Интересное кино. Как пытаются выжить украинские кинотеатры /Фото из личного архива
Категория
Компании
Дата

Интересное кино. Как пытаются выжить украинские кинотеатры

из личного архива

Коронавирус закрывал украинские кинотеатры несколько раз. С марта по май был локдаун. Ноябрьский карантин выходного дня обрушил продажи в самые «урожайные» для кинотеатров субботу и воскресенье. Следующее испытание на прочность – январский карантин.

У двух крупнейших игроков этого рынка – сетей Multiplex и «Планета кино» – выручка в 2020 году сократится на 65% и 50% соответственно.

Пандемия ускорила трансформацию мирового кинорынка. Крупнейшие американские студии переходят в онлайн. Disney выпустил блокбастер «Мулан» на своем стриминговом сервисе Disney+, а Warner Bros. планирует в 2021 году вывести 17 фильмов одновременно в кинотеатрах и на платформе HBO Max.

Топ-менеджер Сергей Коваленко (бывший директор по развитию «Новой Почты» и председатель правления казахстанского ATFБанка) обсудил антикризисную тактику и стратегию выживания с совладельцем сети «Планета Кино» Дмитрием Деркачом и CEO Multiplex Романом Романчуком.

Дмитрий Деркач, совладелец «Планеты Кино»

Выручка сети в 2019 году – 823,5 млн грн, продано около 5 млн билетов.

О ЛОКДАУНАХ

До кризиса мы инвестировали в команду. Проводили курсы, ведь для хорошего сервиса нужны натренированные сотрудники. В весенний карантин никого не потеряли. В марте сотрудники получали 70% от полной зарплаты, в локдаун– 50%.

На момент карантина на счету оставались деньги от продаж билетов и других товаров. В локдаун неплохой кеш принесла продажа сертификатов на фильмы.

В июле мы полностью возобновили 100% выплат линейному персоналу, а в сентябре-октябре остальным. В сентябре вышел на экраны фильм «Тенет», и мы получили незначительную прибыль.

Ноябрь стал полным кошмаром. Правительство сообщило о карантине, а киностудии предупредили, что не дадут ожидаемых фильмов, если кинотеатры будут закрыты с 25 декабря по 14 января. Мы вынули весь кеш со счетов и сократили 30% штата.

О ДОЛГАХ И ПЕРЕГОВОРАХ

Долг продолжает расти. Дистрибьюторам отдаем 50% от выручки с продажи билетов — это стандартные условия. Нет продаж – не платим. Переговоры прошли нормально, раньше мы всегда платили вовремя. Долга перед банками нет, кредитами почти не пользуемся.

Самая большая проблема с арендой. С большинством владельцев ТРЦ сначала мы договорились о том, что платим часть коммунальных и за эксплуатацию. После карантина с кем-то перешли на процент от оборота, а с кем-то на сниженную фиксированную ставку. Договорились не со всеми, поэтому есть долги.

О СТРАТЕГИИ И БУДУЩЕМ КИНОТЕАТРОВ

Последние несколько месяцев потратили на поиск бизнес-модели для онлайн-кинотеатра. Мы рассматривали построение своей платформы, покупку существующей, даже вошли в переговоры, но вышли. Еще попробуем несколько моделей, но, скорее всего, в онлайн не пойдем.

То, что сократится промежуток между выходом фильма офлайн и онлайн, не оченьстрашно. Вариантов быстрого удобного отдыха не так много, а поход в кинотеатр – это особый опыт. До карантина я думал, что онлайн нам угрожает, но теперь убедился, что люди не хотят сидеть дома.

Более серьезная угроза – короткие видео на маленьком экране. У детей и подростков, которые уже сами могут ходить в кино, в приоритете TikTok, их тяжело переключить на большой экран и фильм в 1,5 часа. Задача студий – придумать, как привлечь зрителей к большому экрану.

А чтобы конкурировать с диванами и Netflix, делаем кинотеатры комфортными: широкие проходы, удобные места, технологичные экраны, киномаркеты, бары с коктейлями, ресторан, технологии IMAX, 4DX.

В Китае делают сумасшедшие дизайнерские проекты кинотеатров. Вот на них и нужно ориентироваться.

Арнольд Кременчуцкий, продюсер: «Онлайнкинотеатр требует двух вещей: не менее $1 млн ежемесячных расходов на контент и инвестиций в маркетинг. У сетей совсем другая модель – со ставкой на entertainment. Они будут конкурировать по качеству и технологиям и не будут дешевле онлайна».

Роман Романчук, CEO Multiplex

Выручка сети в 2019 году – 713 млн грн, продано 11,6 млн билетов.

О ЛОКДАУНАХ

Весной мы жили в режиме стартапа, каждую неделю внедряли один-два новых продукта. Запустили продажу попкорна онлайн, сертификаты, автокинотеатр. Последний проект – это игра вдолгую, рассчитываем, что к лету 2021 года он будет приносить 30–40% прибыли от обычного кинотеатра.

Все сотрудники шли в отпуск за свой счет, а после первого локдауна мы потеряли более 70% линейного штата. Увольнения тянуло за собой полную выплату отпускных и всей зарплаты.

Я обзванивал друзей и знакомых, которые работают онлайн или в продовольственном ритейле, и предлагал сотрудников, так сказать, в аренду. Таким образом трудоустроили 5–10% персонала.

О ДОЛГАХ И ПЕРЕГОВОРАХ

Когда доход иссяк, мы начали переговоры с контрагентами, которых у нас больше 1000, о реструктуризации долгов.

Сложнее всего было договориться о длительных рассрочках. Партнеры были уверены, что через месяц все стабилизируется, а мы морочим голову. На переговоры уходило по 14 часов в день.

Как мы их уговорили? Арендодателям предлагали убирать фиксированную часть аренды, но оставить процент. Условно говоря, если посещаемость высока, будешь зарабатывать 500 грн, если ноль, то ноль. Будет переполненность – получишь больше и компенсируешь убытки. С food-поставщиками было так: если оборот повышается, появляется какая-то маржинальность, мы сразу же ежемесячно гасим большую часть долга.

Еще один способ – быстрое завершение сотрудничества. Разрывали отношения мгновенно, если вторая сторона себя вела деструктивно. Если оставались обязательства, говорили, какие условия реально можем выполнить и все фиксировали.

О СТРАТЕГИИ И БУДУЩЕМ КИНОТЕАТРОВ

В индустрии произошли невозвратные события.

Бизнес-модель кинопроката строилась на двух факторах: к походу в кинотеатр стимулировала эксклюзивность продукта и атмосфера. Наша стратегия будет строится, чтобы фактор №2 стал №1. Кинотеатры должны превратиться в центр развлечений. Это значит, там будет не только голливудское кино, но и больше украинского, потребуется другая еда, возможно, гейминг и ивенты очень широкой категории.

Кинотеатры были заточены на максимально большие залы, теперь это становится проблемой. Например, технология LED-экранов не требует кинопроекционной, которая занимает места в кинотеатре. Под нее придется трансформировать помещения, а это дополнительные инвестиции.

Илья Свидлер, директор дистрибьюторской сети Kinolife и автокинофестиваля FESTinCAR: «Автокинотеатры – это антикризисный инструмент. Тут не надо ждать 30% дохода от HoReCa, как в обычном кинотеатре. Еду и напитки в нашем кинобаре заказывают лишь 3–5% посетителей. В дождь количество зрителей падает на 50%. Основная инвестиция – кинотеатральный проектор. Б/у стоит минимум $10 000».

Опубликовано в седьмом номере журнала Forbes (январь-февраль 2021)

Материалы по теме
Предыдущий слайд
Следующий слайд
Новый Forbes уже в продаже

Новый Forbes уже в продаже

Рейтинг зарплат | 15 самых комфортных банков