решения. Если ветеран не захочет сразу проходить процедуры возвращения, ему дадут отдохнуть. Необходима медицинская помощь — найдут санаторий или больницу. Есть потребность в новой должности — создадут специальное рабочее место и учебную программу.
50 крупнейших экспортеров Украины 2022 года
Как и до вторжения, крупнейший украинский производитель курятины получает от экспорта более 50% своего ежегодного дохода. Уже в апреле МХП восстановил объем экспорта продукции до довоенного уровня, а за девять месяцев 2022-го экспортное направление выросло на 32%, — до $1,1 млрд и составляет 59% от общей выручки.
Агрохолдинг отчитался об убытке $269 млн против чистой прибыли в $377 млн в январе-сентябре 2021 года. Большую часть продукции компания экспортирует через четыре порта: Констанцу в Румынии, Гданьск в Польше, Клайпеду в Литве и Копер в Словении. На европейский рынок МХП поставляет куриные полутуши, которые перерабатывает на собственных предприятиях в Нидерландах и Словакии. МХП договаривается о создании СП в Саудовской Аравии с местным лидером рынка производства мяса Tanmiah Food Company.
Предприятие будет развивать птицеводческие хозяйства, комбикормовые предприятия, а также создаст инкубаторий мощностью 108 млн яиц в год. Цель — ликвидировать производственный дефицит курятины. В 2022 году акции холдинга на Лондонской бирже подешевели на 44,2%. В начале февраля 2023-го МХП привлек кредит в $100 млн от ЕБРР.
50 лучших работодателей 2021
В МХП отказались от закрепленных за сотрудниками мест еще до пандемии. «За одним столом могут сидеть айтишник и маркетолог, которые учатся друг у друга новому», – говорит основной владелец компании Юрий Косюк.
HR‑машина под руководством бывшего управляющего партнера Deloitte Андрея Булаха работает беспрерывно: МХП ищет людей, даже когда нет вакансий. Летом агрохолдинг запустил программу «Ищем тебя, а не твой опыт». В анкете отсутствуют графы про возраст и трудовой опыт, а соискателям предлагают самостоятельно оценить свои самые сильные компетенции. Проблему нехватки кадров в регионах МХП решает с помощью программы «Рекрут‑мобиль». Кадровики собеседуют кандидатов на местах – в небольших населенных пунктах. В результате время от получения заявки до выхода на работу сократилось почти втрое – до шести дней.
Результативность и общие ценности – вот требования Косюка к сотрудникам. Основные ценности – правда, честность, открытость, любовь к людям. Залог успеха в бизнесе, по мнению Косюка, – в свободе и счастье сотрудников. В МХП разрешено приходить на работу без привязки к конкретному времени, пользоваться спортзалом посреди рабочего дня и проводить время в корпоративном баре. «Правильные люди на правильных местах сделают все», – говорит Косюк.
25 самых умных компаний
Год основания: 1998
Год запуска R&D‑отдела: 2019
Штат R&D‑отдела: 10
Инвестиции в R&D: более 40 млн грн (2020 год)
Руководители направления: Елена Косюк, Николай Такзей
Когда основной владелец МХП Юрий Косюк объявил о курсе на сближение с потребителем, у компании появились два новых отдела: по R&D и инновациям. Оба отвечают главному критерию для попадания в список Forbes – разрабатывают новые продукты.
R&D‑отдел работает над улучшением процессов внутри МХП, а также переупаковывает в новые форматы основной для компании продукт – курятину. Недавно компания выпустила кулинарные «конструкторы». Работы ведут в R&D‑центре площадью более 1000 кв. м, который открыли летом 2021 года под Киевом. Инвестиции в площадку превысили 30 млн грн – кроме производства тестовых партий, там расположились школы поваров и сенсорная лаборатория для фокус‑групп. Курирует направление Елена Косюк – глава департамента технологии, качества и безопасности пищевой продукции МХП.
Отдельно в МХП выделили инновационное подразделение, руководить которым летом 2020 года позвали Николая Такзея из Philip Morris International. Ему позволены более смелые эксперименты. Команда из 10 человек придумывает продукты, сервисы и бизнес‑модели, не свойственные основному бизнесу МХП. «Готовые замороженные блюда, бульоны, супы, – наша тема», – говорит Такзей. В разработке также приложение, которое поможет людям придерживаться здорового образа жизни. «Мы строим целостную экосистему сервисов, продуктов и партнеров компании», – объясняет он.
За полтора года отдел инноваций выпустил 10 пилотных продуктов. Цена каждого эксперимента – около 1 млн грн. Кулинарная трансформация должна поднять EBITDA компании с нынешних $395 млн до $1 млрд, уверен Косюк.
100 крупнейших частных компаний 2021
В начале года крупнейший в Украине производитель курятины сменил название с «Мироновский хлебопродукт» на МХП. Это часть трансформации компании из сырьевой в кулинарную, которую Юрий Косюк задумал в 2019 году. В 2020‑м птицеводство принесло компании 68% дохода. Компания хочет производить больше готовой еды и полуфабрикатов.
Летом 2020‑го МХП открыл R&D‑центр в Вишневом под Киевом. Проектом занимается жена основателя Елена Косюк. Здесь разрабатывают продукты ready to cook и ready to eat, создают упаковки, тестируют качество, обучают поваров. Помимо мяса птицы в новых продуктах будет использоваться говядина – сырье обеспечит «Лубнымясо», за 51% акций которого МХП заплатил $788 000. Компания избавляется от неперспективных активов: за $2,7 млн продана Снятинская птицефабрика, за $671 000 – Добропольский элеватор.
100 крупнейших частных компаний 2020
Юрий Косюк, 52, усиливает розничное направление «Мироновского хлебопродукта» – крупнейшего в Украине производителя курятины. «МХП потихонечку будет идти к кулинарной компании, которая кормит людей», – рассказал он LIGA.net в феврале. Летом 2020-го компания открыла гастростудию «Секреты шефа», пилотную сендвичную «ХО перекусити?» и пять гастрономов «Мясомаркет» в формате «у дома», где кроме мяса продаются хлеб, выпечка, молочные продукты, бакалея, овощи и фрукты. В 2020-м МХП планирует запустить 50–75 таких гастрономов, а до конца 2021 года довести их число до 1000. Предполагается, что «Мясомаркеты» поглотят часть из 1750 торговых точек сети «Наша Ряба» и станут основным розничным бизнесом МХП. Оставшиеся магазины «Рябы», которые Косюк развивал с 2003 года, ожидают ребрендинг и переформатирование.
В июле МХП запустил еще одно направление бизнеса. Под брендом Kurator компания продает ресторанам, кафе и гостиницам специально подобранный и упакованный ассортимент курятины. В ближайших планах строительство завода по производству бульонов, которые будут продаваться через автоматы. Стоимость проекта – $12–15 млн.
Финансовую подушку для экспериментов обеспечивают 5,6 млрд грн чистой прибыли, полученной МХП в 2019 году. Несмотря на ухудшение результатов в первой половине 2020-го (выручка снизилась на 8%, до $867 млн), Косюк пока не собирается пересматривать планы.