Интересное кино. Как пытаются выжить украинские кинотеатры /из личного архива
Категория
Компании
Дата

Интересное кино. Как пытаются выжить украинские кинотеатры

из личного архива

Коронавирус закрывал украинские кинотеатры несколько раз. С марта по май был локдаун. Ноябрьский карантин выходного дня обрушил продажи в самые «урожайные» для кинотеатров субботу и воскресенье. Следующее испытание на прочность – январский карантин.

Главные материалы Forbes Ukraine. Раз в неделю на вашей почте.

У двух крупнейших игроков этого рынка – сетей Multiplex и «Планета кино» – выручка в 2020 году сократится на 65% и 50% соответственно.

Пандемия ускорила трансформацию мирового кинорынка. Крупнейшие американские студии переходят в онлайн. Disney выпустил блокбастер «Мулан» на своем стриминговом сервисе Disney+, а Warner Bros. планирует в 2021 году вывести 17 фильмов одновременно в кинотеатрах и на платформе HBO Max.

Топ-менеджер Сергей Коваленко (бывший директор по развитию «Новой Почты» и председатель правления казахстанского ATFБанка) обсудил антикризисную тактику и стратегию выживания с совладельцем сети «Планета Кино» Дмитрием Деркачом и CEO Multiplex Романом Романчуком.

Дмитрий Деркач, совладелец «Планеты Кино»

Выручка сети в 2019 году – 823,5 млн грн, продано около 5 млн билетов.

О ЛОКДАУНАХ

До кризиса мы инвестировали в команду. Проводили курсы, ведь для хорошего сервиса нужны натренированные сотрудники. В весенний карантин никого не потеряли. В марте сотрудники получали 70% от полной зарплаты, в локдаун– 50%.

На момент карантина на счету оставались деньги от продаж билетов и других товаров. В локдаун неплохой кеш принесла продажа сертификатов на фильмы.

В июле мы полностью возобновили 100% выплат линейному персоналу, а в сентябре-октябре остальным. В сентябре вышел на экраны фильм «Тенет», и мы получили незначительную прибыль.

Ноябрь стал полным кошмаром. Правительство сообщило о карантине, а киностудии предупредили, что не дадут ожидаемых фильмов, если кинотеатры будут закрыты с 25 декабря по 14 января. Мы вынули весь кеш со счетов и сократили 30% штата.

О ДОЛГАХ И ПЕРЕГОВОРАХ

Долг продолжает расти. Дистрибьюторам отдаем 50% от выручки с продажи билетов — это стандартные условия. Нет продаж – не платим. Переговоры прошли нормально, раньше мы всегда платили вовремя. Долга перед банками нет, кредитами почти не пользуемся.

Самая большая проблема с арендой. С большинством владельцев ТРЦ сначала мы договорились о том, что платим часть коммунальных и за эксплуатацию. После карантина с кем-то перешли на процент от оборота, а с кем-то на сниженную фиксированную ставку. Договорились не со всеми, поэтому есть долги.

О СТРАТЕГИИ И БУДУЩЕМ КИНОТЕАТРОВ

Последние несколько месяцев потратили на поиск бизнес-модели для онлайн-кинотеатра. Мы рассматривали построение своей платформы, покупку существующей, даже вошли в переговоры, но вышли. Еще попробуем несколько моделей, но, скорее всего, в онлайн не пойдем.

То, что сократится промежуток между выходом фильма офлайн и онлайн, не оченьстрашно. Вариантов быстрого удобного отдыха не так много, а поход в кинотеатр – это особый опыт. До карантина я думал, что онлайн нам угрожает, но теперь убедился, что люди не хотят сидеть дома.

Более серьезная угроза – короткие видео на маленьком экране. У детей и подростков, которые уже сами могут ходить в кино, в приоритете TikTok, их тяжело переключить на большой экран и фильм в 1,5 часа. Задача студий – придумать, как привлечь зрителей к большому экрану.

А чтобы конкурировать с диванами и Netflix, делаем кинотеатры комфортными: широкие проходы, удобные места, технологичные экраны, киномаркеты, бары с коктейлями, ресторан, технологии IMAX, 4DX.

В Китае делают сумасшедшие дизайнерские проекты кинотеатров. Вот на них и нужно ориентироваться.

Арнольд Кременчуцкий, продюсер: «Онлайнкинотеатр требует двух вещей: не менее $1 млн ежемесячных расходов на контент и инвестиций в маркетинг. У сетей совсем другая модель – со ставкой на entertainment. Они будут конкурировать по качеству и технологиям и не будут дешевле онлайна».

Роман Романчук, CEO Multiplex

Выручка сети в 2019 году – 713 млн грн, продано 11,6 млн билетов.

О ЛОКДАУНАХ

Весной мы жили в режиме стартапа, каждую неделю внедряли один-два новых продукта. Запустили продажу попкорна онлайн, сертификаты, автокинотеатр. Последний проект – это игра вдолгую, рассчитываем, что к лету 2021 года он будет приносить 30–40% прибыли от обычного кинотеатра.

Все сотрудники шли в отпуск за свой счет, а после первого локдауна мы потеряли более 70% линейного штата. Увольнения тянуло за собой полную выплату отпускных и всей зарплаты.

Я обзванивал друзей и знакомых, которые работают онлайн или в продовольственном ритейле, и предлагал сотрудников, так сказать, в аренду. Таким образом трудоустроили 5–10% персонала.

О ДОЛГАХ И ПЕРЕГОВОРАХ

Когда доход иссяк, мы начали переговоры с контрагентами, которых у нас больше 1000, о реструктуризации долгов.

Сложнее всего было договориться о длительных рассрочках. Партнеры были уверены, что через месяц все стабилизируется, а мы морочим голову. На переговоры уходило по 14 часов в день.

Как мы их уговорили? Арендодателям предлагали убирать фиксированную часть аренды, но оставить процент. Условно говоря, если посещаемость высока, будешь зарабатывать 500 грн, если ноль, то ноль. Будет переполненность – получишь больше и компенсируешь убытки. С food-поставщиками было так: если оборот повышается, появляется какая-то маржинальность, мы сразу же ежемесячно гасим большую часть долга.

Еще один способ – быстрое завершение сотрудничества. Разрывали отношения мгновенно, если вторая сторона себя вела деструктивно. Если оставались обязательства, говорили, какие условия реально можем выполнить и все фиксировали.

О СТРАТЕГИИ И БУДУЩЕМ КИНОТЕАТРОВ

В индустрии произошли невозвратные события.

Бизнес-модель кинопроката строилась на двух факторах: к походу в кинотеатр стимулировала эксклюзивность продукта и атмосфера. Наша стратегия будет строится, чтобы фактор №2 стал №1. Кинотеатры должны превратиться в центр развлечений. Это значит, там будет не только голливудское кино, но и больше украинского, потребуется другая еда, возможно, гейминг и ивенты очень широкой категории.

Кинотеатры были заточены на максимально большие залы, теперь это становится проблемой. Например, технология LED-экранов не требует кинопроекционной, которая занимает места в кинотеатре. Под нее придется трансформировать помещения, а это дополнительные инвестиции.

Илья Свидлер, директор дистрибьюторской сети Kinolife и автокинофестиваля FESTinCAR: «Автокинотеатры – это антикризисный инструмент. Тут не надо ждать 30% дохода от HoReCa, как в обычном кинотеатре. Еду и напитки в нашем кинобаре заказывают лишь 3–5% посетителей. В дождь количество зрителей падает на 50%. Основная инвестиция – кинотеатральный проектор. Б/у стоит минимум $10 000».

Опубликовано в седьмом номере журнала Forbes (январь-февраль 2021)

Материалы по теме

Вы нашли ошибку или неточность?

Оставьте отзыв для редакции. Мы учтем ваши замечания как можно скорее.

Исправить
Предыдущий слайд
Следующий слайд
Новый выпуск Forbes Ukraine

Заказывайте с бесплатной курьерской доставкой по Украине