Ричард Гельфонд, гендиректор IMAX. /Getty Images
Категория
Компании
Дата

Голливудские студии переживают сложные времена в Китае из-за коронавируса. Но есть одна компания, у которой все хорошо: IMAX

Ричард Гельфонд, гендиректор IMAX. Фото Getty Images

Китайский спин-офф IMAX China получил $19 млн прибыли в первой половине этого года, в то же время за аналогичный период прошлого года компания сообщала об убытках. А два из трех самых кассовых фильмов этой недели в Китае были сняты на камеры IMAX, что еще больше подчеркивает недавний успех компании.

29 лютого буває раз на 4 роки.💸 Тому ми даруємо 40% знижки на річну диджитал-підписку на сайт Forbes. Вартість зі знижкою — 1079 грн/рік. Діє з промокодом F29 тільки 28-29 лютого. Оформлюйте зараз за цим посиланням

В американо-канадской компании кинематографических технологий дела идут хорошо отчасти потому, что Китай минимально пострадал от пандемии этого года, что способствовало повышению ВВП. Но дело и в том, что IMAX сделала акцент на работе с местными киностудиями и воспользовалась популярностью анимационных фильмов в Китае.

Об этом рассказал гендиректор компании Рич Гельфонд. Он также отметил, что такая стратегия была мудрым решением, так как роль Китая в мировой индустрии развлечений в будущем обещает становиться еще больше.

«Надо быть дураком, чтобы недооценивать роль Китая: в стране 1,4 миллиарда населения, качество фильмов становится выше, бюджеты и кассовые сборы возрастают, – объясняет Гельфонд. – В современном мире деньги сильно влияют на тренды. Увеличение покупательной способности, потребительского спроса, а также предложения, означают, что Китай собирается увеличивать свою роль в экосистеме развлечений».

Компания IMAX начала вести дела в Китае в 90-х; тогда она продюсировала документальные фильмы, которые использовали как учебные и образовательные инструменты. Успеху частично способствовало тесное сотрудничество с правительственными партнерами.

Первым клиентом IMAX в стране стала шанхайская правительственная организация, а первым фильмом был «Китай. Приключение панды». Сегодня у IMAX 759 кинотеатров в стране, что значительно больше 392 кинотеатров в США. Если говорить о мире, то в 85 странах работает 1654 кинотеатров с системами IMAX.

«Мы в Китае находимся дольше, чем Голливуд, – сказал Гельфонд. – Я в Китае был 57 раз. Наша китайская компания – это отдельное дочернее предприятие, которое котируется на Гонконгской бирже; 70% IMAX China принадлежит нам. Мы создаем фильмы на местном языке. Мы сделали все, что возможно, чтобы стать частью Китая, частью экосистемы китайской индустрии развлечений. Мы часто работаем с китайскими режиссерами, китайскими талантами, китайскими студиями».

Сейчас IMAX больше сосредоточилась на проектах на местном языке, чем к пандемии. «Если откровенно, то в Китае мы более китайская компания, чем многие китайские организации».

Анимационные фильмы, как хит этого лета «Белая змея 2», который сейчас собрал более $100 млн, и «Нечжа» 2019 года, чьи кассовые сборы превысили $700 млн, имели особый успех.

«За последние несколько лет анимационные фильмы стали особенно важными в Китае, – рассказал он. – Я думаю, что какой бы жанр мы не выбрали, – анимация, научная фантастика, как «Странствующая Земля», или приключенческий экшн, как «Воин-волк», – местная публика в восторге от того, что может посмотреть различные фильмы местного производства на родном языке».

«Качество и бюджет продолжают расти, поэтому думаю, что скоро мы увидим более сильные и лучшие фильмы на местном языке», – продолжает Гельфонд. В этом году дела в IMAX China пошли вверх благодаря «Детективу Чайнатаун 3», комедии производства IMAX. Она тоже собрала около $700 млн в прокате, хотя ее выход отложили на год из-за вспышки коронавируса.

Гельфонд не считает, что китайские блокбастеры навредят Голливуду. «В США сейчас отказались от традиционных премьер, которые были до пандемии. Под традиционными я имею в виду мировые премьеры, красные дорожки, звезды, которые приходят на ток-шоу и путешествуют по всему миру, – это все мировые мероприятия. Вспомните «Мстителей», «Звездные войны» или «Миссия невыполнима». И из-за вспышки пандемии в марте таких мировых премьер не было. Отдаленно напоминала старые добрые времена премьера «Форсажа 9», которая сначала произошла в Китае, а недель через шесть была в США. Лента имела большой успех в Китае и мире. Кассовые сборы составили около $700 млн».

Голливудские студии переживают сложные времена в Китае из-за коронавируса. Но есть одна компания, у которой все хорошо: IMAX /Фото 1

Кассовый хит этого лета «Белая змея 2» – это пример успеха IMAX с анимационными фильмами, которые исследуют местную культуру Китая. Иллюстрация IMAX CHINA

«Проблема США в том, что сейчас там процветает пиратство на премьерах, что неудивительно, если учесть, что студии выкладывают отличные копии фильмов в интернет тогда же, когда те выходят в кинотеатрах. Это оказало негативное влияние на кассовые сборы в Китае. Среди всех стран мира в Китае один из самых высоких уровней пиратства. А когда есть пиратская копия превосходного качества, то это даже хуже», – пояснил он.

«В результате такая модель [одновременных премьер в сети и кинотеатрах] уменьшила кассовые сборы голливудских фильмов в Китае. А в некоторых случаях голливудские ленты даже не брали в прокат (регуляторы). Китай еще не объявил формальную политику, но подозреваю, что она будет касаться премьерных мероприятий».

Впрочем, тренд с премьерами может скоро измениться. «Новый формат премьер основан преимущественно на карантинных мероприятиях в Северной Америке и на желании студий максимально заработать во время пандемии. Большинство студий, среди которых Warner Bros., Universal, Sony, Paramount отказались от такого нового формата, так что у кинотеатров есть 45-дневное окно эксклюзивного показа», – рассказал он.

В течение следующих нескольких месяцев выйдут громкие премьеры, как то «007: Не время умирать» и «Лучший стрелок», и Гельфонд прогнозирует, что они пройдут в духе допандемических традиций мировых премьер.

«Думаю, к тому времени китайские кассовые сборы голливудских фильмов вернутся к норме», и преимущество Китая в кассовых сборах будет под вопросом. «Считаю, что Китай был номером один в прошлом году преимущественно из-за локдауна в Голливуде, и в 2021-м это может повториться, – сказал он. – Но когда мы вернемся к норме, что бы это ни значило, все изменится».

«Но некоторые тренды последних двух лет в Китае, вероятно, останутся. Спрос публики на фильмы местном языке, на блокбастеры – их снимают на камеры IMAX – не был случайностью», – заверил он.

Местной аудитории нравится смотреть фильмы на родном языке в разных жанрах – анимационные, научно-фантастические или приключенческие экшены. «Более высокое качество и крупные бюджеты сделают фильмы на местном языке лучше и конкурентоспособнее».

Это означает, что экспорт китайских фильмов может возрасти. «Качество фильмов указывает на это. Глобализация премьер заметна не только в случае с Китаем, Великобританией и другими странами. Это говорит о наличии импульса, особенно учитывая то, что режиссеры приобретают больший опыт, имеют более крупные бюджеты и так далее».

«С другой стороны, в Китае фильмы подвергают цензуре значительно больше, чем в других странах. Жестокость или сцены откровенного сексуального характера не одобряют. Думаю, это принесет баланс в индустрию. Серьезно, фильмы не должны быть более жестокими, чтобы их покупали другие страны».

«Дельта»-вариант коронавируса может иметь непредсказуемые последствия, но Гельфонд надеется, что худшее уже позади. «Каждый раз, когда мы думаем, что преодолели пандемию, на голову нам падает еще какой-то вариант коронавируса. Я думал, что в Китае мы уже прошли самое худшее. Кассовые сборы в начале года были хорошими».

«В 2021-м китайский Новый год принес на 30% больше, чем в 2019-м, который на то время был рекордным по доходам. Начало этого года было сильным, но новый вариант оставил свой след – по крайней мере, в краткосрочной перспективе. Сейчас примерно 20% наших кинотеатров закрыты. В некоторых действуют ограничения. Премьеры нескольких фильмов регуляторы перенесли примерно на месяц из-за «Дельта»-варианта».

«Но я всегда был и остаюсь оптимистом, и это меня никогда не подводило. Если посмотреть на другие страны, то похоже, что вспышка «Дельта»-варианта затухает довольно быстро. Это дает мне веру в то, что в Китае будет так же. Опять-таки, мы должны сделать все, чтобы новые варианты не появлялись, чтобы люди были осторожными и делали прививки, а соответствующие службы занимались поиском тех, кто контактировал с больными, что Китаю очень хорошо удается. Если так и поступать, то этот вариант станет лишь кратковременным регрессом», – сказал он.

Материалы по теме

Вы нашли ошибку или неточность?

Оставьте отзыв для редакции. Мы учтем ваши замечания как можно скорее.

Исправить
Предыдущий слайд
Следующий слайд
Новый выпуск Forbes Ukraine

Заказывайте с бесплатной курьерской доставкой по Украине