Китайский спин-офф IMAX China получил $19 млн прибыли в первой половине этого года, в то же время за аналогичный период прошлого года компания сообщала об убытках. А два из трех самых кассовых фильмов этой недели в Китае были сняты на камеры IMAX, что еще больше подчеркивает недавний успех компании.
Amazon інвестує мільярди доларів у ШІ, роботів та машинне навчання. Якими принципами й правилами керується компанія?
Дізнайтеся вже 22 листопада на Forbes Tech 2024. Купуйте квиток за посиланням!
В американо-канадской компании кинематографических технологий дела идут хорошо отчасти потому, что Китай минимально пострадал от пандемии этого года, что способствовало повышению ВВП. Но дело и в том, что IMAX сделала акцент на работе с местными киностудиями и воспользовалась популярностью анимационных фильмов в Китае.
Об этом рассказал гендиректор компании Рич Гельфонд. Он также отметил, что такая стратегия была мудрым решением, так как роль Китая в мировой индустрии развлечений в будущем обещает становиться еще больше.
«Надо быть дураком, чтобы недооценивать роль Китая: в стране 1,4 миллиарда населения, качество фильмов становится выше, бюджеты и кассовые сборы возрастают, – объясняет Гельфонд. – В современном мире деньги сильно влияют на тренды. Увеличение покупательной способности, потребительского спроса, а также предложения, означают, что Китай собирается увеличивать свою роль в экосистеме развлечений».
Компания IMAX начала вести дела в Китае в 90-х; тогда она продюсировала документальные фильмы, которые использовали как учебные и образовательные инструменты. Успеху частично способствовало тесное сотрудничество с правительственными партнерами.
Первым клиентом IMAX в стране стала шанхайская правительственная организация, а первым фильмом был «Китай. Приключение панды». Сегодня у IMAX 759 кинотеатров в стране, что значительно больше 392 кинотеатров в США. Если говорить о мире, то в 85 странах работает 1654 кинотеатров с системами IMAX.
«Мы в Китае находимся дольше, чем Голливуд, – сказал Гельфонд. – Я в Китае был 57 раз. Наша китайская компания – это отдельное дочернее предприятие, которое котируется на Гонконгской бирже; 70% IMAX China принадлежит нам. Мы создаем фильмы на местном языке. Мы сделали все, что возможно, чтобы стать частью Китая, частью экосистемы китайской индустрии развлечений. Мы часто работаем с китайскими режиссерами, китайскими талантами, китайскими студиями».
Сейчас IMAX больше сосредоточилась на проектах на местном языке, чем к пандемии. «Если откровенно, то в Китае мы более китайская компания, чем многие китайские организации».
Анимационные фильмы, как хит этого лета «Белая змея 2», который сейчас собрал более $100 млн, и «Нечжа» 2019 года, чьи кассовые сборы превысили $700 млн, имели особый успех.
«За последние несколько лет анимационные фильмы стали особенно важными в Китае, – рассказал он. – Я думаю, что какой бы жанр мы не выбрали, – анимация, научная фантастика, как «Странствующая Земля», или приключенческий экшн, как «Воин-волк», – местная публика в восторге от того, что может посмотреть различные фильмы местного производства на родном языке».
«Качество и бюджет продолжают расти, поэтому думаю, что скоро мы увидим более сильные и лучшие фильмы на местном языке», – продолжает Гельфонд. В этом году дела в IMAX China пошли вверх благодаря «Детективу Чайнатаун 3», комедии производства IMAX. Она тоже собрала около $700 млн в прокате, хотя ее выход отложили на год из-за вспышки коронавируса.
Гельфонд не считает, что китайские блокбастеры навредят Голливуду. «В США сейчас отказались от традиционных премьер, которые были до пандемии. Под традиционными я имею в виду мировые премьеры, красные дорожки, звезды, которые приходят на ток-шоу и путешествуют по всему миру, – это все мировые мероприятия. Вспомните «Мстителей», «Звездные войны» или «Миссия невыполнима». И из-за вспышки пандемии в марте таких мировых премьер не было. Отдаленно напоминала старые добрые времена премьера «Форсажа 9», которая сначала произошла в Китае, а недель через шесть была в США. Лента имела большой успех в Китае и мире. Кассовые сборы составили около $700 млн».
«Проблема США в том, что сейчас там процветает пиратство на премьерах, что неудивительно, если учесть, что студии выкладывают отличные копии фильмов в интернет тогда же, когда те выходят в кинотеатрах. Это оказало негативное влияние на кассовые сборы в Китае. Среди всех стран мира в Китае один из самых высоких уровней пиратства. А когда есть пиратская копия превосходного качества, то это даже хуже», – пояснил он.
«В результате такая модель [одновременных премьер в сети и кинотеатрах] уменьшила кассовые сборы голливудских фильмов в Китае. А в некоторых случаях голливудские ленты даже не брали в прокат (регуляторы). Китай еще не объявил формальную политику, но подозреваю, что она будет касаться премьерных мероприятий».
Впрочем, тренд с премьерами может скоро измениться. «Новый формат премьер основан преимущественно на карантинных мероприятиях в Северной Америке и на желании студий максимально заработать во время пандемии. Большинство студий, среди которых Warner Bros., Universal, Sony, Paramount отказались от такого нового формата, так что у кинотеатров есть 45-дневное окно эксклюзивного показа», – рассказал он.
В течение следующих нескольких месяцев выйдут громкие премьеры, как то «007: Не время умирать» и «Лучший стрелок», и Гельфонд прогнозирует, что они пройдут в духе допандемических традиций мировых премьер.
«Думаю, к тому времени китайские кассовые сборы голливудских фильмов вернутся к норме», и преимущество Китая в кассовых сборах будет под вопросом. «Считаю, что Китай был номером один в прошлом году преимущественно из-за локдауна в Голливуде, и в 2021-м это может повториться, – сказал он. – Но когда мы вернемся к норме, что бы это ни значило, все изменится».
«Но некоторые тренды последних двух лет в Китае, вероятно, останутся. Спрос публики на фильмы местном языке, на блокбастеры – их снимают на камеры IMAX – не был случайностью», – заверил он.
Местной аудитории нравится смотреть фильмы на родном языке в разных жанрах – анимационные, научно-фантастические или приключенческие экшены. «Более высокое качество и крупные бюджеты сделают фильмы на местном языке лучше и конкурентоспособнее».
Это означает, что экспорт китайских фильмов может возрасти. «Качество фильмов указывает на это. Глобализация премьер заметна не только в случае с Китаем, Великобританией и другими странами. Это говорит о наличии импульса, особенно учитывая то, что режиссеры приобретают больший опыт, имеют более крупные бюджеты и так далее».
«С другой стороны, в Китае фильмы подвергают цензуре значительно больше, чем в других странах. Жестокость или сцены откровенного сексуального характера не одобряют. Думаю, это принесет баланс в индустрию. Серьезно, фильмы не должны быть более жестокими, чтобы их покупали другие страны».
«Дельта»-вариант коронавируса может иметь непредсказуемые последствия, но Гельфонд надеется, что худшее уже позади. «Каждый раз, когда мы думаем, что преодолели пандемию, на голову нам падает еще какой-то вариант коронавируса. Я думал, что в Китае мы уже прошли самое худшее. Кассовые сборы в начале года были хорошими».
«В 2021-м китайский Новый год принес на 30% больше, чем в 2019-м, который на то время был рекордным по доходам. Начало этого года было сильным, но новый вариант оставил свой след – по крайней мере, в краткосрочной перспективе. Сейчас примерно 20% наших кинотеатров закрыты. В некоторых действуют ограничения. Премьеры нескольких фильмов регуляторы перенесли примерно на месяц из-за «Дельта»-варианта».
«Но я всегда был и остаюсь оптимистом, и это меня никогда не подводило. Если посмотреть на другие страны, то похоже, что вспышка «Дельта»-варианта затухает довольно быстро. Это дает мне веру в то, что в Китае будет так же. Опять-таки, мы должны сделать все, чтобы новые варианты не появлялись, чтобы люди были осторожными и делали прививки, а соответствующие службы занимались поиском тех, кто контактировал с больными, что Китаю очень хорошо удается. Если так и поступать, то этот вариант станет лишь кратковременным регрессом», – сказал он.
Вы нашли ошибку или неточность?
Оставьте отзыв для редакции. Мы учтем ваши замечания как можно скорее.