Почему осенью отключений будет меньше, а зимой – больше? Кто может остаться без отопления и как подготовиться? Об этом в новом выпуске «Business Breakfast с Владимиром Федориным» рассказал Сергей Коваленко, генеральный директор компании Yasno, входящей в энергетический холдинг ДТЭК Рината Ахметова
📲 Forbes Ukraine у WhatsApp. Підписуйтесь й читайте головне про бізнес та економіку
Yasno продает электричество в Киеве, Днепре и Донецкой области для 3,5 млн бытовых клиентов, а также по всей Украине – бизнесу и государству. В 2022-м доход Yasno достиг 52,6 млрд грн при прибыли 261 млн грн.
Само население в 2022 году принесло львиную долю денег, на бизнес-потребителей пришлось менее трети доходов – 14,7 млрд грн, по данным компании. В 2023 году Yasno нарастила продажи компаниям на 15%, а доход – на треть. План на 2024 год: продавать бизнес-клиентам 50% электроэнергии.
Как и на чем зарабатывает Yasno и к чему готовиться украинцам зимой?
О дефиците электричества и отопления
Ситуация с электричеством будет разной в зависимости от сезона. Летом пик потребления на 30% больше, чем в марте–апреле. Причина – кондиционеры. В первую очередь системы кондиционирования бизнеса. Вторая проблема лета – сезон ремонтной кампании атомной генерации. На данный момент атомные блоки ремонтируются, чтобы максимально работать зимой.
Поэтому сейчас дефицит электричества – от 15 до 25%. Но в определенный момент дефицит может быть гораздо выше или ниже. Зависит от того, сколько блоков АЭС будут работать одновременно.
Далее придет межсезонье, когда будет не так жарко, но и не будет холодно. Это сентябрь и часть октября. В этот период ситуация предполагается более или менее [стабильной], поскольку потребление снизится.
Зимой пик потребления еще выше, чем летом. Прогноз зависит от нескольких факторов. Надеюсь, что к зиме мы сможем увеличить сечение для импорта электричества до более чем 2 ГВт. Теперь – 1,7 ГВт.
Второй вопрос: какой будет зима. Если средняя температура – +10, это будет счастьем для нас. Если -15, то будет плохо. Чем ниже температура, тем выше потребление отопления.
На данный момент я оцениваю, что дефицит электричества ожидается 35%. То есть достаточно реально, что у потребителей не будет света пять–шесть часов в сутки. Может быть и лучше, если сможем восстановить больше генерации.
Ситуация может ухудшиться, если вдобавок к дефициту генерации у нас будет проблема с возможностью передавать электричество. Зимой 2022-2023 годов дефицит был преимущественно из-за того, что россияне били по подстанциям, передающим электроэнергию.
Следует ли думать над тем, чтобы женщины и дети уехали из страны на зиму? На мой взгляд, лучше подготовиться к отключениям, чем уезжать. Это можно сделать.
Как подготовиться людям, живущим в электрических домах? Жители должны выяснить две вещи. Первая – питаются ли от генераторов насосы, которые качают тепло по дому. Второе – заживлены ли от генераторов лифты.
На этих двух вопросах нужно сконцентрироваться. Считаю, тепло в городской системе будет, но без электричества оно может не прокачаться внутри дома.
О более справедливых графиках отключений
По предыдущей модели «Укрэнерго» определяла каждой области превышающий лимит потребления. Это вызвало проблему не всегда справедливых объемов отключения в разных областях. К примеру, в Киеве до 25% потребителей – это критическая инфраструктура. То есть если лимит для Киева – 75%, то фактически для населения и бизнеса остается 50%. Полгорода без электричества.
Одновременно с этим в какой-нибудь другой области критическая инфраструктура может быть 5% – электричества хватает на 70%.
С 8 июня в тестовом режиме действует другая модель. Полноценно она должна заработать с 24 июня. В каждой области теперь есть шесть очередей отключений. Каждая очередь – это определенный объем потребления. Поэтому, понимая прогнозный дефицит, «Укрэнерго» дает команду всем областям: отключить условно третью очередь. То есть, фактор критической инфраструктуры выносится за рамки и не будет влиять на фактический объем отключений.
На мой взгляд, это хорошее решение.
Об энергонезависимости
Большинство наших бизнес-клиентов уже подготовились к зиме. Конфигурация может быть разной. Для сети ресторанов достаточно поставить аккумуляторы, которые заряжаются, когда свет есть, и отдают электричество во время отключений. Для больших производств это солнечные панели, газовые установки.
Сейчас мы видим тренд на энергоэффективность. Все понимают, что эти проблемы не на один год и нужно как-то балансировать экономику, себестоимость.
Мы возобновили нашу программу установки солнечных панелей, которая была приостановлена в феврале 2022 года. Любое частное лицо или компания может заказать себе панель, и мы ее установим под ключ.
Сейчас 70% клиентов по этой программе – бизнес. Запросов много, но это небольшие станции, поэтому общая мощность пока невелика – до 50 МВт. Цена вопроса – чуть более $500/кВт. Это уже не $2000/кВт, как было четыре–пять лет назад. Цены на панели снижаются, потому что технология развивается, масштабируется.
О вынужденной экономии
Каждая семья может уменьшить потребление на 25% без труда и цивилизационных потерь.
Повышение тарифов с первого июня не побуждает людей экономить. Оно уменьшит расходы государства на компенсацию низких цен на электричество для населения и все. Рыночные цены действительно могли бы повлиять на это. Как показывает опыт ЕС, экономить побуждают рыночные тарифы.
О влиянии уничтожения электростанций ДТЭК и росте в 2023-м
В 2023 году мы нарастили долю в сегменте продаж электричества бизнеса на 1 млрд кВт-ч в год. Это рост на 15%. У нас около 500 новых частных клиентов и 500 государственных и коммунальных предприятий. В каждой области Украины наша доля более 5%, а где-то – более 15%.
В сегменте населения роста нет, поскольку этот рынок пока не открыт. Наш план: чтобы в 2024-м мы 50% электричества продавали на свободном рынке, то есть бизнесу и госкомпаниям.
После публикации аудита мы сможем озвучить финпоказатели за предыдущий год. Выручка в прошлом году выросла примерно на треть. Наше обращение увеличивается, поскольку растет клиентская база и стоимость электричества.
Потеря 80% генерации «ДТЭК Энерго» не имеет прямого влияния на наш бизнес. Но есть два косвенных влияния. Первый – нам как крупному покупателю электричества стало труднее его покупать, поскольку в стране дефицит.
Но главная проблема – небалансы. Мы должны так спрогнозировать, чтобы объем купленного электричества на 100% соответствовал объему проданного. Когда наш прогноз отклоняется, мы теряем деньги, потому что должны докупить электричество на более дорогом балансирующем рынке. Поэтому, когда есть отключение, у нас очень большие затраты.
Вы нашли ошибку или неточность?
Оставьте отзыв для редакции. Мы учтем ваши замечания как можно скорее.