Игорь Коломойский передал свою долю в группе «1+1» СЕО Ярославу Пахольчуку. Что действительно меняется, кому это выгодно и почему опальный бизнесмен пошел на этот шаг?
26 октября группа «1+1 media» объявила, что ее бенефициарный владелец Игорь Коломойский передал свои корпоративные права в управление трудовому коллективу в лице CEO компании Ярослава Пахольчука. Тот может принимать какие-либо нужные решения, кроме отчуждения и/или отягощения частей, которые продолжают принадлежать Коломойскому.
«Пока Игорь Коломойский по объективным причинам не может полноценно осуществлять свои полномочия», – отмечается в официальном заявлении «пюсов». В сентябре СБУ и БЭБ сообщили бизнесмену о подозрении в завладении 5,8 млрд грн ПриватБанка. Пока идут слушания, Коломойский остается под стражей.
Какое наследие получит топ-менеджер «1+1» и кому выгодно такое развитие событий?
Сколько Коломойского в «1+1»
Холдинг «1+1 media» объединяет восемь собственных телеканалов: «1+1» (телемарафон), «1+1 Украина», «1+1 International», «2+2», «ТЭТ», «ПлюсПлюс», «УНИАН ТВ»», «Бигуди». У группы есть собственный продакшен, а также онлайн-ресурсы: «ТСН», «УНИАН» и «Главред». Не входит в группу, но является партнером Единый спутниковый телевизионный оператор Viasat.
Каналы «2+2» с долей телепросмотра 5,33%, ТЭТ (4,92%) и «1+1 Украина» (3,87%) занимают 4–6 место за период 9–15 октября, подсчитали в Nielsen Ukraine. Лидеры – три канала Starlight Media Виктора Пинчука (СТБ, «Новый» и ICTV2). Традиционный «1+1», транслирующий телемарафон, не подпадает под исследование.
Хотя структура собственности ООО «Телерадиокомпания Студия 1+1» опубликована на сайте группы, ее сложно назвать понятной. В схеме – 13 украинских и кипрских фирм, перекрестно владеющих долями друг в друге, а также несколько конечных владельцев.
По данным самих «Плюсов», 25,9% акций официально владеет Игорь Коломойский, 22,9% – у Юрия Кипермана, отца Михаила Кипермана – многолетнего партнера Коломойского. В июле Киперман-младший также получил подозрение от СБУ, но находится за границей. Еще 16,4% – у Игоря Суркиса. В общей сложности – около 65,2%. Кроме того, 23 бывших и нынешних сотрудника «Плюсов» владеют совокупно 2,24% акций «1+1», следует из данных сервиса Opendatabot.
У каждого из остальных конечных владельцев – менее 10% акций, и их имена в отчете не раскрываются. Среди них может оставаться супруга Виктора Медведчука Оксана Марченко. Находясь в статусе депутата, Медведчук декларировал в семейной собственности компанию-акционера около 8% «Плюсов». В 2021 году номинальные акционеры изменились, но медиагруппа уверяла «Детектор медиа», что изменений среди конечных собственников-физлиц не было. В апреле 2022 года Медведчука арестовали, а затем обменяли на 215 своих пленных.
Раздвоение «плюсов»
Передача прав – не единственное интересное событие вокруг медиагруппы за последнее время. В сентябре – октябре Нацсовет по телевидению и радиовещанию принял заявления телеканалов на получение лицензий на цифровое вещание сетей MX-1, MX-2, MX-5 в телесетях «Зеонстроя» и государственного МХ-7. Фактически речь идет о трансляции на прежние «антенны».
В списке претендентов – пять юридических лиц, чьи названия созвучны названиям каналов группы. В частности, речь идет о ООО «Вижн 1+1» – логотип «1+1 Украина», ООО «Вижн 2+2» – логотип «Вижн 2», ООО «Вижн 3» – логотип «Вижн 3», ООО «Вижн 4» – логотип «Бигуди», ООО «Дидживан» – логотип «Униан 2». Стоимость лицензионного сбора – 4 млн грн, поэтому в случае победы им нужно будет заплатить около 20 млн грн. Три компании из перечисленных были зарегистрированы 4 сентября – через два дня после того, как Игорю Коломойскому вручили подозрение СБУ и БЭБ.
Все эти компании зарегистрированы по адресу офиса «Плюсов» и принадлежат ООО «Солюшнс», следует из данных системы YouСontrol.
Чем интересна эта компания? Это фактический владелец единственного спутникового оператора телевидения Viasat (ООО «Вижн ТВ»). Ее текущие бенефициары – СЕО Viasat Светлана Мищенко и гендиректор «1+1» Ярослав Пахольчук. До них владельцами были другие менеджеры, близко знакомые с бизнесом «Плюсов», – экс-директор «1+1» Александр Ткаченко или партнер Коломойского Тимур Миндич, следует из данных YouСontrol.
Зачем в структуре новые компании? Новые юрлица – это перестраховка на случай национализации «1+1 media», чтобы показать, что вроде бы Коломойский – не владелец, предполагает медиаюрист Андрей Соломаха. «Фактически эти компании – дублеры. После этого перехода сложная структура собственности – с кипрскими компаниями, Суркисами и супругой Медведчука идет на свалку истории», – считает Соломаха.
До решения Нацсовета СEO группы «1+1 media» Ярослав Пахольчук отказался говорить, как именно эти вновь созданныеифирмы будут сотрудничать с медиаактивами группы.
Зачем Коломойский передал каналы: версии
С юридической точки зрения, заявление о передаче прав вызывает многие вопросы, говорят трое юристов, опрошенных Forbes. Есть лишь предположение.
«Это медийное заявление, означающее, что не нужно ничего национализировать, я уже все передал, теперь решает Пахольчук. На меня, Коломойского, давить бесполезно», – считает медиаюрист Соломаха.
«Это явно скрытая форма передачи собственности и управления», – сказал на правах анонимности юрист, сотрудничавший с крупными финансово-промышленными группами, в том числе в медиасфере. Называть свое имя он не позволил, учитывая сенситивность темы.
Кому это может быть выгодно? В Офисе президента хотели бы убрать влияние Коломойского на каналы, говорит собеседник из Офиса, не имеющий полномочий на официальные комментарии. «В «Плюсах» таким образом готовятся, чтобы действовать, если Коломойского осудят», – предполагает передачу корпоративных прав Пахольчуку представитель одной из конкурирующих с «1+1» медиагрупп.
Коломойскому выгодно продемонстрировать удаленность от каналов, пока идут суды, считает юридический консультант правительства и команды президента, также согласившегося общаться на условиях анонимности. Хотя бизнесмен может использовать их для влияния на следствие, добавляет источник Forbes.
На чем зарабатывает «1+1»
Если Коломойский отказался от СМИ, достаточно ли у медиагруппы денег, чтобы существовать без его дотаций?
Холдинг не публикует консолидированную отчетность. По данным YouControl, совокупный доход ООО «ТРК «Студия 1+1» и «1+1 Продакшн» в 2022 году составил 857 млн грн, а убыток – 1,7 млрд грн. Выручка крупнейших каналов и сайта ТСН.ua за прошлый год составила около 760 млн грн.
Во время войны среди СМИ больше всего пострадало телевидение. Рекламный ТВ-рынок в 2022-м рухнул более чем в 5 раз, до 2,6 млрд грн, писал Forbes.
До 2020 года группа «1+1 media» была дотационной, рассказывает Ярослав Пахольчук. В 2021-м впервые за многие годы стала прибыльной. Есть ли здесь помощь акционера?
«Коломойский прямо телеканалы не финансировал, – объясняет медиаюрист Андрей Соломаха. – Одними из крупных заказчиков рекламы, консалтинговых и юридических услуг были Кременчугский нефтеперерабатывающий завод (Коломойский с партнерами – контролирующие акционеры. – Forbes)».
Сам завод еще в начале большой войны сильно пострадал из-за ракетных ударов россиян. До февраля 2022 года он производил около трети горючего, продаваемого на украинском рынке. В ноябре 2022-го решением Ставки главнокомандующего его передали в подчинение Минобороны.
После 24 февраля 2022 года «1+1 media» пришлось начать все с нуля, рассказывает Пахольчук. Структура доходов существенно изменилась – увеличилась доля YouTube, растет сегмент доходов от Facebook, Telegram-каналов.
«Медиагруппа 1+1 имеет положительный cash flow, по отчету P&L – это операционный ноль», – уверяет Пахольчук.
От 30% до 40% в структуре доходов медиагруппы занимает реклама. В том числе от бизнеса Коломойского. К примеру, реклама кофе на сети АЗС ANP, которую ассоциируют с бизнесменом.
Всего по итогам 2023 «1+1 media» планирует потратить на производство контента более 1 млрд грн, добавляет он. СЕО медиагруппы 1»+1» прогнозирует, что 2023 год «будет не драматичным, но убыточным».
«Новым для нас стало привлечение грантов для создания просветительских кампаний, в частности медиаграмотности, общественной устойчивости, информационной работы с деоккупированными и временно оккупированными территориями», – говорит Пахольчук.
В декабре 2022 года «1+1 media» запустила новый продукт – «1+1 Украина». Он стал отдельным телеканалом, в отличие от флагманского «1+1», который с 24 февраля круглосуточно транслирует новости в «Едином марафоне». В октябре 2022 года медиагруппа выиграла конкурс на финансирование «Единых новостей». Ежемесячно компания получает на производство марафона «Единые новости» в среднем 9,1 млн грн с НДС, говорит Пахольчук.
В настоящее время лидерами среди медиагрупп являются «1+1 media» и Starlightmedia, говорит исследователь медиа Орест Белоскурский. «Судьба обеих медиагрупп – по 35%», – резюмирует он.

Вы нашли ошибку или неточность?
Оставьте отзыв для редакции. Мы учтем ваши замечания как можно скорее.