Категория
Компании
Дата

Не только маркетинг и скидки. Как ритейлу подготовиться к Черной пятнице. Рассказывает Галина Пустова из Catomize

4 хв читання

До Черной пятницы большинство ритейлеров сосредотачиваются на маркетинговых акциях, но часто забывают о технической подготовке. Проблемы с серверными ресурсами, кэшированием и актуальностью данных об остатках товара на складе могут привести к потере продаж и репутации. Как эффективно подготовиться к пиковому трафику и избежать этих ошибок? Рассказывает Галина Пустова, соучредитель компании Catomize, CEO СDTO Сampus при Минцифре

Купуйте річну передплату на шість журналів Forbes Ukraine за 1259 грн замість 1799 грн. Якщо ви цінуєте якість, глибину та силу реального досвіду, ця передплата саме для вас. В період акції Christmas sale діє знижка 30% 🎁

Готовясь к Черной пятнице, большинство ритейлеров сразу фокусируются на маркетинговых акциях, скидках и рекламных кампаниях. Пообщавшись с несколькими крупными онлайн-магазинами, наша команда заметила интересный паттерн: определенные моменты технической подготовки остаются без внимания.

Серверы, базы данных, кэширование – кажется, что все работает, но именно здесь часто и возникают проблемы или рассинхрон, которые могут превратить любой успех в потерю продаж и репутации бизнеса.

Три неочевидных, но наиболее распространенных технических проблемы, с которыми сталкивается e-commerce во время пикового трафика. И решение, чтобы их избежать.

Нагрузка на серверы будет расти нелинейно

В период пикового трафика нагрузка на серверные ресурсы будет расти нелинейно.

Е-commerce платформы имеют централизованные точки хранения данных – базы данных. При увеличении количества одновременных пользователей количество запросов растет не только пропорционально, но и комбинационно – увеличивается количество перекрестных запросов, блокировок таблиц и т.д.

Если один пользователь создает пять запросов, то 1000 пользователей одновременно создают не просто 5000 запросов, а 5000, конкурирующих за ресурсы кэша, памяти. Как результат – блокировка ресурсов и деградация производительности в квадрате к нагрузке.

Эту проблему обычно пытаются решать агрессивным кэшированием. Но на больших объемах трафика кэширование перестает быть эффективным. Когда растет количество посетителей и уникальных страниц, доля cache misses увеличивается: пользователи смотрят различные товары, фильтруют, сортируют, ищут. Это приводит к частым обращениям в базу данных и нелинейному росту нагрузки на бэкенд.

К тому же использование кэша имеет другой более существенный недостаток. О нем ниже.

Нелинейный рост расходов на железо будет также нелинейно уменьшать профит.

Здесь проблемы возникнут:

  • у IT-департамента, который не сможет запланировать необходимое масштабирование на период пикового трафика. Результат – овербукинг ресурсов или даунтайм;
  • у отдела финансов и маркетинга, потому что из-за растущих затрат на серверы они не смогут запланировать маркетинговые кампании, а прогнозируемые прибыли, скорее всего, окажутся завышенными.

Решение. Для этой проблемы не существует быстрого решения. Достичь линейного роста серверной нагрузки возможно, только если грамотно выстроить архитектуру онлайн-каталога, где ответы сервера на запросы клиентов были бы сгенерированы заранее и не создавали никаких нагрузок на базы данных.

По такому принципу работают гиганты e-commerce как Amazon, eBay или Jumia.

Товары могут закончиться раньше, чем онлайн-магазин будет знать об этом

Это проблема агрессивного кэширования, о которой упоминалось в первом пункте.

Чтобы уменьшить количество обращений в базы данных (тем самым уменьшить нагрузку на сервер), страницы активно сохраняются для повторного использования. Это вызывает риск рассинхрона каталога с складом.

Сохраненная (закэшированная) страница может показывать, что товар доступен, когда его уже распродали.

Так бизнес теряет продажи, потому что вместо этого товара клиенты могли бы купить другой, который есть в наличии. И наоборот, появившиеся на складе товары могут не отображаться в каталоге. Снова потеря дохода, не говоря уже о репутационных рисках, дополнительной нагрузке на службу поддержки.

Во время повышенного трафика, вроде Черной пятницы, Хэллоуина или рекламных кампаний, вероятность возникновения этой проблемы особенно высока из-за повышенного объема транзакций и более высокой вероятности товара быть полностью распроданным.

Кэш – это известная палка о двух концах. Это пожизненная попытка решить что-то, пользуясь чем-нибудь другим. О сложностях работы с кэшем очень точно еще в 1994 году сказал Фил Карлтон, но и по сей день ситуация не слишком изменилась: «В компьютерной науке есть только две сложные вещи: инвалидация кэша и наименование сущностей».

Решение. Вместо использования кэша следует применить предварительную генерацию страниц каталога. Предыдущая генерация или проекция является принципиально иным решением, не требующим инвалидации. Вместе с тем нужна разумная система сообщений о всех изменениях в системе, которая будет инициировать перегенерацию утративших свою актуальность страниц.

Риск накопить «непроданные остатки»

В случае сложной ритейл-структуры с большим количеством каналов продаж существует высокая вероятность, что у команды закупок нет реальной картины относительно состояния склада.

Чтобы избежать рисков и обеспечить наличие товаров даже в случае непредвиденных ситуаций, отдел закупок может увеличить количество товаров на складах перед Черной пятницей. Это создаст большое количество непроданных остатков с окончанием пикового сезона.

Снова потери. Один из наших дизайн-партнеров рассказал, что из-за отсутствия актуальной информации о количестве товаров на складах они вынуждены держать мертвый сток на сумму свыше €2 млн, чтобы обеспечить наличие товаров.

Решение – разумная система оповещения об изменениях в любой из частей e-commerce ландшафта и централизованная подсистема хранения и мгновенной выдачи этой информации.

Не только маркетинг и скидки

Подготовка к Черной пятнице или другим крупным маркетинговым кампаниям – это не только маркетинг и скидки. Успех кампании зависит от технической готовности: от стабильности серверов до актуальности данных об остатках на складе. Игнорирование этого может привести к потерям продаж, уменьшению маржинальности, перегрузке ресурсов и даже ущербу для репутации.

Чтобы пиковый трафик не стал сюрпризом, следует строить систему, где технические процессы работают на уровне бизнес-целей: грамотно масштабировать серверы, обеспечивать актуальность каталога и контролировать закупки.

Готовиться к Черной пятнице нужно, не только синхронизируясь с маркетинговой командой, а в первую очередь – именно с технической. Комплексный подход позволяет сохранить прибыль и сделать Черную пятницу действительно выгодной для бизнеса.

Материалы по теме
Контрибьюторы сотрудничают с Forbes на внештатной основе. Их тексты отражают личную точку зрения. У вас другое мнение? Пишите нашей редакторе Татьяне Павлушенко – [email protected]

Вы нашли ошибку или неточность?

Оставьте отзыв для редакции. Мы учтем ваши замечания как можно скорее.

Предыдущий слайд
Следующий слайд
П'ятий випуск 2025 року вже у продажу

Замовляйте з безкоштовною доставкою по Україні