Кино и искусственный интеллект. Как голливудские спецэффекты стали реальностью в Украине /Фото Kinopoisk
Категория
Компании
Дата

Кино и искусственный интеллект. Как голливудские спецэффекты стали реальностью в Украине

Кадр из фильма Кристофера Нолана «Интерстеллар». Фото Kinopoisk

Визуализация любых объектов, реалистичные манипуляции с внешностью людей, оптимизация съемочных процессов – вот лишь несколько сфер применения технологий искусственного интеллекта, которые уже сейчас используются в киноиндустрии

В конце 2014-го мир впервые увидел максимально реалистичную визуализацию черной дыры – и не на пресс-конференции NASA, а в кино: в фильме Кристофера Нолана «Интерстеллар». NASA же свою официальную версию представило только пять лет спустя, и, к удивлению многих, она, за исключением нюансов, была очень похожей на киношную. Однако удивлялись только те, кто не знал, как создавалась черная дыра для «Интерстеллара». Фильм был основан на идеях американского физика Кипа Торна – одного из самых выдающихся мировых экспертов по теории относительности и теории гравитации, который в 2017-м получил Нобелевскую премию по физике.

Специально для проекта Кип Торн сделал чрезвычайно сложные вычисления – математические расчеты черной дыры, а команда мастеров по спецэффектам компании Double Negative (DNEG) эти расчеты визуализировала, поразив и самого физика. Хотя он и догадывался, как должны в реальности выглядеть черные дыры, но компьютерная анимация превзошла его ожидания. Результат – всемирный зрительский восторг, более $677 млн кассовых сборов, «Оскар» за спецэффекты и появление своеобразного «золотого стандарта» визуализации черных дыр: компьютерных технологий и методик, которыми сейчас пользуются как кинокомпании, так и ученые-астрофизики.

Кейс «Интерстеллара» едва ли не самый яркий в этом контексте, однако в то же время он – один из множества. И такая синергия науки и кино происходит не только в Голливуде, но и просто здесь – в Украине.

Как создать Солнце, которое будет греть завтра

Ведущие мировые игроки аудиовизуального рынка активно занимаются разработками в сфере VR-технологий, исследованиями возможностей применения искусственного интеллекта. К примеру, в компании Disney есть специальный проект Disney Research, посвященный сотрудничеству студии с различными научно-исследовательскими лабораториями, среди которых Университет Карнеги-Меллона (специализируется на робототехнике, человеко-компьютерному взаимодействию и компьютерном зрении) и Швейцарская высшая техническая школа Цюриха, один из лучших технических вузов мира.

Но при чем здесь Украина – где мы, а где Disney и Нолан с их бюджетами? Да, в настоящее время мы не имеем ресурсов и возможностей, сопоставимых с теми, о которых говорилось выше, но это не значит, что наша аудиовизуальная индустрия безнадежно отстает или что в Украине нет специалистов с подобным потенциалом.

Когда мастера студии Animagrad (FILM.UA Group) создавали первый полнометражный мультфильм «Похищенная принцесса» (2018), который затем вышел в прокат почти в сорока странах мира, им понадобилось смоделировать вспышку из магического жезла. Для этой задачи специально пригласили известного украинского математика, и тот немного перестарался: вместо одной вспышки написал… физически корректную математическую модель целого Солнца с протуберанцами. Этот несколько забавный случай иллюстрирует два важных момента. Во-первых, тот факт, что украинская аудиовизуальная индустрия стремится быть конкурентоспособной в мировом контексте и не оставаться в стороне от глобальных трендов. Во-вторых, наличие в Украине ресурса, который едва ли не важнее денег. А именно: людей, креативных, готовых экспериментировать.

Чистое творение искусственного разума

В конце прошлого года в рамках FILM.UA Group на базе компании Signal RED, что, в частности, специализируется на проектах с использованием технологий VR и дополненной реальности, развился Департамент инноваций и исследований, работа которого сейчас в основном сосредоточена на применении в кино возможностей искусственного интеллекта (AІ, artificial intelligence).

В мировой киноиндустрии AІ пока используют не только для визуализации, но и для аналитики и прогнозирования. Специально обученные нейронные сети способны анализировать сценарии, исследовать зрительские вкусы и тренды, прогнозировать кассовые сборы. Этот подход имеет как плюсы, так и минусы. С одной стороны, он устраняет фактор субъективных преференций, а с другой – искусственный интеллект, натренированный на паттернах, «золотых стандартах» блокбастеров, не способен заметить исключение из правил – нетипичную историю, в которой только человек может разглядеть потенциальный успех.

Так или иначе, но в прошлом году одна из крупнейших мировых студий Warner Bros. подписала соглашение с компанией Cinelytic о внедрении ее системы управления проектами на основе AI. Система имеет функционал аналитики фильмов, переключения между вариантами состава творческой команды, аналитики дистрибуции, финансового моделирования для помощи в составлении бюджета, прогнозирования доходов в разных странах. «Система может за секунды просчитать то, для чего раньше требовались дни, – прокомментировал тогда соглашение CEO Cinelytic Тобиас Квейсер (Tobias Queisser). – Искусственный интеллект – это звучит несколько страшновато. Однако прямо сейчас он не может принимать никаких творческих решений. Что он делает очень хорошо – так это вычисления, разбивание больших массивов данных и выявление закономерностей, которых не заметил человек. Но для принятия решений творческих вам, как и раньше, необходимы опыт и чутье».

В конце 2014 года мир впервые увидел максимально реалистичную визуализацию черной дыры в фильме Кристофера Нолана «Интерстеллар».

В конце 2014 года мир впервые увидел максимально реалистичную визуализацию черной дыры в фильме Кристофера Нолана «Интерстеллар».

Как нейронная сеть «оживляет», «бреет» и меняет людей

В украинском кино в практическом смысле сейчас полезной и востребованной оказалась технология DeepfakeAI, позволяющая реалистично манипулировать аудио- и видеоматериалами с помощью искусственного интеллекта. Ее, к примеру, использовали в компании Lucasfilm, чтобы «снять» в Rogue One: A Star Wars Story актера Питера Кушинга, который в реальности умер четверть века назад до премьеры фильма. На FILM.UA ее используют, чтобы изменить внешность одного из актеров в сериале о чернобыльской трагедии «Мотыльки» (кстати, 3D-модель ЧАЭС, созданную для этого сериала специалистами нашей студии POSTMODERN, впоследствии купил канал HBO для создания собственного суперхитового проекта «Чернобыль»).

Потребность в замене актера «Бабочек» возникла в связи с определенными юридическими аспектами. Если решать эту проблему традиционно, то надо было бы переснять около четверти часа сериала. Человеку, не знакомому с производственным кинопроцессом, может показаться, что это мало, но на самом деле – очень много. И очень дорого: снова строить декорации, приглашать актеров и съемочную группу – это огромные ресурсы.

Зато был найден новый актер, чье лицо по антропометрическим характеристикам напоминало предыдущего. Его пригласили на студию, и он полчаса провел перед камерой, наговаривая просто какой-то текст (даже не сценарный) и демонстрируя разнообразную мимику. Далее в нейронную сеть загрузили материалы с новым и «старым» актерами. И она начала эти материалы изучать, а затем постепенно «прикладывать» новое лицо к «старому», одновременно тестируя, реалистично ли это выглядит. Также был использован еще один нейронный модуль, который «уточнял» функцию первого: дорисовывал необходимые морщины, заломы, чтобы естественным образом состарить лицо. Кроме того, на финальном этапе потребовалось несколько корректировок в ручном режиме, но в целом всю работу по замене актера сделал искусственный интеллект, и выполнил ее на отлично.

Кино, открытое к партнерству

Даже если не брать экспериментальные сферы, то уже сейчас возможности для практического применения технологии искусственного интеллекта впечатляют. С помощью AI можно заменить одного актера на другого, омолодить или состарить лицо и фигуру человека, «оживить» исторических лиц на основе фото- и видеоматериалов, наконец, даже реализовать доснятие проекта, если кто-то за актеров по каким-то причинам не может присутствовать на площадке .

Также с помощью нейронных сетей можно делать анимацию – гораздо дешевле и быстрее, чем обычно. Для этого снимают актера на зеленом фоне, затем отдают материал нейронке. Она адаптирует его в технике, похожей на взрослую артхаус-анимацию, а затем вставляет в нарисованный мир. Этот мир нейронная сеть также рисует и развивает сама – на основе одного или нескольких эскизов, предварительно созданных художником-человеком.

Эти технологии могут быть применены не только в производстве кино, сериалов или рекламы. Образовательные проекты, создание иммерсивных пространств, коммерческих и социальных промоматериалов для различных бизнесов и институтов – сфера их применения безгранична.

Материалы по теме
Предыдущий слайд
Следующий слайд
Новый Forbes уже в продаже

Новый Forbes уже в продаже

Рейтинг зарплат | 15 самых комфортных банков