Сотни тысяч украинских военных пользуются IТ-продуктами, разработанными волонтерами. Нужно ли на этом поле украинское государство?
Новий номер журналу Forbes Україна
Цей матеріал із останнього номеру Forbes. Придбати його можна за цим посиланням. У номері: Олександр Конотопський і його Ajax Systems, 30 стійких компаній України під час війни, список українських підприємців, які пішли воювати та інше.
В конце февраля в Мариуполе командир одной из бригад приказал бойцам установить мессенджер MilChat. В приложении военные транслировали свою геопозицию, которую командир видел в реальном времени. «Это позволило прикрыть бойцов минометным огнем, чтобы они прошли мимо врага», – рассказывает разработчик MilChat Ярослав Шерстюк, 36.
Он начал разработку MilChat в 2018 году при поддержке компании Noosphere. Теперь мессенджером пользуется около 60 000 защитников. Шерстюк – профессиональный артиллерист, разрабатывать «военный» софт научился самостоятельно. Он не единственный программист-волонтер, помогающий ВСУ.
Айтишники разработали системы «Крапива», GisArta, «Броня». Всего больше десятка. Ими пользуются сотни тысяч военных, от рядовых до генералов.
В разнообразии и децентрализации военного софта есть как плюсы, так и опасные минусы. Чем пользуются ВСУ сейчас и как государство делает первые шаги навстречу разработчикам-волонтерам?
Война с планшетами
Кроме MilChat Шерстюк сделал еще два приложения, которые «стоят на вооружении» ВСУ. Выпускник Сумского института ракетных войск и артиллерии попал в армию в 2003-м и прослужил 14 лет. Он еще застал «прибор управления огнем» – железную планшетку с линейкой. «Рисуете на карте свое местонахождение и цель, двигаете линейку и определяете дальность», – объясняет Шерстюк. Затем высчитываются метеорологические поправки. На все про все – 15 минут.
«Я был ленив, не хотел считать по линейкам», – говорит Шерстюк. Разработал баллистический калькулятор для артиллеристов, который работал еще на кнопочных телефонах. С годами калькулятор «доулучшали» в приложение, которым сейчас пользуются 18 000 военных – на Android это УКРОП, а на iOS – MyGun. Обновлять их помогали программисты из EPAM и других IТ-компаний. На пике команда состояла из семи разработчиков, сейчас два-три, говорит Шерстюк.
На вопрос об инвестициях Шерстюк отвечает, что инвестировал свое время. «Сидел до четырех-пяти утра», – говорит он. История разработок Ярослава Шерстюка типична для украинского военного софта.
Толчок индустрии дала война в 2014 году. Украинским военным не хватало не только бронежилетов или шлемов. «Им выдавали карты, напечатанные в 80-х годах. Там, где обозначалось поле или посадка, давно стояла какая-то застройка», – рассказывал Алексей Савченко, 37, соучредитель фонда «Армия SOS».
Из проблемы устаревших карт выросли две популярные автоматизированные системы управления. «Армия SOS» разработала «Крапиву».
Как в обычной жизни люди выбирают программу на свой вкус и под свои нужды, так и военные используют программы, которые больше подходят для их задач.
Анна Денисова одна из разработчиков «Крапивы»
А шесть энтузиастов из компаний «Гео-Софт», Breeze Software и Primeway Ukraine – GisArta. Первые версии обоих приложений появились независимо друг от друга на первом году войны. В последующие годы фокусы сервисов разошлись.
В 2022-м «Крапиву» используют 90–95% артиллеристов, говорит Савченко. Разведка передает на Android-приложение координаты вражеской цели. Их получает ближайшая артбатарея и быстро наносит удар. «Благодаря «Крапиве» у нас одна из самых точных артиллерий в мире, американцы восхищаются», – рассказывает командир подразделения 15-й бригады артразведки, лейтенант Олег Берестовой.
«Крапива» заняла нишу на тактическом уровне – она помогает военным быстрее выполнять задачи прямо на поле боя. GisArta же из офлайн-карты выросла в систему ситуационной осведомленности для штабов. Она помогает командирам батальона, дивизии видеть ситуацию на фронте и лучше планировать операции.
Путь к государству
Оба проекта пытались оформить официальные отношения с государством, чтобы масштабировать разработки и получить больше ресурсов для развития. «Определяющие испытания пройдены в 2015 году. Документация – в 2016 году. Систему кодифицировали в 2017–2018 годах», – перечисляет основатель GisArta Владимир. Однако на вооружение так и не приняли.
«Армия SOS» в 2017 году государству «Крапиву» просто подарила. Несмотря на распространенность, официально на вооружение ее не приняли. Фонд продолжает заниматься разработкой и обновлением. Инвестиции не считают – «время волонтеров».
Сфокусироваться на помощи ВСУ, а не бегать по кабинетам решили разработчики системы поражения целей с закрытых позиций «Броня», позволяющей стрелять без прямой видимости врага. «Дает возможность быстро отрабатывать и отойти, что сохраняет жизнь наших воинов и технику», – говорит Алексей Гавриш, 41, координатор «Брони».
Поддержку разработчикам «Брони» оказывает крупнейший военный фонд «Повернись живим». Они закупили около 4000 планшетов для «Брони». В «Армии SOS» цифры еще более масштабные, только в этом году закупили 6000 девайсов.
Бюрократическая оборона
Большое количество некоординированных IT-волонтеров ускорило оборонные инновации. «Как в гражданской жизни люди выбирают программу на свой вкус и под свои нужды, так и военные используют программы, которые больше подходят для их задач», – говорит Анна Денисова, 25, одна из разработчиков «Крапивы».
Все волонтерские решения разрабатывались по принципу снизу вверх, быстро реагируя на запросы военных.
У Минобороны еще недавно был классический государственный подход. Планирование проекта, закладка бюджетных средств, четкие требования к продукту, системы защиты информации, сертификация, а уж потом на передовую. «Такая работа обычно длится несколько лет», – говорит Олег Гайдук, 57, замминистра обороны по вопросам цифровизации. Если необходимо что-то существенно изменить, добавить модули – весь путь сначала.
Вопросы безопасности
Волонтерское происхождение программ не означает открытый код. Разработчики всех приложений уверяют, что получить доступ к программе нелегко. «Даже если кто-нибудь скачает файл, развернет его на планшете, все, что сможет сделать, это сбросить нам запрос, – рассказывает Гавриш. – Там даже не двухфакторная, а многофакторная авторизация». Планшет закрепляют за военным подразделением и предоставляют данные. Почти у всех программ децентрализовано хранение информации. «Нет такого, что вся линия фронта в одном планшете», – говорит Гавриш. Каждое подразделение видит данные своего участка. Поэтому даже захват врагом девайса не критичен.
Централизованный подход в России. Там ряд автоматизированных систем разрабатывался по госзаказу еще с нулевых. В 2018 году российское Минобороны потратило 20 млрд руб. ($318 млн) на закупку 32 комплектов мобильной системы управления войсками «Акация-М». Она должна собирать информацию из других систем для разных родов войск и ускорить принятие решений на оперативно-тактическом уровне. Комплекты, по крайней мере на бумаге, должны были поставить до 2020 года. Используется ли она в этой войне, неизвестно.
В Украине не подконтрольное государству волонтерское IT-движение несет свои риски. «Одни бригады могут сидеть на одной системе, другие – на другой. И они не очень взаимосовместимы», – говорит глава «Повернись живим» Тарас Чмут, 30. Решения волонтеров нужно унифицировать в среднесрочной перспективе, считает он.
«Игрокам» на рынке волонтерского софта нужны единые правила: протокол шифрования данных, обмен ими, стандарты хранения данных, считает Гавриш из «Брони». «Каждая система должна быть идентифицирована и должна работать с государственным ядром по его правилам», – говорит он.
«Вывод прост – технологии ушли вперед, а наша нормативная база и подходы к защите информации нуждаются в реформировании», – говорит ответственный за цифровизацию в Минобороны. Однако бюрократическая система постепенно разворачивается в сторону принятия и легализации таких продуктов.
Индустрия – начало
По состоянию на 24 февраля милитарных стартапов должно быть в десятки раз больше, говорит Георгий Дубинский, заместитель Минцифры направления MilTech. «Очень сложные регуляции», – называет он причину. Потенциально это перспективное направление для украинского IT: мировые расходы на инновации в обороне в 2020 году оценивались в $80 млрд, по подсчетам Allied Market Research.
Курс на цифровизацию Минобороны взяли только в ноябре 2021 года с назначением министром Алексея Резникова. «Первым шагом был анализ того «зоопарка» ПО, что были в орбите оборонного ведомства и ВСУ», – говорит Гайдук.
Минобороны планирует внедрить в 2022 году несколько систем, которые уже пришли в «готовом виде». О каких именно решениях идет речь, в ведомстве не уточняют. Война помогла министерству усилить экспертизу. «Сейчас уникальный момент – большое количество IT-специалистов мобилизовано и с удовольствием присоединяется к IT-командам в оборонном секторе», – говорит Гайдук.
В июле Центр инноваций МО открыл 11 вакансий разработчиков для работы над системой ситуационной осведомленности Delta. Она сопровождает бойцов на поле боя, извещая о расположении сил противника и сопутствующих опасностях. В Минобороны отказались раскрывать детали проекта из соображений безопасности.
У украинских разработчиков есть мощные конкуренты. Минцифры привлекло разработчика Palantir. У американской компании с капитализацией $16,6 млрд есть контракты с ЦРУ, оборонными ведомствами США, Британии.
В Украине Palantir будет работать с подразделениями Минобороны и Генштаба и предоставляет системы ситуационной осведомленности разного уровня. Они помогают обрабатывать и объединять информацию со спутников, дронов и других источников и принимать более быстрые решения, говорит Дубинский.
«Надеемся, что Palantir не будет конкурировать с украинскими разработками, а сможет обеспечить их интероперабельность», – говорит он. О своей деятельности в Украине представители Palantir рассказывают неохотно, ссылаясь на вопросы безопасности. После июньской встречи президента Зеленского с CEO Palantir Алексом Карпом компания занялась софтом, анализирующим информацию о военных преступлениях россиян.
«Какую систему или системы примут на «официальное вооружение», – решение за Минобороны и Генштабом, говорит Дубинский из Минцифры. Однако украинских разработчиков нужно поддерживать. «Мы должны воевать разумнее и это монетизировать, чтобы развивать экономику», – добавляет он.
Вы нашли ошибку или неточность?
Оставьте отзыв для редакции. Мы учтем ваши замечания как можно скорее.